Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы явилось комплексное изучение правового положения членов Правительства Российской Федерации, выявление особенностей их правового статуса, проблем правового регулирования их деятельности, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус членов российского Правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Правительство РФ в системе органов государственной власти…………..6
1.1. Правительство РФ - федеральный орган исполнительной власти……..6
1.2. Структура, формирование и отставка Правительства РФ………………8
2. Компетенция Правительства РФ……………………………………………15
2.1. Бюджет и финансы Правительства……………………………………….16
2.2.Социальная политика Правительства…………………………………….21
2.3.Оборона, безопасность и внешняя политика Правительства……..……25
2.4.Обеспечение прав и свобод граждан……………………………………..…29
Заключение……………..………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Правительство.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

1. Правительство РФ  в системе органов  государственной  власти…………..6

1.1. Правительство РФ - федеральный орган исполнительной власти……..6

1.2. Структура, формирование и отставка Правительства РФ………………8

2. Компетенция Правительства РФ……………………………………………15

2.1. Бюджет и финансы Правительства……………………………………….16

2.2.Социальная  политика Правительства…………………………………….21

2.3.Оборона,  безопасность и  внешняя политика  Правительства……..……25

2.4.Обеспечение  прав и свобод  граждан……………………………………..…29

Заключение……………..………………………………………………………….31

Список  использованной литературы…………………………………………..33

 

 

Введение 

     Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепила  разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это потребовало пересмотреть сами принципы построения государственного аппарата, не могло не коснуться Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации.

     В постсоветский период в России было принято два закона о правительстве - Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве РФ» (утратил силу) и второй, ныне действующий Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1, которые в совокупности с конституционными нормами закрепляли правовой статус как Правительства Российской Федерации, так и его членов.

     На  современном этапе исторического  развития страны Российское государство  переживает период модернизации. Данный процесс обусловлен потребностью превратить государство в мотор преобразований экономической и политической системы постсоветской России. Не будет преувеличением сказать, что успех преобразований в решающей степени зависит от слаженной деятельности всех ветвей государственной власти, но, может быть, в несколько большей степени от ее исполнительной ветви, которая в совокупности представлена Правительством Российской Федерации. В свою очередь правительство как коллегиальный орган состоит из членов Правительства Российской Федерации. Анализ законодательства, регулирующего положение членов российского правительства, позволяет говорить о необходимости его дальнейшей корректировки. Совершенствование должно коснуться как правовых, так и организационных основ деятельности Правительства Российской Федерации.

     На  необходимость улучшения деятельности органов исполнительной власти, в  том числе Правительства Российской Федерации, усиление ответственности  его членов за проведение государственной  политики обращал внимание Президент Российской Федерации. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1997 года были сформулированы базовые направления реформирования исполнительной власти. Тем самым было положено начало масштабной реформы. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1998 года Президент Российской Федерации все более четко обозначил отдельные ее направления. Однако только в начале XXI в. в России реально начались преобразования, призванные воплотить в жизнь идеи реформы самой власти, прежде всего ее исполнительной ветви.

     Утверждение Указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 г.2 системы и структуры федеральных органов исполнительной власти подтверждает, что административная реформа в России вступила в стадию реальной практической реализации.

     Изучение  основ правового статуса Правительства  РФ является весьма актуальным, т.к. Правительство  РФ - это лица, чья деятельность напрямую влияет на эффективность проведения государственной политики.

     Среди использованных источников можно выделить работы таких авторов, как С.А. Авакьян, А.Б. Агапов, И.Л. Бачило, К.С.Бельский, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, Н.М. Колосова, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, В.М. Манохин, Н.Ф. Ноздрачев, Л.А. Окуньков, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева, В.Е. Чиркин и др.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере исполнительной власти, урегулированные  нормами конституционного и административного  права, определяющие статус членов Правительства  Российской Федерации.

     Предметом исследования выступает административно-правовое законодательство, иные правовые акты, нормы которых регулируют правовой статус членов Правительства Российской Федерации, а также сложившаяся правоприменительная практика.

     Основной  целью данной работы явилось комплексное изучение правового положения членов Правительства Российской Федерации, выявление особенностей их правового статуса, проблем правового регулирования их деятельности, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус членов российского Правительства.

     В соответствии с поставленными целями в процессе исследования решались следующие  задачи:

     - анализ и характеристика состояния  правового статуса членов Правительства  РФ;

     - определение порядка образования Правительства РФ;

     - выявление и анализ проблем  правового регулирования положения  членов Правительства Российской  Федерации;

     - подготовка предложений, направленных  на совершенствование законодательства  о Правительстве Российской Федерации. 

 

1. Правительство РФ - федеральный орган исполнительной власти 

     В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство  РФ. Правительство является коллегиальным  государственным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в РФ, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Правовую основу его деятельности кроме Конституции РФ составляет ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" и иные нормативные акты.

     Правительство РФ организует исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

     В современных условиях в мировой  практике сложились две основные организационные формы исполнительной власти: монистическая и дуалистическая. В первом случае реализация исполнительной функции осуществляется наряду с  функцией главы государства и возложена на единоличный орган власти, чаще всего президента, который располагает данными полномочиями в силу вверенного ему избирателями мандата. Показательны в этом отношении США, Бразилия, Мексика и некоторые другие страны3.

