Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:34, отчет по практике
Целью прохождения преддипломной практики является изучение деятельности Управления по развитию малого и среднего бизнеса Департамента Орловской области, определение степени влияния малого предпринимательства на развитие экономики Орловской области и разработка направлений поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровне. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значение для экономики региона;
...
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 6
1.1 Анализ деятельности Управления по развитию малого и среднего бизнеса Департамента экономики Орловской области в сфере поддержки малого бизнеса 6
1.2 Оценка реализации мер по стимулированию малого предпринимательства в Орловской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
- муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Орле на период до 2011 года;
- долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в городе Орле на 2012 - 2015 г.";
- долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012–2020 годы».
В Орловской области
действуют формы поддержки
Рисунок 3 - Формы поддержки малого бизнеса в Орловской области
В рамках финансовой поддержки предпринимательства выделяют следующие виды поддержки (рисунок 4).
Рисунок 4 - Виды финансовой поддержки малого бизнеса в Орловской области
В Орловской области
государственная поддержка
Так, в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009 – 2011 годы» в 2011 г. было направлено 165 млн. руб., в том числе их федерального бюджета – 132 млн. руб. или 60%, из областного бюджета – 33 млн. руб. Реализованы следующие направления:
- субсидирование начинающих предпринимателей;
- субсидирование части затрат по кредитным договорам и договорам лизинга, заключенных субъектами малого и среднего предпринимательства;
- развитие системы микрофинансирования;
- развитие системы
гарантий и поручительств по
кредитным договорам,
Одним из ключевых направлений поддержки сектора малого предпринимательства в рамках реализации антикризисных мер Правительства является конкурсный отбор по субсидированию начинающих предпринимателей. Он проводится по 6 номинациям:
- создание собственного бизнеса в инновационной сфере;
- создание собственного бизнес в сфере производства;
- создание собственного бизнеса в сфере строительства;
- создание собственного бизнеса в сфере услуг;
- создание собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства.
В рамках аналогичного конкурса, проведенного в 2010 г., было выделено 19 субсидий общей суммой 5,6 мл. руб. ( по 300 тыс. руб. каждому).
Вторым направлением
поддержки сектора малой
Получателями субсидий на открытие собственного бизнеса и на субсидирование части затрат по договорам лизинга 2010 года лишь только в первом полугодии 2011 года создано 67 рабочих мест и сохранено 261 рабочее место.
Третье направление государственной поддержки сектора - это «Развитие системы микрофинансирования». Оно реализуется областным автономным учреждением «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства».
Средняя величина процентной ставки по предоставленным займам составила 10,3 % годовых, при минимальной ставке 8,5%, максимальной - 14% годовых.
Объем ссудного портфеля на 1 июля 2011 года составил 95,5 млн. рублей по 202 договорам займа. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически в 2 раза.
С июня 2011 года введен новый Порядок взаимодействия фонда с субъектами малого предпринимательства по выдаче займов на срок до 3-х лет за счет кредитных средств, привлеченных в ОАО «Российский банк развития» на такие цели как приобретение, ремонт, модернизация основных средств, внедрение новых технологий, развитие научно-технической и инвестиционной деятельности.
Четвертое направление господдержки - предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. Это основной вид деятельности Орловского регионального гарантийного фонда.
В 2011 году фондом предоставлены 26 поручительств на сумму свыше 47 млн. рублей, что позволило прогарантировать кредитные сделки на сумму более 108 млн. рублей.
По состоянию на 1 июля 2011 года Гарантийный фонд имеет капитализацию в сумме свыше 1.00 млн. рублей.
На базе Гарантийного фонда создан Универсальный консультационный центр, который является оператором программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Центром проводятся краткосрочные обучающие курсы и семинары для предпринимателей.
Центр также оказывает услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работает по принципу «одного окна». Любое физическое лицо, обратившееся в центр и предоставившее необходимый пакет документов, на выходе получает полный пакет регистрационных документов. Помимо этого специалисты центра дают консультации по выбору режима налогообложения, юридические консультации, оказывают маркетинговые услуги, а также услуги удаленной бухгалтерии.
С 2011 года регулярно осуществляется рассылка новостей поддержки бизнеса предпринимателям (более 300 предпринимателям). Это позволяет предпринимателям получать информацию о мерах поддержки бизнеса и проводимых мероприятиях без необходимости изучения большого количества средств массовой информации.
В марте 2011 года начал свою работу Портал малого и среднего предпринимательства Орловской области. На нем размещается информация о региональных и муниципальных программах поддержки бизнеса, действующих формах и видах поддержки, об инфраструктуре развития предпринимательства, включая координационные советы и общественные организации. Также размещаются истории успеха предпринимателей, что способствует продвижению их товаров и услуг на рынке Орловской области и за ее пределами.
