Понятие и признаки государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность»1.

Содержание

Введение
1. ГОССУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: понятие, виды и система
1.1. Понятие государственной службы
1.2. Система и виды государственной службы
2.ПРИНЦИПЫ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Конституционные принципы государственной службы
2.2. Организационно-функциональные принципы государственной службы
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

готовая к.р. титуль!!.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

Можно назвать такие направления  реализации идеи законности:

служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями;

должен сам соблюдать законы;

его права должны быть защищены.

Государственный служащий обязан выполнять  все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную  должность, и в соответствии с  законодательством РФ; он вправе осуществлять полномочия в пределах предоставленных  ему прав согласно должностным обязанностям. Государственный служащий должен выполнять  установленные для него законодательством  обязанности, правильно использовать предоставленные ему права, соблюдать  определенные законами ограничения  и запреты по государственной  службе. Он имеет право принимать  только конкретные правовые акты управления, обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности. Правовые акты управления должны соответствовать  всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам.

В структуру принципа законности входят принцип верностигосударственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны, как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с пониманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.

Вместе с тем деятельность современной  государственной администрации  должна основываться на так называемых принципах добросовестной администрации, действующей в целях обеспечения  благосостояния населения и повышения  доверия к ней граждан. Принципы добросовестной администрации нормативно не устанавливаются, однако они представляют собой высокие требования, предъявляемые  к современным государственным  и муниципальным служащим.

2. Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания,  соблюдения и защиты.

Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы  человека и гражданина. Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.

При функционировании института государственной  службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима  дискриминации граждан со стороны  государственных служащих и самих  государственных служащих по признакам  пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Государственные служащие всех органов  государственной власти, осуществляя  правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами РФ. Федеральный  закон «О системе государственной  службы Российской Федерации»  определяет этот принцип как  принцип федерализма, обеспечивающий  единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов РФ. Россия является  федеративным государством —  государственная власть осуществляется  в ней не только федеральными  государственными органами, но и  органами государственной власти  субъектов РФ1.

Федерализм применительно к  государственной службе имеет несколько  аспектов:

нормативный аспект – конституционное  и законодательное разграничение  компетенции в области государственной  службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

организационный аспект – соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную  государственную службу и государственную  службу субъектов РФ;

функциональный аспект – самостоятельность  каждого уровня федеративной системы  при решении кадровых вопросов и  других вопросов функционирования государственной  службы;

финансовый аспект – соблюдение принципа федерализма при ресурсном  обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального)2.

Принцип единства системы государственной  власти в России должен обеспечивать единство самой государственной  службы и государственно-служебных  правоотношений. Государственная служба должна организовываться и функционировать  в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Государственные  служащие решают задачи и осуществляют функции только тех государственных  органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ и иными законодательными актами.

4. Принцип разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти. Главным содержанием данного  принципа является создание государственной  службы во всех ветвях органов  российской государственной власти. Иными словами, должности государственной  службы учреждаются в органах  законодательной, исполнительной  и судебной ветвей власти, так  как сама государственная власть  в Российской Федерации разделяется  на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Принцип равного доступа граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой.  Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет  государственную службу как наиболее  важный институт непосредственного  участия граждан в управлении  делами государства. Принцип равного  доступа к государственной службе  означает равное право граждан  на занятие любой государственной  должности в соответствии со  своими способностями и профессиональной  подготовкой, без какой-либо дискриминации.  Равный доступ граждан к государственной  службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Право поступления на государственную  службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным  языком, имеющие профессиональное образование  и отвечающие требованиям, установленным  специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов  РФ.

6. Принцип внепартийности государственной  службы; отделения религиозных объединений  от государства. В соответствии  с Конституцией РФ действовавшим до недавнего времени Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» такой принцип был предусмотрен впервые. Однако с утратой юридической силы данным Законом в начале 2005 г. принцип внепартийности государственной службы формально не закреплен в российском законодательстве о государственной службе. Этот принцип не определяется в действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем в указанных законах содержатся очень важные положения, которые, по сути, и составляют содержание принципа внепартийности государственной службы.

В государственных органах не могут  образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Государственные  служащие руководствуются законодательством  РФ и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями  партий, политических движений и иных общественных объединений. Принцип  внепартийности государственной службы (политического нейтралитета государственных  служащих) означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для государственной  службы по их политическим взглядам, а  с другой — обязанность государственных  служащих в рамках своих полномочий оставаться вне политических пристрастий  и убеждений. Главным ориентиром деятельности государственного служащего  должны быть общественные (следовательно, и государственные) интересы; служащие не могут принимать участие в  политической деятельности (в непосредственном понимании этого термина) при  исполнении ими должностных обязанностей; они должны нейтрально относиться к  политической борьбе различных партий и движений. Все, что связывает  государственного служащего с политикой, должно признаваться его частным  делом, несовместимым с государственной  службой.

Анализируемый принцип государственной  службы содержит в своем составе  положение об отделении религиозных  организаций от государства, которое  является одним из признаков современного правового государства. Светский характер Российской Федерации заключается  в отсутствии стоящей над государственной  властью церковной иерархии. Этот принцип проявляется также в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Государство, его органы и должностные  лица не должны вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений  и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения  не могут вмешиваться в дела государства  и в осуществляемую государственными служащими деятельность1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организационно-функциональные  принципы государственной службы

Рассмотрим организационно-функциональные принципы государственной службы.

1. Принцип обязательности для  государственных служащих решений,  принятых вышестоящими государственными  органами и руководителями в  пределах их полномочий и в  соответствии с законодательством  РФ. Другое его название — принцип  подконтрольности и подотчетности  государственных органов и деятельности  государственных служащих. В системе  государственной службы должны  работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль — одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.

Принцип подконтрольности может быть раскрыт, по сути, в двух главных  положениях: во-первых, нижестоящие (подотчетные  лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными (не должны противоречить законам), т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий.

Государственный служащий несет ответственность  за правомерность своих действий. Он обязан исполнять поручения соответствующих  руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством  РФ. Однако гражданскому служащему  запрещено исполнять данное ему  неправомерное поручение. Гражданский  служащий и давший ему неправомерное  поручение соответствующий руководитель в случае его исполнения несут  дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»).

2. Принцип единства основных  требований, предъявляемых к государственной  службе (единство правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающее  законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной  службы).

Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные  в законодательных актах требования, как к государственной службе, так и к государственному служащему (к организации государственной  службы, поступлению на государственную  службу), квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных  служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности, повышению квалификации, конкурсу и т. д. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций1.

3. Принцип профессионализма и  компетентности государственных  служащих. Принцип профессионализма  и компетентности государственных  служащих предполагает:

- профессионализм государственных  служащих, то есть исполнение  ими своей должности в качестве  основного занятия;

- компетентность, то есть знание  порученной службы, опыт работы;

- квалифицированность, то есть  соответствие государственного  служащего замещаемой им должности  по уровню образования, стажу,  знаниям и навыкам работы;

- эффективное и добросовестное  исполнение должности;

- ответственность за подготавливаемые  и принимаемые решения и надлежащее  исполнение служебных обязанностей2.

Информация о работе Понятие и признаки государственной службы