Понятие государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие государственной власти . . . . . 4
1.2. Признаки государственной власти . . . . 5
1.3. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата . . . . . . . . . 6
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Системное единство государственной власти и разделение
властей . . . . . . . . . 7
2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение
Властей . . . . . . . . . 8
2.3. Легальность и легитимность государственной власти . . 10
ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1. Разделение властей в контексте философии . . . 13
3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения
властей . . . . . . . . 15
3.3. Единство государственной власти и разделение властей . 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . .

Работа состоит из  1 файл

Понятие гос.власти.docx

— 51.07 Кб (Скачать документ)

     Государственная власть едина в том смысле, что  она осуществляется государственным  аппаратом в целом (институциональным  элементом государства) и что  не существует нескольких конкурирующих  «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный  суверенитет. Но, во-первых, единую государственную  власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется  определённый принцип взаимоотношений  и кооперации этих органов, который  называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей  «по горизонтали») – это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной  власти.

     Единую  государственную власть осуществляет государственный аппарат, который  представляет собой систему государственных  органов. В рамках этой системы различаются  три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие  системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви  аппарата государственной власти как  целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит  функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно её объясняют как разделение труда  по государственному управлению. Имеется  в виду, что государственная власть функционально предназначена для  законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда  по государственному управлению порождают  государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые  устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые  в соответствии с этими нормами  разрешают споры о праве.

     Можно подчеркнуть, что теоретическая  конструкция разделения труда по государственному управлению объясняет  лишь наличие законодательных, исполнительных и судебных органов. Причём из этой конструкции вовсе не вытекает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, не вытекает разграничение  законодательных, исполнительных и  судебных полномочий. Например, эта  конструкция допускает, что орган  исполнительный, управляющий в соответствии с общеобязательными нормами, одновременно сам может издавать общеобязательные нормативные акты. Эта конструкция не отрицает и такое разделение труда по государственному управлению, при котором один и тот же орган устанавливает и исполняет законы, например, может принять закон по любому вопросу индивидуального характера.

     В любом более или менее развитом государстве в структуре государственного аппарата различаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Но наличие этих органов ещё не говорит о разделении властей. Так, в абсолютной монархии есть законодатель (сам монарх, при котором может  быть законосовещательный орган), исполнительные органы (правительство или министры, административные органы) и суды. Но здесь нет разделения властей, все  государственные органы замыкаются на фигуру монарха. Абсолютный монарх не только законодатель, но и глава  исполнительной власти и верховный  судья.

     В структуре деспотической организации  власти тоже есть властные институты, порождённые разделением труда  по управлению. Например, в советской  тоталитарной системе были органы, реально принимавшие общеобязательные решения, и органы, ответственные  за выполнение этих решений, был номинальный  законодатель, были формально разделённые  суд и прокуратура. Но, разумеется, власть тотальная исключает какое  бы то ни было разделение властей или  разграничение полномочий.

     Разделение  властей – это не любое разделение труда по государственному управлению, а такое, которое обеспечивает свободу  субъектов государственно-правового  общения. Это такой принцип организационной  структуры государственного аппарата, который достигается в исторически  развитых государственных формах и  создаёт институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности. 

    2.2.Конепция  единой государственной власти, отрицающая разделение властей 

     Для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в., характерна идеология, отрицающая саму возможность разделения властей. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту – нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект её ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого субъекта, например народа, власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчётны ему и подконтрольны. Следовательно, этот высший орган прямо или косвенно определяет деятельность всех остальных органов, может вмешиваться в их компетенцию1. По смыслу этой концепции власть является не только единой в её социальной сущности, но и неделимой в её организационной форме.

     Концепция системы Советов претендует на радикальный  демократизм. Она отвергает разделение властей как такую структурную  организацию государственной власти, при которой государственные  органы не могут вмешиваться в  компетенцию друг друга, следовательно, органы, избираемые народом, не всевластны и не могут контролировать другие государственные органы. В действительности это антидемократическая, авторитарная концепция, оправдывающая сосредоточение власти в одном органе, которая  прикрывает свою диктатуру видимостью демократических учреждений. Хорошо известно, что всевластные органы реально не избираются народом и  что диктаторская власть может  лишь имитировать выборы в такие органы. Система Советов в СССР и подобные системы сталинского типа служили  псевдодемократическим фасадом  тоталитарных режимов, при которых  единство власти реально объясняется  не «народовластием», а неограниченной деспотической властью диктатора, вождя.