Есть и другие примеры оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Так, Постановлением Правительства Орловской области от 29 апреля 2011 года № 132 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах». Программой предусмотрен целый комплекс мер по поддержке малого бизнеса, в том числе - создание Фонда инвестиционных грантов для поддержки проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Эта мера позволит оказывать действенную поддержку в реализации инвестиционных проектов стоимостью до 50 млн. рублей. Для этих целей Программой на 2012 - 2015 годы запланированы средства в размере 120 млн. рублей - по 30 млн. рублей ежегодно. Безусловно, это существенная поддержка для малого предпринимательства.
Кроме мер государственной поддержки, предусмотренных программами «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы» и «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах» реализуется комплекс законодательных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса.
На 2011 год Законом Орловской области от 8 ноября 2010 года № 1140-ОЗ установлена налоговая ставка в , размере 5 % для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения по схеме «доходы, уменьшенные на величину расходов». Указанная мера применяется на территории Орловской области с 2009 года, и, безусловно, способствует выводу малого бизнеса «из тени».
При этом достигается и рост поступлений платежей в бюджет по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения по схеме «доходы, уменьшенные на величину расходов». По итогам за 2010 год указанные поступления составили 137,6 % к уровню 2009 года; за 6 месяцев 2011 года платежи почти в 2 раза превышают уровень первого полугодия 2010 года. Таким образом, рост поступлений налога значительно опережает средний рост поступления собственных доходов в бюджет Орловской области. Это свидетельствует высокой эффективности данной меры поддержки и необходимости ее продления на 2012 год.
В части имущественной поддержки малого предпринимательства до 1 июля 2013 года установлен срок преимущественного льготного выкупа такого имущества, а также арендуемого имущества – до 2000 кв. м.
Также в Орловской области принят
Закон от 27 ноября 2009 года № 994-ОЗ «О
применении индивидуальными
В целях привлечения максимально возможного числа индивидуальных предпринимателей к применению упрощенной системы налогообложения на основе патента по 35 видам деятельности произошло снижение стоимости патента в 2 раза. При этом самый дешевый – 1800 руб. – изготовление и ремонт деревянных изделий, самый дорогой – 22000 руб., - технический осмотре и ремонт автомобилей.
Все меры господдержки направлены на максимальное вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и самозанятость.
И как следствие этих мер наблюдается рост занятых в малый бизнес.
Оборот субъектов малого предпринимательства за первое полугодие 2011 года составил 116 % от уровня первого полугодия 2010 года.
Объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачиваемых по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельскохозяйственному налогу, составил 122,6 % от уровня прошлого года.
Номинальная заработная плата на 1 работника малых и средних предприятий составила 110 % от уровня аналогичного периода прошлого года.
Число действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) составило 9,5 тыс. единиц. Рост к первому полугодию 2010 года -106,6 %.
Таким образом, процесс социально-экономических изменений в Орловской области в настоящее время свидетельствует, о том что малое предпринимательство не боится кризисных явлений и выступает как динамичный сектор, приобретающий новые качественные характеристики: новый технический уровень, новые сферы деятельности, новые требования к кадрам, массовость и социальную ответственность. По мере продвижения экономических преобразований социально-экономическая значимость малого предпринимательства будет все больше возрастать.
В настоящий момент в целях содействия
развитию малого и среднего предпринимательства,
привлечения малого и среднего предпринимательства
к решению социально-
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности являются:
1) ежегодный прирост количества субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Орловской области не менее 2%;
2) ежегодное увеличение доли
продукции,
произведенной малыми
3) ежегодное увеличение доли
среднесписочной численности
4) ежегодный прирост количества
вновь созданных рабочих
мест субъектами МСП –
5) ежегодный прирост количества
сохраненных рабочих мест
Одной из основных форм предоставления поддержки малым предприятиям выступает финансовая. Такая форма выделяет несколько видов:
— субсидии субъектам МСП на создание собственного дела (грантовая поддержка);
— субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;
— субсидии на возмещение части затрат по кредитам.
Если средств на открытие собственного дела недостаточно, можно предоставить документы для получения специального гранта, который позволит возместить расходы на регистрацию предприятия, а также расходы на реализацию бизнес-плана созданного предприятия.
Субъекты малого бизнеса,
которые реализовали
Одна из наиболее частых
проблем это сложности с
Информация о работе Отчет по практике в Департаменте экономики Орловской области