Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:04, курсовая работа
Основной целью данной работы явилось комплексное изучение правового положения членов Правительства Российской Федерации, выявление особенностей их правового статуса, проблем правового регулирования их деятельности, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус членов российского Правительства.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Правительство РФ в системе органов государственной власти…………..6
1.1. Правительство РФ - федеральный орган исполнительной власти……..6
1.2. Структура, формирование и отставка Правительства РФ………………8
2. Компетенция Правительства РФ……………………………………………15
2.1. Бюджет и финансы Правительства……………………………………….16
2.2.Социальная политика Правительства…………………………………….21
2.3.Оборона, безопасность и внешняя политика Правительства……..……25
2.4.Обеспечение прав и свобод граждан……………………………………..…29
Заключение……………..………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Находясь в составе коллегиального органа, члены Правительства несут коллективную ответственность за общее состояние социального, экономического развития государства, обороноспособность страны, соблюдение прав и свобод граждан. Сбои даже в строго ограниченных сферах деятельности исполнительной власти могут обусловить изменение общего состава Правительства. Это вполне объяснимо, поскольку члены Правительства являются своеобразными "соавторами" общей стратегии, планов действий и конкретных решений Правительства.
До принятия действующей Конституции в состав Правительства в соответствии с Законом РФ от 22.12.1992 №4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (ст. 7) также входили председатели государственных комитетов Российской Федерации, председатели правительств республик в составе Российской Федерации, а также Руководитель Аппарата Правительства. Кроме того, по представлению Председателя Правительства Президент мог включить в состав Правительства руководителей других центральных органов государственного управления, подведомственных Правительству, т.е. лиц, не имеющих ранг министра.
Формулировка
рассматриваемой
Конституция, как и большинство конституций зарубежных государств, не определяет количественный состав правительства. Тем не менее в ряде стран устанавливается как минимальное, так и максимальное число членов правительства (например, не менее семи министров - в Норвегии, не более 14 членов - в ОАЭ, не более 15 членов - в Бельгии, от семи до 15 членов - в Ирландии, не менее шести и не более 1/4 от числа членов парламента - в Папуа - Новой Гвинее). Состав Правительства РФ прямо зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти. В 2004 г. Президентом был сформирован наименьший (за весь период действия Конституции 1993 г.) по числу членов состав Правительства, что должно было в том числе повысить и его коллегиальные свойства. В этих условиях отпала необходимость в формировании такого органа, как Президиум Правительства, возможность существования которого предусмотрена ст. 29 Закона о Правительстве РФ.
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства. На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума. Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами. Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министров задач. По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров. В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.
В статье 117 Конституции РФ предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом (часть 1 статьи 117). В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе5.
Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения (часть 2 статьи 117). Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это следствие обострения противоречий между ними.
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство (часть 3 статьи 117). Даже в том случае, если Президент не собирается объявлять об отставке Правительства, он все равно вправе, но не обязан распускать Думу. На первый взгляд может показаться, что последнее предложение части 3 статьи 117 сформулировано таким образом, что у Президента остается простая альтернатива: если не отставка Правительства, то роспуск Государственной Думы; не приняв решение об отставке Правительства, Президент будет обязан распустить Думу. Однако в отличие от последнего предложения части 4 статьи 117 часть 3 статьи 117 не связывает Президента никаким сроком в принятии решения по этой дилемме. Иначе говоря, Президент вправе, а не обязан либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Думу, поскольку срок принятия решения Конституцией не установлен. Во всяком случае, до тех пор, пока часть 3 статьи 117 не получила иного толкования, из нее не вытекает обязанность Президента в определенный разумный срок отреагировать на повторное выражение Думой недоверия Правительству. Следовательно, если Президент желает сохранить Правительство и не желает распускать Думу, так как опасается усиления позиции своих оппонентов в составе вновь избранной Думы, он формально вправе принимать решение, предписанное в части 3 статьи 117, сколь угодно долго.
Предложение
о выражении недоверия
И
последнее основание отставки - постановка
Правительством перед парламентом
вопроса о доверии (часть 4 статьи
117). Это может быть связано с
общим вопросом - одобрением его
программы - либо с принятием конкретного
законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу
Председателя выразит недоверие Правительству,
то реакция Президента может быть двоякой:
в течение семи дней принять решение об
отставке Правительства или о роспуске
Государственной Думы и назначении новых
выборов. Трудно себе представить, чтобы
Председатель Правительства РФ предпринял
такую акцию без согласия Президента РФ,
но тогда ясно и то, что она исходит из
договоренности о принятии Президентом
в случае вынесения Думой недоверия именно
второго решения: роспуска Думы и назначения
новых выборов.
2.
Компетенция Правительства
РФ
Правительство
представляет собой орган государственной
власти, выполняющий
Посредством
компетенции раскрывается место
органа в системе иных органов
государственной власти. Следует
отметить, что определение и
Вопросы,
связанные с компетенцией, решаются
в Конституции простым
Поэтому
действительный объем компетенции
Правительства можно
Часть
1 ст. 114 Конституции РФ свидетельствует,
что руководством Правительства РФ охватываются
все отрасли экономики, социально-культурной
и административной сфер, исходя из чего
Правительство является органом государственной
власти общей компетенции. Это подтверждает
и Закон о Правительстве РФ, закрепляющий
помимо полномочий в той или иной сфере
также общие полномочия Правительства:
организация реализации внутренней и
внешней политики РФ; регулирование в
социально-экономической сфере; обеспечение
единства системы исполнительной власти
в РФ, направление и контроль деятельности
ее органов; формирование федеральных
целевых программ и обеспечение их реализации;
реализация права законодательной инициативы
(ст. 13).
2.1.
Бюджет и финансы Правительства
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Разработка федерального бюджета является исключительной прерогативой и основной конституционной обязанностью Правительства в сфере установления, регулирования и исполнения финансовых полномочий.
Порядок разработки Правительством проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год установлен Регламентом Правительства, согласно которому бюджет разрабатывается Минфином России в соответствии с бюджетным законодательством с учетом предложений федеральных органов государственной власти, ЦБ РФ, а также других органов и организаций, определяемых Правительством6.
Координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке проекта федерального бюджета, является Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу, возглавляемая Председателем Правительства.
Одновременно с законопроектом о федеральном бюджете Правительство должно внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, связанных с бюджетом: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах и др.
Бюджет
разрабатывается на очередной год,
однако для обеспечения
Правительство как высший исполнительный орган обеспечивает и исполнение федерального бюджета. Практическую работу по организации такого исполнения осуществляет Минфин России.
Тем не менее в исполнении федерального бюджета принимают участие все органы власти, государственные учреждения, иные организации. При этом одни органы исполняют бюджет в части расходования его средств, а другие еще и в части поступления доходов. Среди последних особо выделяется Федеральная налоговая служба, которая следит за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет налогов, пошлин и сборов.