Понятие и признаки государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность»1.

Содержание

Введение
1. ГОССУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: понятие, виды и система
1.1. Понятие государственной службы
1.2. Система и виды государственной службы
2.ПРИНЦИПЫ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Конституционные принципы государственной службы
2.2. Организационно-функциональные принципы государственной службы
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

готовая к.р. титуль!!.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. ГОССУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: понятие, виды и система

1.1. Понятие государственной службы

1.2. Система и виды государственной службы

2.ПРИНЦИПЫ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1. Конституционные принципы государственной службы

2.2. Организационно-функциональные  принципы государственной службы

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная служба — это публичная  служба, т.е. служба в органах публичной  власти. Известный русский юрист  Н.М. Коркунов считал государственной  службой в широком смысле слова  всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность»1.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это  профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных  государственных органов и государственных  органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции  государственных органов.

Вопрос о принципах государственной  службы является важнейшим в структуре  института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной  службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее  содержание и значение самой государственной  службы, а также на главнейшие юридические  положения в структуре одноименного правового института.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная служба: понятие виды и система

 

1.1. Понятие государственной  службы

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская  служба РФ — вид государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  РФ на должностях государственной гражданской  службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов РФ, лиц, замещающих государственные  должности РФ, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Федеральный закон от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов  Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов;

– лиц, замещающих, должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской Федерации1.

Таким образом, определение понятия  государственной службы в ранее  действовавшем Федеральном законе «Об основах государственной  службы Российской Федерации» как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий только государственных  органов утратило силу. Современный законодатель считает государственной службой профессиональную служебную деятельность граждан РФ, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов (федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ), а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Современная государственная служба РФ формируется в рамках проведения административной реформы2. Сами федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стали в известном смысле результатом административной реформы. В дальнейшем реформа государственной службы будет продолжена. Она будет идти по некоторым важным направлениям, например: совершенствование законодательства о правоохранительной службе, конкретизация многих институтов государственной службы, упрочение законности деятельности государственных служащих и установление административных процедур реализации ими своих полномочий.

Государственная служба характеризуется  рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

1. Профессионализм. Государственная  служба является основным родом  занятий для государственного  служащего. Государственная служба  по совместительству не допускается.  Другие виды оплачиваемой, а иногда  и безвозмездной деятельности  разрешены государственному служащему  на условиях и в порядке,  предусмотренном федеральным законом.  Ограничения по видам деятельности  для государственных служащих  призваны обеспечить высокое  качество исполнения обязанностей  государственной службы.

2. Компетентность. Государственный  служащий должен соответствовать  выполняемым функциям государственной  службы по уровню образования,  стажу и знаниям. Данные требования  являются формализованными условиями,  позволяющими обеспечить реальную  способность государственного служащего  выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.

3. Прохождение службы, только на  должностях государственной службы, включенных в Сводный реестр  должностей государственной службы  Российской Федерации. Статус  государственного служащего приобретается  только путем назначения на  должность государственной службы. Все должности государственной  службы включены в Сводный  реестр должностей государственной  службы РФ, состав которого утвержден федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим.

4. Прохождение службы, как правило,  в государственных органах. По  определению, государственная служба  – это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов, а также лиц, замещающих  государственные должности. Как  следствие, должности государственной  службы учреждаются в государственных  органах и в аппаратах, обеспечивающих  деятельность лиц, замещающих  государственные должности, причем  эти аппараты также признаются  государственными органами или  входят в их состав.

5. Оплата государственной службы  осуществляется из государственных  бюджетов. Расходы на содержание  государственного аппарата предусматриваются  в федеральном законе о федеральном  бюджете и в законах субъектов  РФ о бюджетах соответствующих  субъектов РФ. В частности, денежное  содержание в вознаграждение  за труд государственные служащие  получают за счет бюджетных  средств1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система и виды  государственной службы

Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие  виды, составляющие ее единую систему:

1) государственная гражданская  служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую  службу и государственную гражданскую  службу субъекта РФ.

В соответствии с действующим законодательством  о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного  устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной  службы: 1) федеральная государственная  служба и 2) государственная служба субъектов РФ.

Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан  по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов  и лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации. Военная  служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

В субъекте РФ организуется государственная  гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции  РФ федеральная государственная  служба относится к исключительному  ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организация  федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление  правового регулирования государственной  гражданской службы субъекта РФ находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ1.

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью  государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

2. Принципы государственной  службы

 

Принципы современной государственной  службы закрепляются в нескольких федеральных  законах, главные из которых —  «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной  гражданской службе Российской Федерации».

Принципы государственной службы подразделяются на конституционные  принципы, закрепленные непосредственно  в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

Конституционные принципы обусловлены  положениями Конституции РФ, которые  конкретизируются в соответствующих  законодательных актах. Организационные  принципы отражают механизм построения и функционирования государственной  службы, государственного аппарата и  его звеньев, разделения управленческого  труда, обеспечения эффективной  административной деятельности в государственных  органах.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» предусматривает в ст. 4 следующие  «принципы гражданской службы»:

1) приоритет прав и свобод  человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службы  субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих  государственным языком Российской  Федерации, к гражданской службе  и равные условия ее прохождения;

4) профессионализм и компетентность  гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской  службе;

7) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих  от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

 

 

2.1. Конституционные принципы  государственной службы

Рассмотрим конституционные принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав. В Федеральном  законе «О системе государственной  службы Российской Федерации»  этот принцип называется принципом  законности.

Верховенство федеральных законов  предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции РФ и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Информация о работе Понятие и признаки государственной службы