     Во  втором случае исполнительная власть юридически, но не всегда фактически, разделена между отдельными лицами и исполнительными органами. Наряду с главой государства - президентом (например, Франция, ФРГ, Италия, Португалия, Австрия) или монархом (например, Великобритания, Швеция, Норвегия) - в механизм исполнительной власти включается коллегиальный орган - правительство (кабинет министров), назначаемый главой государства и несущий ответственность перед парламентом. В парламентарных монархиях (Великобритания, Швеция, Япония и др.) и парламентарных республиках (Германия, Италия, Индия и др.) полномочия главы государства, по существу, номинальны: он реализует их только по совету правительства (практически - премьер-министра). В смешанных формах правления - президентско-парламентарных и парламентарно-президентских республиках существует так называемая бицефальная (двухголовая), или дуалистическая, исполнительная власть, которая принадлежит и главе государства, и правительству (в разных долях). Глава государства в условиях дуализма исполнительной власти, как правило, играет роль арбитра между различными политическими силами, влияющими на процесс формирования правительства4.

     Российская  Конституция в целом близка к  закреплению дуалистической модели организации исполнительной власти, однако функционирование исполнительной власти в Российской Федерации характеризуется своими особенностями. Президент РФ не упоминается Конституцией в связи с исполнительной властью. В то же время он наделен достаточно широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, что позволяет утверждать, что в Российской Федерации Президент осуществляет определенные и весьма значительные функции данной ветви государственной власти. Так, Президент, наделен правом председательствовать на заседаниях Правительства, правом решать вопросы структурного построения системы федеральных органов исполнительной власти и менять эту структуру по своему усмотрению (п. "б" ст. 83, ч. 1 ст. 112 Конституции). Весомы и контрольные полномочия Президента РФ в отношении Правительства, одним из важнейших элементов которых является принятие решения об отставке Правительства (ст. 117 Конституции). Следует также учитывать, что Президенту согласно ст. 32 Закона о Правительстве РФ напрямую подчинен ряд федеральных органов исполнительной власти (так называемых "силовых" ведомств). Эти нормы и существующая практика свидетельствуют, что Председатель Правительства и в целом Правительство по отношению к Президенту занимают субординационное положение. В этой связи некоторые авторы рассматривают Правительство как правительство Президента, "технический" кабинет. Однако в данном случае внимание обращено, скорее, к внешней стороне взаимоотношений Правительства и Президента, ярко выразившейся в 1996-2000 гг. частыми сменами состава Правительства РФ. Задача главы государства - не допустить не только усиления какой-либо ветви власти, но и ее ослабления. Поэтому вполне оправданно активное "вмешательство" Президента в конкретные стороны реализации исполнительной власти в период кризисных ситуаций, реформ. В условиях стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране предоставлена достаточная самостоятельность Правительству РФ. 

1.2. Структура, формирование и отставка Правительства РФ 

     Состав  Правительства зависит от структуры  федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

     Правительство представляет собой коллегиальный  орган. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Количество членов Правительства определяется Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

     Коллегиальность выступает в качестве фактора, позволяющего кооперировать знания, опыт, профессионализм  разных людей при принятии решения, выражающего в целом волеизъявление Правительства.

     В юридическом смысле коллегиальность - это особая организационно-правовая форма функционирования органа государственной власти, означающая осуществление его компетенционных полномочий посредством совместной выработки и утверждения решений лицами, входящими в его состав.

     Коллегиальность предполагает наличие круга вопросов, отнесенных к ведению Правительства, решения по которым в соответствии с Законом о Правительстве  РФ принимаются исключительно на заседаниях Правительства (ст. 28). Среди  них, например, вопросы о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета; проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; объемов выпуска государственных ценных бумаг; внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др.

     Коллегиальность в работе членов Правительства проявляется  иначе, чем в деятельности депутатов представительных органов. Во-первых, Правительство не избирает руководителей Правительства. Персонификация руководителей Правительства при его формировании - общепринятая практика всех государств, поскольку именно с личностью Председателя Правительства, его заместителей, иных ключевых фигур в Правительстве, их практическим опытом, деловыми качествами и политическими взглядами увязывается доверие, которое оказывается Правительству в целом при его формировании. Каждый член Правительства назначается в его состав для выполнения определенных функций (Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства, федерального министра - руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти). Правительство может самостоятельно из числа федеральных министров назначать руководителей координационных и совещательных органов, формируемых при Правительстве. Во-вторых, принцип выявления воли большинства на заседаниях Правительства при принятии им решений применяется крайне редко. На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием (хотя может быть проведено и голосование). В этом согласии находит выражение общая консолидированная ответственность членов Правительства как единого органа за проводимую им социально-экономическую политику. Принцип согласия при принятии решений предполагает, что различные позиции по тому или иному вопросу, решаемому Правительством, были выявлены и различные подходы для решения возникающих задач согласованы на стадии подготовки решения.

Информация о работе Правительство РФ