     Выше  сказанное отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что  существует некая «власть народа», которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо. Здесь  считается, что общество может застраховать себя от тиранической диктатуры лишь тогда, когда в государстве будет  верховный орган, получающий власть от народа, а все остальные органы будут подчиняться верховному органу, будут ему подконтрольны. Но, во-первых, сама «власть народа» может быть формальным источником диктатуры.

     Во-вторых, демократически избранный орган  является относительно независимым  от избравшего его народа. И если власть этого органа не ограничена компетенцией других органов, если все  остальные органы ему подчинены, то, ссылаясь на волю народа, он легко  может превратиться в коллективного  тирана или выдвинуть из своей  среды диктатора и даже начать террор против собственного народа, о  чём красноречиво свидетельствует  практика Национального конвента в 1793г. во Франции. Наконец, история свидетельствует, что при отсутствии разделения властей  верховный представительный орган  становится псевдодемократическим  прикрытием для диктатуры политического  лидера, победившего в борьбе за власть внутри этого органа. Напротив, теория разделения властей признаёт высшей политической ценностью не «власть народа», а свободу. Свобода обеспечивается такой структурой аппарата государственной власти, в которой нет верховного органа, и никакой государственный орган не может сосредоточить в своих руках власть, достаточную для установления диктатуры 

     

    2.3. Легальность и легитимность государственной  власти 

     Законы, иные нормативные акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют, т.е. делают законными или, напротив, незаконными, нелегальными, противоправными те или иные отношения (институты, организации) в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

     Легализация государственной власти – это  юридической провозглашение правомерности  её возникновения (установления), организации  и деятельности, её органов, порядка  деятельности, осуществления конституции.

     Легализация осуществляется различными способами, в том числе путём референдума (например, Конституция России 1993г., легализовавшая ту государственную  власть, которая сложилась после  фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и  создания Государственной Думы и  Совета Федерации), а также иными  правовыми актами, например законами о выборах парламента, президента, о судебной системе.

     После государственных и военных переворотов, революционных событий новая  власть, её чрезвычайные органы, стремясь создать легальную основу своей  деятельности, принимают временные  основные правовые акты (декреты советского правительства 1917 – 1918гг.)

     Правовые  акты, легализующие государственную  власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим  принципам права, в том числе  международного права. Сосредоточение, захват государственной власти, присвоение властных полномочий (в том числе  какой-либо партией) незаконны. Как  устанавливает Конституция России 1993г., такие действия наказуемы (ст.3 п.4).

     Нарушение принципа легализации государственной  власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на государственную власть, так и  на носителей самой государственной  власти (например, ответственность  за превышение полномочий).

     Термин  «легитимация» происходит от того же латинского слова (от лат. lex – закон), но отражает состояние фактическое.

     Легитимная  государственная власть – это  власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о её справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности.

     Степень легитимности государственной власти находит своё выражение в поддержке  этой власти населением. О поддержке  или её отсутствии могут свидетельствовать  выборы парламента и президента, опрос  населения, анкетирование, проведение различных встреч с населением и  публичных мероприятий (например, организация  общегосударственного обсуждения проекта  новой конституции). Следствием легитимности является авторитет государственной  власти у населения, признание права  управлять и добровольное согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность  государственной власти, поскольку  её мероприятия опираются на поддержку  большинства населения.

     Различают экстраординарные (чрезвычайные) и  обычные, традиционные способы легитимации  новой государственной власти. К  экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую государственную власть и утверждающие власть новую, которая, правда, далеко не всегда оправдывает  чаяния народа.

     Немецкий  политолог, юрист и социолог М. Вебер (1864 – 1920) ввёл различие трёх основных форм легитимации государственной  власти: традиционную, харизматическую  и рациональную.

     Традиционная  связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и  др.).

     Харизматическая легитимация обусловлена особыми  качествами выдающихся личностей (реже – групп лиц), которым приписываются  качества, способные определять поведение  людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин.

     Рациональная  легитимация основана на разуме: население  поддерживает или отвергает государственную  власть, руководствуясь рассудочной  оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги  и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов государства  на благо населения страны.

     Утрата  государственной властью легитимности не влечёт за собой непосредственно  юридической ответственности. Низкий рейтинг парламента, президента, правительства  ещё не вызывает сам по себе его  смену. Падение легитимности проявляется  на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не бывают избраны. Оно проявляется в массовых волнениях  населения, коллективных акциях протеста, направленных против государственной  власти (например, поход 10 тысяч шахтёров Румынии на Бухарест в 1999г.). В наиболее острых случаях утрата властью легитимности приводит к революции. 
 

Информация о работе Понятие государственной власти