Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:47, доклад
Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях.
6 имеет внешнее выражение,
т. е. закрепляется в
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.
Основные цели административного права можно определить так:
• создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;
• обеспечение демократической
организации государственной
• создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;
• создание условий для развития экономики;
• создание условий для реализации социальных программ;
• обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной администрации
Предмет административного права
Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
между субъектами исполнительной власти и гражданами;
между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-
между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления воздействия:
внешние отношения, отношения
в связи с реализацией
внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
Предмет административного
права отличается динамичностью. Отдельные
отношения, например таможенные, частично
в сфере местного самоуправления,
в настоящее время являются предметом
правового регулирования
Метод административного права
Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.
Характеристика
административно-правового
1 представляет собой
2 наиболее присущи правовые
средства распорядительного
3 чаще всего представляет
собой одностороннее
4 не исключает использования диспозитивных средств;
5 отличается динамизмом,
что обусловлено природой
Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.
В настоящее время диспозитивные
средства правового регулирования
начали применяться все более
широко, что обусловлено тенденцией
децентрализации
Система административного права
Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы административного права:
1 обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
2 представляет собой
3 характеризуется
4 включает определенные элементы;
5 изменяется с учетом
изменения предмета правового
регулирования (управленческих
Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.
Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.
Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.
Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.
К подотраслям административного законодательства можно отнести:
а) «Органы
исполнительной власти» с
б) «Государственная
служба (общие вопросы)» с выделением
институтов «Государственная
в) «Административно-правовые
режимы» с институтами «
г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.
д) «Государственное
управление в сферах государственной
жизни» с институтами «
е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».
Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.
Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
= устанавливающие
= регулирующие основы
организации и деятельности
= обеспечивающие законность
деятельности исполнительной
= регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная
часть включает институты,
- обеспечение безопасности
граждан, общества, государства,
а также административно-
- организационно-хозяйственную деятельность;
- социально-культурную
- деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
.
Источники (формы) административного права
Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.
Виды юридических источников административного права:
1 нормативный правовой
акт – вид юридического акта,
принятый компетентными
2 административно-правовой
договор нормативного
3 административный прецедент
– решение по конкретному
4 правовой обычай –
санкционированное
5 административно-правовая
наука (доктрина) – научные труды
(монографии, статьи, положения и
т. д.) по вопросам административного
права, на основании которых
вырабатываются новые
.
Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Основными источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов управления, в которых получают свое внешнее выражение и закрепление нормы административного права.
В зависимости от юридической
силы нормативно-правовых
Ограниченным
по сфере действия источником
административного права
Источники административного права можно классифицировать по различным основаниям:
По уровню компетенции или юридической силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные.
По государственному устройству: федеральные, субъектов федерации, региональные и МСУ.
По форме и виду: конвенция, соглашение, договор, конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП.
По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные.
По направленности действия: внутренние (внутрисистемные или организационные) и внешние – (регулятивные, направленные на регулирование общественных отношений).
Информация о работе Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации