Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:57, реферат
Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний.
Введение 3
Глава 1 Понятие правоприменения 4
1.1 Признаки и модели правоприменения
1.2 Стадии правоприменения 5
Глава 2 Понятия и формы реализации права 9
Глава 3 Правоприменения при пробелах в праве 10
Глава 4 Правоприменение как особая форма реализации права 13
Заключение 15
Список используемой литературы
министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет
Заочная форма обучения
с использованием дистанционных образовательных технологий
Контрольная работа №1_
по дисциплине «Теория государства и права »
Тема «Правоприменение как особая форма реализации права »
Вариант № 17
Студент М.Ю.Саблина
Группа ТБбз-331ДО
Преподаватель Д.А. Липинский
«03» декабря 2011г.
Бузулук 2011г.
Содержание
Введение
Глава
1 Понятие правоприменения
4
1.1 Признаки и модели правоприменения
1.2 Стадии правоприменения
Глава
2 Понятия и формы реализации права
Глава
3 Правоприменения при пробелах в
праве
Глава 4 Правоприменение как особая форма реализации права 13
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. В своем обращении к делегатам съезда Ассоциации юристов России Президент РФ В.В. Путин определил главную задачу новой общероссийской общественной организации: «совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности»1. В связи с этим, изучение - правоприменения как особой формы реализации права и его проблем на современном этапе актуально, теоретически и практически значимо. Без четкого понимания специфики, сущности правоприменения, его внутреннего строения и содержания элементов правоприменительной деятельности невозможна правильная оценка места правоприменения в механизме правового регулирования общественных отношений и грамотное его использование в качестве средства эффективного воздействия на различные сферы общественной жизни.
Представляется, что деятельность правоприменения позволит лучше понять его место, роль и значение среди других форм реализации права, а значит, позволит создать условия для повышения социальной значимости права, открыв при этом новые возможности и перспективы его осуществления в целях успешного формирования основных институтов гражданского общества, демократизации общественной жизни, утверждения основ правовой государственности и реализации прогрессивных правовых принципов свободы, справедливости, равенства на благо человека.
Правоприменение в отечественной и зарубежной литературе всегда придавалось особое значение. Ибо право само по себе, как подчеркивал Р. Иеринг, «есть не чистая мысль только, но живая сила», «право - это неустанная работа, и работа не только государственной власти, но всего народа». Вся жизнь права, «в общем и целом, являет то же зрелище безостановочной борьбы и труда целого народа, какое представляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства». Огромное поле «безостановочной борьбы и труда» за реализацию права находится в сфере правоприменения.
Глава 1 Понятие правоприменения.
Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б)
когда диспозиция нормы вообще не
реализуется без
в) когда речь идет о реализации санкции.
1.1 Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
2) имеет государственно-властный характер;
3)
является деятельностью по
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
1.2. Стадии правоприменения
Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1)
установление фактических
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В
качестве дополнительной стадии может
выступить государственно-
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По
результатам правоприменения
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В
то же время они существенно
Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего «властное слово». Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:
1.
Его юридическое значение
2.
После вынесения решения
Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права