Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы явилось комплексное изучение правового положения членов Правительства Российской Федерации, выявление особенностей их правового статуса, проблем правового регулирования их деятельности, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус членов российского Правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Правительство РФ в системе органов государственной власти…………..6
1.1. Правительство РФ - федеральный орган исполнительной власти……..6
1.2. Структура, формирование и отставка Правительства РФ………………8
2. Компетенция Правительства РФ……………………………………………15
2.1. Бюджет и финансы Правительства……………………………………….16
2.2.Социальная политика Правительства…………………………………….21
2.3.Оборона, безопасность и внешняя политика Правительства……..……25
2.4.Обеспечение прав и свобод граждан……………………………………..…29
Заключение……………..………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Правительство.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Правительством  устанавливается единая методология  отчетности об исполнении федерального бюджета. Кроме того, Правительство  само представляет ежеквартальные и  годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание.

     Бюджетные полномочия Правительства не исчерпывают  свой состав только в связи с разработкой, представлением и исполнением федерального бюджета. Важная роль Правительства  как участника законодательного процесса выражается в его работе по подготовке в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции заключений на законопроекты финансово-экономического характера.

     Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" была установлена отчетность Правительства о своей деятельности перед Государственной Думой7. Такое дополнительное контрольное полномочие парламента в отношении Правительства было включено в Конституцию по инициативе Президента, посчитавшего необходимым дать дополнительный ресурс для стабильного функционирования обоих органов государственной власти без существенного изменения их правовой сущности.

     Отчет о работе Правительства представляет его Председатель в период весенней сессии.

     Характеризуя  полномочие Правительства по обеспечению  проведения в Российской Федерации  единой финансовой, кредитной и денежной политики, следует иметь в виду, что указанное "единство" обусловлено п. "ж" ст. 71 Конституции, согласно которому в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки.

     Конкретные  полномочия Правительства в финансовой сфере нашли свое подробное отражение в Законе о Правительстве РФ. По сравнению с нормами Конституции здесь получили установление и развитие полномочия в части: разработки и реализации налоговой политики; обеспечения совершенствования бюджетной системы; регулирования рынка ценных бумаг; управления государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществления валютного регулирования и валютного контроля; руководства валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен.

     Единая  финансовая, кредитная и денежная политика обозначается Правительством прежде всего в различного рода концептуальных, плановых и программных документах, составленных в соответствии с федеральными законами, указами и посланиями Президента РФ, основными направлениями деятельности Правительства, и обеспечивается участием Правительства в законотворчестве и принятием собственных правовых актов.

     Проводя единую финансовую, кредитную и денежную политику, Правительство опирается на положения федеральных законов.

     Так, согласно Бюджетного кодекса РФ Правительство РФ осуществляет управление государственным долгом РФ, внутренние и внешние заимствования от имени РФ. В соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными БК, федеральным законом о бюджете, программой внутренних заимствований, а также программой государственных внешних заимствований, Правительство принимает решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ.

     Реализуя  свои полномочия по управлению государственным  долгом, Правительство, в частности, устанавливает условия выпуска  и обращения облигаций государственных  займов.

     Полномочия  Правительства по управлению внешним  долгом реализуются в рамках международных обязательств РФ, связанных с получением от иностранных государств, международных организаций и хозяйствующих субъектов кредитов в иностранной валюте и предоставлением Российской Федерацией денежных средств иностранным государствам и юридическим лицам. При этом Правительство вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным бюджетом, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание (ст. 106 БК).

     Денежная  политика, проводимая при координирующей и контролирующей роли Правительства, включает установление следующих условий: 1) официального соотношения между  рублем и денежными единицами  других государств; 2) эмиссии наличных денег; 3) выпуска и обращения банкнот и монет новых образцов; 4) расчетов в российской и иностранной валюте на территории РФ; 5) определения порядка ведения кассовых операций; 6) планирования объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монеты, создания их резервных фондов8.

     В целях реализации своих задач  по регулированию расчетных отношений  Правительство поручает финансовым органам разработать порядок  реализации мер в области стабилизации безналичных расчетов.

