Правоприменение как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:57, реферат

Описание

Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие правоприменения 4
1.1 Признаки и модели правоприменения
1.2 Стадии правоприменения 5
Глава 2 Понятия и формы реализации права 9
Глава 3 Правоприменения при пробелах в праве 10
Глава 4 Правоприменение как особая форма реализации права 13
Заключение 15
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Kontrolnaja_rabota_No1_var_17.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

     Решение юридического дела - наиболее ответственный  акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение  ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

     В практической деятельности все три  указанных стадии переплетены, нередко  выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

     Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

     Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

     Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

     Таким, образом, позитивное применение имеет  место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

 

     Глава 2 Понятие и формы реализации права.

 

               Реализация как таковая представляет  собой процесс перевода явления  в иное качество, процесс употребления  его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. Задача процесса правореализации – эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и исчерпывающе выполнять его требования. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов. Однако следует сразу же заметить, что этот тезис имеет прямое отношение лишь к представительно-обязывающим нормам, то есть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляют основной массив юридических норм. Специальные же (или специализированные) нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с представительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.

     Субъектами  реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов.

       Правовую систему можно поделить на два блока – правотворческий и правореализующий. При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом.

       В качестве форм реализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации – применение правовых норм.  
Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.  
В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово «использование» говорит само за себя. Оно означает, что управномоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.

       В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).

       В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).

       Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается как особая форма.

     Глава  3.

     Правоприменение при пробелах в праве

      
В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут  возникнуть помехи из-за наличия в  законодательстве пробела, который  представляет собой отсутствие конкретного  нормативного предписания в отношении  фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.  
Пробелы в праве следует отличать от случаев полной неурегулированности социальной сферы, которая может быть ликвидирована лишь путем правотворческой деятельности.

       Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы, законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы – это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.

       С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.  
Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.  
Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве – явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогнозирование.

       В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации права, а именно – в процессе правоприменения.  
Проф. С.С. Алексеев пишет, что «восполнение пробелов в праве - это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается, в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях».  
Традиционно в юриспруденции выделяют два способа восполнения пробелов в праве – аналогию закона и аналогию права. Некоторые авторы в качестве еще одного способа называют субсидиарное применение права.  
Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы) предполагает соблюдение ряда условий:  
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;  
б) отсутствие адекватной юридической нормы;

     в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой  указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.  
Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

       Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий:  
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

     б) отсутствие адекватной юридической  нормы;

       в) отсутствие аналогичной нормы.

       В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означает использование принципов – общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

     Применение  аналогии права при наличии аналогичной  нормы, как и применение аналогичной  нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.

      
Глава 4   Правоприменения как особая форма реализации права

      

     Эти три названные формы правореализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все. Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказывается недостаточным для обеспечения полной реализации юридических норм и требует вмешательства в этот процесс компетентных органов. Например, назначение пенсии, зачисление на работу, выполнение обвязку военной службы и др.

     Четвертой формой реализации норм права является его применения, характеризуется  рядом признаков, которые существенно  отличают эту форму от соблюдения, исполнения и использования норм права.

     Основания и необходимость правоприменения.

     Необходимость в правоприменение выражается в  следующих случаях:

     а) когда правовые отношения могут  возникнуть или измениться только по решению государственного или другого  компетентного органа (например, зачисление в учебное заведение, призыв на службу в Вооруженные силы);

     б) когда правовые отношения, возникающие  между сторонами, столь важные для  общества, что в любом случае их следует контролировать с точки  зрения законности и закреплять решением компетентного органа (решение соответствующего органа о приватизации гражданином жилья, регистрация нотариусом завещания);

     в) когда для возникновения определенных отношений нужно официальное  подтверждение наличия или отсутствия конкретных фактов (признание отцовства, признания вменяемым и проч.)

     г) когда возникает спор, который  имеет юридическое значение, по наличию  определенных фактов или отношений  и стороны сами не могут достичь  договоренности (раздел имущества);

     г) когда следует применить меры принуждения (например, конфискация  имущества, взыскание штрафа, лишения свободы). Государственное принуждение в правовой сфере осуществляется не автоматически. Нормы права лишь предусматривают возможность государственного принуждения, а реально он применяется соответствующими государственными органами в определенном порядке. Правоприменения как форма правореализации имеет ряд признаков, отличающих ее от других форм.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Реализация  права представляет собой сложное  социально-правовое и процедурно-процессуальное явление, включающее в себя ряд элементов и различный характер действий субъектов правоотношений, совокупность которых, в свою очередь, определяет особенности конкретных форм реализации права. Существующие формы реализации права отличаются по субъектному составу. Характерным признаком соблюдения, исполнения и использования права является то, что правовые предписания осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны государства. В процессе правоприменения возникает обязательный субъект — властный орган, должностное лицо, обеспечивающий процесс реализации права и выстраивающий властные отношения с гражданами (физическими лицами) и их объединениями (юридическими лицами), а также властные отношения между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, в силу чего, в правоприменительных отношениях уместно выделять внешний и внутренний аспекты властности.

     Его суть состоит в следующем: правоприменение - особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационно-структурированной, творческой деятельности, протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме.

     Механизм  правоприменения - это совокупность различных правовых средств, используемых в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права. Являясь категорией права и функциональным звеном сложной системы реализации права, механизм правоприменения обеспечивает реализацию важнейших функций права. Наряду с этим, механизм правоприменения обладает рядом собственных функций, под которыми понимаются основные направления комплексного и целенаправленного воздействия правоприменительной деятельности на общественные отношения, раскрывающие место и роль механизма правоприменения в реализации правовых предписаний, а также необходимость, значимость, цель и задачи данной деятельности.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права