Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:57, реферат
Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний.
Введение 3
Глава 1 Понятие правоприменения 4
1.1 Признаки и модели правоприменения
1.2 Стадии правоприменения 5
Глава 2 Понятия и формы реализации права 9
Глава 3 Правоприменения при пробелах в праве 10
Глава 4 Правоприменение как особая форма реализации права 13
Заключение 15
Список используемой литературы
Субъектами
правоприменительной
государства.
Отношения, складывающиеся в процессе
осуществления
Общим объектом правоприменительной деятельности является упорядочивание общественных отношений, их регулирование. Государство в лице наделённого властными полномочиями субъекта правоприменительной деятельности направляет развитие конкретных общественных отношений, переводит их в качественно новое состояние путём установления субъективных прав и юридических обязанностей их участников с учётом особенностей конкретных ситуаций и общих предписаний правовых норм. Помимо общего объекта правоприменительной деятельности, диссертант выделяет и непосредственный объект правоприменительной деятельности, который корреспондирует непосредственному объекту действия правовых норм, поскольку нормы права и правоприменительные акты объединены общей целью - оказывать воздействие на общественные отношения. В качестве непосредственных объектов правоприменительных отношений выступают общественные отношения, связанные с определением правового положения отдельных материальных и духовных благ, обслуживающих интересы субъектов правоотношений. Выбор методов осуществления правоприменительной деятельности обусловлен содержанием конкретных задач, стоящих перед субъектом, реализующим правоприменительную деятельность. Основное требование, предъявляемое к выбору метода, заключается в том, что он должен обеспечивать законность, справедливость, надёжность, обоснованность, экономичность и эффективность правоприменительной деятельности. Методы осуществления правоприменительной деятельности - это способы правового воздействия, используемые в правоприменительной деятельности, раскрывающие правовое положение субъектов - участников, формирующие права и обязанности, подчиненные целям вынесения решения, обеспечения его исполнения и, в конечном счете, реализации правовых норм.
Правоприменительные акты - это правовые
акты определенных субъектов
правоприменительной
Таким образом, можно сделать вывод, что в обществе созрело понимание того, что укрепление правовой основы одинаково зависит как от разработки проблем правотворчества, так и от правореализации и правоприменения. Отмечая необходимость формирования уважения к порядку в стране и эффективного правоприменения, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев среди основных направлений внутренней политики государства называет радикальное изменение ситуации в правоприменении: улучшение работы судебной системы, обеспечение ее подлинной независимости от исполнительной и законодательной власти, обеспечение справедливой и равной доступности правосудия для всех. Важным, как отмечает Д.А. Медведев, являются также искоренение практики решений «по звонку» или «за деньги», разработка системы мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от «неправосудных» решений, дальнейшая гуманизация правосудия, развитие процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Понятно, что сбои при исполнении законов, отказ от их применения или неправильное применение не позволяют в полной мере эффективно решать задачи современного общества. Следует также отметить, что в настоящее время не завершено полностью формирование правового поля деятельности участников гражданского оборота. Сложность вопроса заключается еще и в том, что законодательство постоянно обновляется, отсутствует единство в правоприменительной практике. Таким образом, исходя из понимания важности улучшения работы по применению норм права, интерес к данной проблеме вполне закономерен и актуальность дальнейшего ее изучения возрастает.
Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.
Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни, реализуются в действия субъектов социального общения. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям: следование праву со стороны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.
Применение правовых норм обусловлено тем, что жизненные обстоятельства, подлежащие правовой регламентации, отражены в указанных нормах лишь в обобщающей форме, санкции этих норм, как правило, определены относительно, в силу чего необходимо учитывать социальную и правовую специфику каждого конкретного случая, то есть применять конкретные правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям, отношениям и тем самым осуществлять специальную правоприменительную деятельность, монополию на которую имеют компетентные органы государства и их должностные лица. А это означает, что вся сфера правоприменения связана с организующе-властной деятельностью компетентных органов государства, призванных решать конкретные юридические дела.
Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы.
Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество, - это два особых направления функционирования правовой системы. Соответственно различают правоприменительные и правотворческие акты.
Список используемой литературы:
1.Анишина В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики // Государство и право. - 2007 - № 7. - С. 58.
2.Анюков С. Г. Проблем правотворчества // Российская газета. - 2008- № 34 (4591).- 16 февраля.
3.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2007.
4. Корельский
В.М. Теория государства и
5.Лушников А.М. Теория государства и права М., 2000.
6. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 2006.
7. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю. Теория государства и права. - М., 2003.
8.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М., 2006.
9. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2004.
10. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. - Саратов, 2002. - С. 89.
11.Чаусская О.А.
Применение норм гражданского
права: вопросы теории и
(1)
Иеринг Р. Юридическая техника.
Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права