     Осуществляя валютное регулирование и валютный контроль, Правительство РФ регулирует отношения в области геологического изучения, разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.

     Как часть единой финансовой политики Правительством разрабатывается и осуществляется ценовая политика. В основном мероприятия Правительства в этой сфере выражаются в установлении цен или основ ценообразования на конкретные объекты, товары, работы, услуги.

     Основным  органом, являющимся непосредственным исполнителем финансовой, кредитной и денежной политики Правительства, является Минфин России и находящиеся в его ведении службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство).

     Однако  система органов исполнительной власти, занятых этой сферой, шире. Так, вопросы исчисления и взимания таможенных платежей Правительство реализует  через Федеральную таможенную службу; меры по управлению рынком ценных бумаг - через Федеральную службу по финансовым рынкам; контроль действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций на внутреннем рынке - через Федеральную антимонопольную службу; правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением - через Федеральную службу по тарифам и т.д.

     Субъекты, реализующие данные функции, действуют  как самостоятельно, так и в  тесной взаимосвязи.

     При проведении кредитно-денежной политики Правительство тесно взаимодействует с Центральным банком РФ.  

2.2. Социальная политика Правительства 

     Социальный  характер Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции) предопределил  обязанность Правительства по обеспечению  проведения единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Направления деятельности Правительства в этих сферах получили конкретизацию в Законе о Правительстве РФ, в соответствии со ст. 16-18 которого Правительство, в частности:

     - обеспечивает реализацию конституционных  прав граждан в области социального  обеспечения;

     - разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

     - принимает меры по реализации  прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия;

     - содействует решению проблем  семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

     - разрабатывает и осуществляет  меры государственной поддержки  развития науки;

     - определяет основные направления  развития и совершенствования  общего и профессионального образования,  развивает систему бесплатного образования;

     - обеспечивает государственную поддержку  культуры и сохранение как  культурного наследия общегосударственного  значения, так и культурного наследия  народов Российской Федерации;

     - принимает меры по реализации  прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и др.

     Закон о Правительстве РФ закрепляет за высшим исполнительным органом государственной  власти также деятельность в таких  социальных сферах, как физическая культура, спорт, туризм.

     Все вышеуказанные сферы отнесены Конституцией к совместному ведению РФ и  ее субъектов. Это предполагает не только разграничение компетенции органов  власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, но и координацию, согласованность  их деятельности.

     В сфере культуры Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного  наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов  РФ.

     Основными целями государственной политики в  сфере науки в соответствии с Федеральным законом "О науке и научно-технической политике" являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования9.

     Для достижения указанных целей Правительство  РФ наряду с иными органами государственной  власти РФ: формирует и реализовывает федеральные научные и научно-технические программы и проекты; устанавливает систему экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использует ее результаты; управляет государственными научными организациями федерального значения; реализовывает обязательства по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; формирует единую систему стандартизации, обеспечивает единство измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управляет ими и т.п.

     Правительство определяет полномочия федеральных  органов исполнительной власти в  области формирования и реализации единой государственной научно-технической  политики.

     Единая  государственная политика в области образования, провозглашенная в Российской Федерации приоритетной, осуществляется Правительством на основе принципов, закрепленных Законом об образовании и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", среди которых - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников и др.

     В сфере здравоохранения Правительство осуществляет регулирование: основных требований, предъявляемых к деятельности государственных и муниципальных органов по созданию условий, необходимых для поддержания физического и психического здоровья граждан; компетенции федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основных положений об организации учреждений здравоохранения и их взаимоотношениях с гражданами; организации оказания гражданам лечебной лекарственной помощи и т.п.

     Конкретными направлениями регулирующей и координирующей деятельности Правительства в области охраны здоровья населения являются:

     - разработка и реализация федеральных  программ по развитию здравоохранения,  профилактике заболеваний, оказанию  медицинской помощи, медицинскому  образованию населения и другим  вопросам в области охраны  здоровья граждан;

Информация о работе Правительство РФ