Понятие права и правовой системы. Нормы морали и права, - их характеристика и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:26, контрольная работа

Описание

Для раскрытия темы контрольной работы, поставлены следующие задачи: во-первых, дать определение понятиям «право», «правовая система»; во-вторых, рассмотреть структуру правовой системы; в-третьих, рассмотреть нормы права и морали; в-четвертых, определить их соотношение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и определение права 5
2. Понятие и структура правовой системы общества 8
3. Нормы права 10
4. Понятие морали 13
5. Общие и специфические черты права и морали 18
Заключение 25
Литература 26

Работа состоит из  1 файл

право контрольная работа.docx

— 62.34 Кб (Скачать документ)

 

4. Понятие морали

 
 

     Мораль  является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в  которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

     Мораль  – это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

     Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

     Правовой  морали соответствуют четыре проявления:

  1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.
  2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».
  3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным»
  4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят  правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

     Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

     Всякий  поступок, поведение человека может  иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное  содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно  воспроизводятся в обществе силой  традиции, властью общепризнанной и  поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

     «Золотым  правилом» морали, известным с  древнейших времен, является следующее:

       «(не) поступай по отношению к  другим так, как ты (не) хотел  бы, чтобы они поступали по  отношению к тебе».

     Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  поведение. Такая оценка должна соответствовать  общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и  недолжном, достойном и недостойном  и т.д.

     Мораль  зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного  и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования  поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества  индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную  определенным социальным законам.

     В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые  другие ее функции.  Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

     Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через  индивидуальное поведение

     Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию  человеком своего достоинства, долга  перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту  функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

     Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

     Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение  и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни  и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного  сознания и одновременно область  индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

     Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Выступая против отождествления нравственности и нравственного  сознания, М.С. Строгович писал: «Нравственное  сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном  и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение  людей, их взаимоотношения».

     Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к  кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т.д.), но во всех случаях человек, в  конечном счете, оказывается в системе  моральных отношений как к  обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных  отношениях человек выступает и  как субъект, и как объект моральной  деятельности; Поскольку он несет  обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению  к обществу, социальной группе и  т.д. но одновременно он и объект моральных  обязанностей для других, поскольку  они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

     Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра  и зла, достойного и недостойного.

     Один  из философов - А. А. Гусейнов так определяет особенности морали:

  1. она характеризует способность человека жить сообща и представляет собой форму отношений между людьми;
  2. она не подчинена закону причинности и принципу полезности;
  3. моральный закон не допускает разведение субъекта и объекта;
  4. мораль – это тяжелый груз, который человек добровольно взваливает на себя.

     Мораль  – это такая игра, в которой  человек ставит на кон самого себя. Сократ был принужден выпить яд, Джордано Бруно был сожжен, Ганди  был убит. Таковы ставки в этой игре.

     В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии.

     Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

     Нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные  и другие нормы взаимодействуют  с принципами и нормами права, находят в них одну из необходимых  форм своего существования (например, религиозные нормы празднования Рождества Пасхи стали правовыми).

     Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей. Нравы повседневно воспроизводятся  в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении  при определенных условиях.

     В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в  армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям  и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятою порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или не должном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

     В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т.д. действующие в  обществе.

     Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

     Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

     Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

     Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

 

5. Общие и специфические  черты права и  морали

 
 

     Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы  общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют  между собой много сходного, поскольку  выполняют общую социальную функцию, они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей  в обществе, носят нормативный  характер, и граждане соблюдают эти  нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то, что нормы  права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный  характер, то есть официально провозглашаются  государством, а нормы морали, в  основном, живут в общественном сознании, - и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев  и общества в целом, а также  в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и  должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Кроме того, моральные  и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. И право и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных  в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности  общества.

Информация о работе Понятие права и правовой системы. Нормы морали и права, - их характеристика и соотношение