Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:47, доклад

Описание

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях.

Работа состоит из  1 файл

Понятие судебной власти.docx

— 66.29 Кб (Скачать документ)
  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

 

  • о взыскании с юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые осуществляют контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

 

  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением нормативного правового акта.

а) Высший Арбитражный Суд  РФ - высший судебный орган по разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным  судам округов и арбитражным  судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные  суды округов действуют на территориях  соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии   с федеральным  конституционным законом  «Об  арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные  арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению  к арбитражным судам субъектов  Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов  Российской Федерации образуются в  каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных   судов.

Арбитражный апелляционный  суд действует в составе:

— президиума арбитражного апелляционного суда; — судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

 — судебной коллегии  по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

 

Кроме этого, в составе  арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут  быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий  дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне  места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Полномочия  Арбитражного апелляционного суда:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

 

Президиум арбитражного апелляционного суда — действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно.

К полномочиям  президиума арбитражного апелляционного суда относятся:

  • утверждение по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  • рассмотрение других вопросов организации работы суда;
  • рассмотрение вопросов судебной практики.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный  (уставный) суд субъекта РФ, который может  создаться субъектом РФ для  рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его   полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают  гражданские, административные и  уголовные дела в качестве  суда первой инстанции.

 

Статус судей  в РФ.

 

Статус судей - это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления  ими судейских полномочий.

 

Элементы  статуса судей:

 

- правоотношения, связанные  с формированием судебного корпуса  (наделение кандидата в судьи  судейскими полномочиями)

- правоспособность судей  при осуществлении ими своих  должностных обязанностей.

- права и обязанности  судей по отношению к судейскому  сообществу.

- правоотношения, связанные  приостановлением и прекращением  полномочий судей, пребывания  их в отставке.

 

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность  судьи:  В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

 

- Иметь гражданство Российской  Федерации.

- Не иметь судимости  и не быть судимым, не подвергаться  уголовному преследованию.

- Не иметь гражданство  иного государства либо вида  на жительство или иного документа,  подтверждающего право на постоянное  проживание гражданина Российской  Федерации на территории иностранного  государства.

- Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

- Не состоять на учете  в наркологическом или психоневрологическом  диспансере в связи с лечением  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических  расстройств.

- Не иметь иных заболеваний,  препятствующих осуществлению полномочий  судьи.

- Достижение определенного  возраста:

 

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного  звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ,  районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой  судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и  Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ.

 

 В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов.

Статус судей  слагается из многих элементов, предусмотренных  законом:

 

1.Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

 

2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).

3.  К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

 

    • соблюдать Конституцию РФ и законы;

 

·                    избегать всего, что могло бы умалить  авторитет судебной власти, причинить  ущерб репутации судьи и поставить  под сомнение его объективность  при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинить  ущерб репутации);

 

·                    не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей или арбитром;

 

·                    не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать  в политических акциях;

 

·                    не вправе заниматься предпринимательской  деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской  и иной творческой деятельности (эта  деятельность не может финансироваться  только за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства).

 

4.                 Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральным  законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность  судей влечет уголовную ответственность.

 

5.                 Требования и распоряжения судей  при осуществлении ими своих  полномочий обязательны для исполнения.

 

6.                 Судьи несменяемы, т.е. они не  могут быть назначены на другую  должность или переведены в  другой суд без их согласия. «Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции  Российской Федерации судьи в  Российской Федерации несменяемы  и неприкосновенны, поэтому представляются  принципиально неприемлемыми предложения,  направленные на резкое снижение  этих важнейших гарантий независимости  судьи. Принятие в полном объеме  предлагаемых норм может привести  к утрате судами самостоятельности  и к их зависимости от органов  исполнительной власти всех уровней:  от районного звена до федеральных  округов».[30]

 

7.                 Полномочия судей не ограничены  определенным сроком, кроме случаев,  предусмотренных законом, но они  могут быть приостановлены или  прекращены по основаниям, указанным  в законе. Предельный возраст  пребывания в должности – 70 лет.

 

8.                 Судьи неприкосновенны. Это в  основном связанно с особым  порядком привлечения их к  уголовной и административной  ответственности. Следует иметь  в виду, что судейская неприкосновенность  является не личной привилегией  судьи, а средством защиты публичных  интересов, прежде всего правосудия.

 

9.                 Имеют право на отставку, т.е.  на почетный уход или почетное  удаление с должности.

 

За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. «Многолетняя практика показала, что  отсутствие для судей административной и дисциплинарной ответственности  ни в коем случае не влияет отрицательно на состояние дел в правосудии.

В случаях совершения судьями  на работе или в быту проступков, порочащих честь и достоинство  судьи, квалификационные коллегии прекращают их полномочия, а если поступок незначителен, предупреждают о недопустимости таких действий, чем проблема исчерпывается.[30] Федеральными законами предусмотрены  меры материального обеспечения  и социальной защиты судей, а в  целях защиты жизни, здоровья, имущества  могут применятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

 

10.            Все судьи обладают единым  статусом и различаются только  своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство  судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих  им прав, возложение одинаковых  обязанностей и ограничений. Особенности  правового положения некоторых  категорий судей определяются  федеральными конституционными  законами, федеральными законами, а  в случаях ими предусмотренных,  также и законами субъектов  РФ.

 

 

. Административное право

Понятие и признаки отрасли административного права

Административное  право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

 

Признаки отрасли  административного права:

1 является одной из  основополагающих отраслей публичного  права;

2 представляет собой совокупность  юридических норм;

3 имеет обособленный предмет  правового регулирования – управленческие  отношения, возникающие как в  сфере государственного управления, так и в других сферах;

4 имеет свой метод правового  регулирования;

5 обладает внутренней  согласованностью, состоит из определенных  элементов;

Информация о работе Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации