Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование теоретических и практических взглядов на определение понятия Административного права, его принципов, источников, функций.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
1. Исследование административного права, как отдельной и независимой отрасли российского права;
2. Определение понятия административного права, а также его предмета и метода;
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод административного права 4
2. Принципы и функции административного права 9
3. Источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Заключение 19
Список использованных источников 20
Введение
Тема данной контрольной работы «Понятие, принципы, функции, источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права».
Актуальность данной темы не оставляет сомнений, т.к. административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, в силу того что деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
Целью данной работы является комплексное исследование теоретических и практических взглядов на определение понятия Административного права, его принципов, источников, функций.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
Предметом исследования являются административное право как самостоятельная отрасль права.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, наряду с которым были использованы частно-научные методы теоретического анализа – формально-логический, систематический, исторический.
Общетеоретической основой исследования послужили работы: Л.Л. Попова, Н.Ю. Хаманевой, Д.Н. Бахрана, и др. ученых.
Структура контрольной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
В переводе с латыни, английского
и многих европейских языков «административный»
- означает «управленческий». «Административное
право» понимается как «управленческое
право» или «право управления». Порой
в литературе высказывается сомнение
в том, следует ли вообще считать
его отраслью законодательства. Как
известно, отраслям законодательства
присуща известная «
Рассмотрим несколько
точек зрения ученых на понимание
предмета отрасли наука
1. Отношения, складывающиеся
между органами исполнительной
власти, с одной стороны, и
2. Отношения, возникающие внутри органа (органов) исполнительной власти или, другими словами, внутрисистемные (внутриорганизационные) отношения. Указом Президента Российской Федерации установлена структура и организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы и агентства). Соответствующим законодательством определена их компетенция, организация службы в них, а также формы и методы работы внутри конкретного органа. К этому виду отношений относятся отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администрации организаций, деятельность которых регулируется нормами административного права, с их служащими. Такие отношения возникают по поводу формирования управленческих структур, комплектования должностей служащих, распределения между ними обязанностей, прав, ответственности и т.п2.
Точка зрения профессора К.С. Бельского (оригинальная, широко обсуждаемая в литературе) заключается в следующем. Ученый считает, что предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений: а) собственно управленческие; б) полицейские; в) отношения в области административной юстиции. Рассмотрим их подробнее:
1. Собственно управленческие отношения («право внутреннего управления») — традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической. Их особенностями является то, что они: 1. Возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления. 2. Имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти. 3. Являются преимущественно отношениями «власти-подчинения» (или «вертикальными» «властеотношениями»).
2. Полицейские отношения — это отношения, «обратные» управленческим. В отличие от первых они возникают не в государственно-аппаратной или «внутренней» среде, а преимущественно во «внешней» среде, в частности в местах, имеющих общественное значение (улицы, дороги, скверы, площади, вокзалы, стадионы и т.п.). Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений: 1. Организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб милиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков). 2. Надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей). 3. Административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в милицию, применение огнестрельного оружия и др.).
3. Отношения в области административной юстиции — это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления. Существуют и другие точки зрения на предмет административного права. Как ни странно, но это все еще спорный вопрос в науке. Если же взять наиболее устоявшуюся, «бесспорную» часть различных точек зрения, то можно дать следующее определение понятия: предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти3. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально-ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России. Одним из таких ученых является Килясханов И.Ш. Его главная идея заключается в необходимости включения в предмет административного права институт защиты прав и свобод граждан. Его основным аргументом является ссылка на законодательство традиционно демократических стран. Например, предмет административного права в англо-саксонской системе права (Англия, США, Австралия и др.) определяется главным образом как порядок взаимоотношений органов публичной власти (суть органов исполнительной власти) и граждан в интересах последних. Посредством законов в классическом их понимании регламентируются лишь принципы (например, принцип разделения административных и судебных властей) либо особые случаи (например, случаи ответственности государства за ущерб, причиненный маневрами или учениями, мятежом и т.п.). Наиболее же важные нормы установлены судьей. Причем судейское нормотворчество осуществляется, как правило, в ходе рассмотрения претензий граждан к администрации. Это привело к тому, что французское право в основе своей ориентировано на регулирование взаимоотношений администрации и гражданина. При этом особая забота проявляется к ограждению граждан от произвола со стороны исполнительной власти4.
К методам административно-правового регулирования относятся: Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство для административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры — правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.).
Запрет — это те же предписания, но «отрицательного» характера, а именно — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (пример, Дисциплинарный устав ВС России, КоАП РФ, законодательство Омской области об административной ответственности).
Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.). С учетом сказанного административное законодательство, являющееся основным источником формирования административного права, целесообразно считать не отраслевым, а более крупным структурным элементом российского законодательства - массивом законодательства5.
Профессор Козлов Ю.М. считает, что «административное право это совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти». Профессор Коренев А.П., говоря о предназначении административного права отмечает, что оно «предназначено регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти». В курсе лекций по Административному праву России под редакцией И.Ш. Килясханова административное право формулируется как «отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и фунционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».
Исходя из неоднозначности
понимания содержательной характеристики
административного права
Функция, т.е. назначение, роль, направление деятельности - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права как отрасли права, дающая возможность определить его внешние свойства в данной правовой системе.
Возможно выделение
а) государство в лице исполнительной власти сохраняет свои монопольные позиции (например, армия, транспорт и связь, атомная энергетика и космос, естественные монополии);
б) наблюдается сочетание государственной инициативы и самодеятельности тех или иных объектов управления (например, в сфере здравоохранения, культуры, образования);
в) преобладают не публично-правовые, а частные интересы (например, коммерческие структуры негосударственного характера).
Цели административно-
а) разработка и реализация государственной политики, находящей свое выражение в программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиций, энергосбережения);
б) установление и эффективное
проведение в жизнь правовых и
организационных основ
в) создание прочной правовой
базы хозяйственной, социально-культурной
и иной деятельности в условиях оперативной
самостоятельности объектов и ограничения
вмешательства в их работу "сверху"
(например, государственное стимулирование
коллективного
г) укрепление управленческих
связей на базе эффективного взаимодействия
федеральных органов