Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:36, контрольная работа
Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие государственной власти . . . . . 4
1.2. Признаки государственной власти . . . . 5
1.3. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата . . . . . . . . . 6
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Системное единство государственной власти и разделение
властей . . . . . . . . . 7
2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение
Властей . . . . . . . . . 8
2.3. Легальность и легитимность государственной власти . . 10
ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1. Разделение властей в контексте философии . . . 13
3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения
властей . . . . . . . . 15
3.3. Единство государственной власти и разделение властей . 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . .
ГЛАВА 3.
СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1.Разделение
властей в контексте философии
Государственная власть состоит из трёх относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет своё юридическое обоснование. Эти ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
Законодательная
ветвь государственной власти в
официальной форме
Исполнительная
власть воплощает в себе принудительную
силу государства. Это система органов,
обладающих, в частности, полицейскими
полномочиями, способных осуществлять
организованное принуждение вплоть
до насилия. Эти полномочия должны быть
правомочиями, т.е. должны быть установлены
законом для обеспечения
Судебная
власть разрешает споры о праве,
устанавливает право (права и
обязанности) в конкретных ситуациях,
для конкретных субъектов. В частности,
судебные решения дозволяют или
предписывают правовые меры государственного
принуждения в отношении
Разделение
властей означает, что органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны
в пределах своей компетенции
и не могут вмешиваться в
Юридический
смысл разделения властей выражен
в следующем рассуждении
Из
этого рассуждения Монтескье
вытекает, что разделение властей
существует в трёх аспектах или на
трёх уровнях – функциональном,
институциональном и
Функциональное
разделение властей. Ради обеспечения
свободы необходимо установить раздельную
функцию принятия решений о принуждении
(применении силы) и функцию осуществления
государственного принуждения. Законодательная
власть устанавливает правила
Институциональное
разделение властей. Осуществление
функций законодательной, исполнительной
и судебной власти не должно быть соединено
в одном лице или учреждении. Разделение
властей означает отделение инстанций,
обладающих принудительной силой, от инстанций,
принимающих решение о
Персональное
разделение властей. В состав законодательных
органов не входят функционеры исполнительной
власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры
не могут избираться будущие исполнители
законодательных решений. Однако этот,
казалось бы, очевидный принцип
3.2.
Контрольные органы
В
науке существует точка зрения, согласно
которой не все государственные
органы можно отнести к
Также
существует понятие «учредительная
власть», но оно не относится к
характеристике аппарата государственной
власти. Обычно об «учредительной власти»
говорят как о «власти народа»,
выражающейся в принятии конституции
путём референдума. Либо имеется
в виду компетенция особого
Если
механизм государства построен на основе
разделения властей, то есть только органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти. При этом возможно
такое соотношение этих органов,
которое отклоняется от строгого
разделения законодательной и
Там
где нет разделения властей (притом,
что в рамках «разделения труда
по государственному управлению» есть
законодательные, исполнительные и
судебные органы), реальный глава государства
(монарх, диктатор, «суперпрезидент» и
т.д.) действительно играет самостоятельную
роль. Но фигура такого реального главы
государства стоит не в одном
ряду с другими государственными
органами, а над ними. Здесь может
имитироваться разделение властей,
притом, что глава государства
обладает решающим комплексом полномочий
в законодательной и
Если
специальные контрольные (надзорные)
органы играют самостоятельную роль
в аппарате государства, даже стоят
в одном ряду с парламентом, правительственными
органами и судами общей юрисдикции,
то это ещё не означает особую «контрольную»
ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая
надзор за законностью, вместе с правительственно-
Контрольные
полномочия могут осуществлять и
вспомогательные органы при законодателе,
например счётная палата, омбудсмен
(уполномоченный по правам человека). Разумеется,
такие вспомогательные органы не
образуют самостоятельную ветвь
государственной власти.
3.3.
Единство государственной
Единство
государственной власти связано
с возникновением самого государства.
Оно вызревало как
В
новое время утвердился коллективистский
подход к единству государственной
власти, согласно которому вся власть
принадлежит народу. В марксизме-ленинизме
коллективистская трактовка получила
иной характер: власть должна принадлежать
определенному классу (рабочему классу),
а организационно – системе Советов
снизу доверху. Такая трактовка
единства власти принята сейчас в
сохранившихся странах
Идея
единства государственной власти однозначна.
Она имеет три различных
1)
социальное единство, что проистекает
из единой природы
2)
единство основных целей и
направлений деятельности всех
органов государства, что
3)
организационно-правовое
Возникновение
идеи разделения властей связано
с борьбой молодой буржуазии,
выражавшей политическое (но не всегда
экономические) интересы широких слоёв
населения против абсолютизма. Стремясь
к ограничению королевской
Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.