Полиция в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является институт полиции Российской Федерации.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность полиции РФ.
Цель работы заключается в изучении основных характеристик, принципов, обязанностей, проблем полиции и способов их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Исторические аспекты возрождения полиции в Российской Федерации5
1.2.Правовые основы деятельности полиции РФ 11
1.3.Обязанности, принципы и основные направления деятельности полиции РФ 16
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕВЫШЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ РФ 21
2.1.Проблемы применения насилия сотрудниками полиции 21
2.2.Рекомендации по совершенствованию законодательной базы по вопросу применения физической силы сотрудниками полиции 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа состоит из  1 файл

работа полиция.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»). 1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

1.2.Правовые основы деятельности полиции РФ.

 

В первую очередь полиция  Российской Федерации в своей  деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию5.

К числу законов, в  которых содержатся положения, регулирующие правовой статус, либо касающиеся регулирования  деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и некоторые другие законы6.

Правовой статус и  деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и др.

Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые  ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий.

Однако не только принимаемые  МВД России ведомственные нормативные  правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания.

Известно, что полиция  входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности милиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.

Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции  составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Для деятельности полиции  важное значение имеют и нормативные  правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными  органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Полиция не вправе применять  нормы закона, если вступившим в  силу для Российской Федерации международным  договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме  федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно  связанного с правоприменительной  деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 этого же нормативного документа, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Принятие Федерального закона «О полиции» обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с ним7.

Предшествовавшая принятию Закона «О полиции» нормативная правовая база, регулировавшая общественные отношения, связанные с деятельностью российской милиции, носила характер сложной и многоплановой системы законодательных и иных нормативных правовых актов. В той или иной степени вопросы организации и деятельности милиции затрагивали на федеральном уровне более одной тысячи законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также около десяти тысяч ведомственных актов.

Федеральный закон «О полиции» ситуацию с правовым регулированием деятельности полиции как основного органа правоохраны качественно изменил. Но тем не менее более чем шестьсот ведомственных нормативных правовых актов нуждаются в первоочередной переработке, а четыре с половиной тысячи - в корректировке.

Это большая работа, которая  должна быть осуществлена в сжатые сроки. Для организации этой работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28 февраля 2011 г. № 92 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О полиции» и от 21 марта 2011 г. № 129 «Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации».

Рассматривая вопрос о правовой основе деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее служб, подразделений и учреждений столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции - выпускники образовательных учреждений МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.

1.3. Обязанности, принципы и основные направления  деятельности полиции РФ.

 

К основным направлениям деятельности полиции отнесены:

- защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств;

- предупреждение и  пресечение преступлений и административных  правонарушений;

- выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам  об административных правонарушениях,  исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка  в общественных местах;

- обеспечение безопасности  дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной /сыскной/ и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной  основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминалистической  деятельности8.

Принципы деятельности полиции:

- соблюдение прав и свобод  граждан;

- законность;

- беспристрастность;

- открытость и публичность;

- обеспечение общественного доверия  и поддержки граждан;

- взаимодействие и сотрудничество  полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами;

- использование достижений науки  и техники, современных технологий  и информационных систем.

Закон установил, что деятельность полиции, ограничивающая права и  свободы граждан, немедленно прекращается, если:

- достигнута законная цель или

- выяснилось, что эта цель не  может или не должна достигаться  путем ограничения прав и свобод  граждан (п. 2 ст. 5 Закона о полиции).

В Законе о полиции содержится запрет на пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение - на всякий случай, потому что все это и так запрещено международными и российскими законами. Однако прямое обязание сотрудника полиции пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание, полагаю, будет нелишним.

Основы дружелюбия

Предполагается сделать общение  граждан с сотрудниками полиции  как можно более персонифицированным, а также открытым и дружелюбным.

Так, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию  гражданина служебное удостоверение,  после чего сообщить причину  и цель обращения;

- в случае применения  к гражданину мер, ограничивающих  его права и свободы, разъяснить  ему причину и основания применения  таких мер, а также возникающие  в связи с этим права и  обязанности гражданина.

Если к полицейскому обращается сам гражданин, то полицейский обязан:

- назвать свои должность,  звание, фамилию;

- внимательно его выслушать;

- принять соответствующие  меры в пределах своих полномочий  либо разъяснить, в чью компетенцию  входит решение поставленного  вопроса.

При этом сведения о частной  жизни гражданина никому не должны предоставляться (исключения могут быть предусмотрены федеральным законом). В свою очередь, гражданам полиция обеспечивает возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Принцип законности, т.е. осуществления деятельности в точном соответствии с законом, - это общий  принцип правоохранительной деятельности. Тем не менее ценным представляется, в частности:

- запрет сотруднику  полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;

- оправдывать свои  действия или бездействие при  выполнении служебных обязанностей, ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Информация о работе Полиция в РФ