Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности бюрократии и бюрократического аппарата в системе государственных органов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие бюрократии и проследить эволюцию основных теорий бюрократии;
-выявить истоки бюрократии в России;
-рассмотреть систему государственных органов;
-выявить взаимосвязь системы государственных органов и бюрократии;
-исследовать проблемы бюрократизма в современной системе;
-определить пути преодоления бюрократии.
Введение……..………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические аспекты изучения бюрократии………………………………………………………………………5
1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии……………………………………………………………………...6
1.2 Истоки возникновения бюрократии в России……………………………………………………………….…………12
2. Место бюрократии в системе государственной власти……………………………………………………………………………..14
2.1 Особенности системы государственных органов.………………………………………………………………………….14
2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти……………………………………………………………………………21
3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения……………………………………………………………………….…24
3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе…………………………………………………………………………....24
3.2 Пути преодоления бюрократизма…………………………………………………………...………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………….……………………………………34
Таким образом,
функционирование российской
3.2 Пути
преодоления бюрократизма
Поскольку
в основе бюрократизма лежат экономические,
организационные, политико-идеологические,
социокультурные корни, необходимы изменения
экономических, организационных, социальных,
политических и других условий, способствующих
обюрокрачиванию управленческих процессов.
Успех борьбы с бюрократизмом в России
определяется тем, по какому пути социально-экономического
и политического развития пойдет страна,
насколько быстро и в каких масштабах
будут реализованы идеи демократии, свободы
и социальной справедливости, как будут
осуществлены принципы демократической
самоуправляемости. Бюрократизм приобретает
тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее
политический режим. Демократизация системы
управления лишит бюрократизм благоприятной
среды, тех "ниш", в которых он сейчас
размножается и благоденствует. При этом
борьбу с бюрократизмом следует рассматривать
в широком контексте демократического
обновления, недопустимо ее сведение к
обличению бюрократического стиля управления,
к антибюрократическим кампаниям и механическим
реорганизациям аппарата управления.
Освобождаясь от ошибок и перехлестов
прежней системы, люди нередко впадают
в другую крайность - вседозволенность,
не знающую границ. Демократия - это не
вседозволенность, а порядок, основанный
на самоконтроле общества, гражданской
зрелости и высокой культуре людей, особенно
занятых в аппарате органов государственной
власти.Успешной борьбе с бюрократизмом
могут и должны способствовать система
социального оппонирования чиновничеству
и социальный контроль за деятельностью
аппарата в целом. Однако социальное оппонирование
ни в коем случае не следует толковать
как нечто антиаппаратное. Без аппарата
нет и не может быть ни одного органа управления,
без него - анархия, хаос. Но управление
нельзя доверять лишь одному аппарату.
Необходимо сочетание демократического
государственного управления с действенными
механизмами социальной саморегуляции.
Опыт (и положительный, и отрицательный)
показывает, что повышение эффективности
государственного управления практически
невозможно, если оно не дополняется, не
уравновешивается "разумными" механизмами
социальной саморегуляции, стимулирующими
гражданскую активность и общественный
контроль. Такой системой социального
оппонирования государственной власти
призвано стать формирующееся в нашей
стране гражданское общество с развитой
системой саморегуляции. В сфере государственного
управления работают люди, занятые сложным,
специфическим видом умственного труда
- управленческим трудом. Из его особенностей
вытекают и особые требования к управленческим
кадрам, в частности, компетентность (знание
профессии), деловитость (умение вести
дело), сочетание научного и административного
подходов, организованность, высокая порядочность
и ответственность. Как показал экспертный
опрос, проведенный в марте - апреле 2006
г. (опрошены 160 работников администрации
Московской области), работа государственного
служащего (чиновника), которая является
одним из исключительно ответственных
видов профессиональной деятельности,
предъявляет к нему разносторонние требования,
предполагает наличие определенных качеств.
Среди них: компетентность (90,8%); самостоятельность
в решении поставленных задач (48,4%); инициативность
(32,8%). Кроме того, были названы общая эрудиция;
аналитичность и системность мышления;
государственный подход к делу; порядочность;
умение осуществлять свою управленческую
деятельность сквозь призму интересов
людей.11 По мнению большинства респондентов,
нынешним государственным служащим в
значительной степени свойственен бюрократический
стиль работы. 27% опрошенных отмечают,
что чиновники действуют в импровизационном
стиле, который присущ тем, кто не имеет
серьезной профессиональной подготовки
и кто привык поступать под воздействием
эмоций, без учета возможных последствий
принятия решений для коллективов и общества
в целом. Бюрократизм не может не проявляться
в развитой системе управления, в которой
субъект и объект управления в той или
иной мере отделены друг от друга, где
субъект управления специализируется
и профессионализируется. Каждый государственный
служащий в той или иной мере бюрократ.
Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения
бюрократизма необходимо уничтожить государственную
службу, профессиональный аппарат власти
или управления. Такая идея ошибочна и
малопродуктивна. Выход лежит в другой
плоскости поиска. В этой связи необходимо
выделить проблематику бюрократии и бюрократизма
в специальный раздел теории управления
для более глубокого их анализа.
Заключение
Таким образом, на основании изучения темы данной работы представляется возможным сделать следующие выводы:
Одним из
первых ученых, занявшихся проблемой
бюрократии, положившему начало
развитию теории бюрократии
Следом за Гегелем проблемами бюрократии занялись такие ученые и мыслители как А.Токвиль, Дж.С. Милль и др.
Существенную
роль в развитие теории
Однако первым ученым давшим понятие бюрократии и систематизировавшим анализ государственной бюрократии стал М. Вебер. Исходным пунктом анализа бюрократии для М.Вебера является факт роста и усложнения организаций в современном обществе. Он рассматривает бюрократию как основу современной теории принятия решений.
В России бюрократия как постоянное явление возникло с оформлением государственной службы. Возникновение профессиональной государственной службы связывают с именем Петра I, а именно с его государственными реформами. Введение "Табель о рангах" определило основы государственной службы в России. "Табель о рангах" действовала два столетия и регулировала государственную службу, а также узаконила, положение российского чиновничества.
В настоящее
время в России действует
Можно сказать, что в настоящее время еще не прошел этап реформирования государственной службы. Одним из основных этапов реформирования явилось появление и введение в действие Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы. В России с 2003 года действует Федеральная программа о реформировании государственной службы. На этапе реформирования государственной службы должно быть в полном объеме реализованы приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации.
В современной
России огромной проблемой в реформировании
государственной службы является проблема
коррумпированности чиновников различного
уровня. Несмотря на наметившуюся тенденцию
борьбы с коррумпированными
Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;
подконтрольность
и открытость системы
дебюрократизацию
отношений между
Конечной
целью реформы государственной
службы является обеспечение
четкой, эффективной и экономной
деятельности государственного
аппарата, ориентация государственной
службы на соблюдение законных
прав и свобод граждан и
всех субъектов права, предотвращение
возможности использования аппарата как
средства подчинения его партийным или
групповым влияниям и как источника незаконного
присвоения общественного богатства.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. - № 12 (4).– 25 декабря.
2. Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе». – М.: Юридическая литература, 2003г.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». – М.: Инфра, 2004.
4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 года. – Уфа: Китап, 1994.
5. Указ Президента РФ от 19.11.02 г. №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» // Российская газета. 2002, 23 ноября
6.Указ Президента РБ « Об утверждении программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан. 2004-2006 годы. Правовая база Консультант Плюс. Региональное законодательство.
7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». – М.: Инфра, 2006.
8. Указ Президента Российской Федерации № 1437 «О продлении реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.) на 2006-2007 гг.».»
9.Федеральная программа «Реформирование государственной службы 2003-2005гг.», утвержденная Президентом Российской Федерации 19 ноября 2002 года.
10.Указ от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»
11. Указ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»
12. Указ от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»
13.Указ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».
Специальная литература
14. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
15. Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М.: Инфра, 2000.
16. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Проспект, 2002.
17. Брудер В. Бюрократия // Полис. - 1999. № 5. - С. 41-48.
18. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
19. Вячеслав Смольков Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба. – 2005. - № 5. – С. 21-29.
20 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии. - 2003. - № 3. – С. 36—44.
21. Гегель Г.В. Философия права. М.: Новый свет, 1990.
22.Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы. (Аналитический обзор направлений и содержания реформирования госслужбы в РФ) // Государственная служба. – 2005. - № 4. – С. 22-30.
23. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 2003.
24.Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право. – 2004. - № 1. – С. 42-52.
25. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 2005 - № 2. – С. 19-26.
Информация о работе Особенности бюрократического управления государством в современной России