Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование теоретических и практических взглядов на определение понятия Административного права, его принципов, источников, функций.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
1. Исследование административного права, как отдельной и независимой отрасли российского права;
2. Определение понятия административного права, а также его предмета и метода;
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод административного права 4
2. Принципы и функции административного права 9
3. Источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного строительства;
е) обеспечение реализации прав и обязанностей, а также защиты законных интересов юридических лиц в сфере государственного управления и т.п.;
ж) определение основ организации управления организациями государственного сектора;
з) формирование общих начал функционирования различных объектов негосударственного сектора;
и) установление системы
государственного контроля и надзора
за работой управляемой и
Соответственно этим ведущим
направлениям государственно-управленческой
деятельности и проявляются основные
функции административного
Имеются достаточные основания
для выделения обобщенно
1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
2. Правотворческая функция,
являющаяся выражением
3. Организационная функция,
проистекающая из
4. Координационная функция,
имеющая своей целью
5. Правоохранительная функция,
обеспечивающая как соблюдение
установленного в сфере
Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ8.
Важнейшее значение в указанном
смысле имеет ст. 2 Конституции РФ,
утвердившая, что признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства.
Административное право базируется
на принципе приоритета личности и
ее интересов в жизни общества.
Данный принцип весьма показателен
для административно-правового
Административно-правовое регулирование
осуществляется с учетом принципа разделения
властей. Соответственно процесс административного
нормотворчества тесно
Принцип федерализма непосредственно
влияет на процесс и механизм административно-правового
регулирования. Существенное значение
при этом имеет тот факт, что
административное и административно-
Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству. Иное неизбежно приведет к искажению конституционно закрепленного механизма правоисполнения10.
Принцип гласности (прозрачности)
означает, что применяемые в процессе
административно-правового
Принцип ответственности
применительно к
Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.
Систематизация норм административного
права может быть проведена по
различным основаниям. При этом должны
соблюдаться два требования. Во-первых,
чтобы систематизация исходила из объективного
наличия и объективной
Нередко систему источников
административного (финансового, семейного
и других отраслей права) называют административным
(финансовым, семейным и т. д.) законодательством.
Это некорректно. Известно, что нормы
административного права
В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.
Во-вторых, ст. 72 Конституции
России устанавливает, что административное
и административно-
В-третьих, особенность СИАП – многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.
В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора.
Пятая особенность СИАП – ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.
В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы13.
Наличие большого числа источников
разной юридической силы, принятых
в разное время, – объективный
факт, который отрицательно сказывается
на состоянии систематизации отрасли.
Единого административного
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:
• повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
• принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
• усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
• устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов – поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.
Все федеральные законы,
указы и распоряжения Президента,
постановления и нормативные
распоряжения Правительства должны
быть опубликованы в Российской газете
и в Собрании законодательства Российской
Федерации. Официальное издание
общих ведомственных
Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.
Акты федеральных судов
можно найти в Бюллетене
К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.
Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов. Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации15.