Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа
Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Понятие правовой культуры.
Ее место в общей системе культур…
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе. Степень регулирования правом общественного порядка напрямую зависит от уровня правовой культуры, в которой отражается степень развитости законодательства данного государства, а так же отношения к нему населения. Знание, соблюдение и уважительное отношение граждан к законодательным актам способствует успешному функционированию государственных органов и государства в целом, обеспечивает поддержание порядка и стабильности в обществе. Исходя из этого, следует сказать о важности исследуемого понятия для развития государства и общества. Структурированное рассмотрение понятия «правовая культура» позволит определить ее место и роль в ходе общечеловеческого культурно-правового развития, что и является целью исследования, проводимого в данной работе. Основными задачами, необходимыми для достижения поставленной цели являются:
Для успешной реализации поставленных задач работа разделена на четыре главы, в каждой из которых раскрывается та или иная сторона исследуемого понятия.
Правовая культура – это вопрос, который волнует многих историков, политологов, юристов, посвятивших ответу на него отдельные статьи и целые книги. В основном это книги советских авторов, в которых раскрывается роль правовой культуры в жизнь социалистического общества. Мнение же современных авторов по данному вопросу закреплены в большинстве своем в различных учебниках и учебных пособиях по общей теории права. Значительную помощь в написание работы мне оказали такие авторы, как Е.В. Агроновская в книге «Правовая культура и обеспечение прав личности» и А.П. Семитко в книге «Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс».
Глава 1. Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур
Правовая культура – это составная часть общего понятия «культура». Поэтому для уяснения закономерностей ее появления, существования и развития необходимо, прежде всего, выяснить, что такое культура вообще.
Понятие «культура» привлекает внимание многих исследователей и относится к числу фундаментальных, так как этим понятием пользуются представители самых различных областей знания – философы и социологи, археологи и этнографы, историки, филологи и правоведы. Достаточно сказать лишь о том, что в настоящее время в литературе имеется более трехсот определений данного понятия.
Известно, что термин «культура» происходит от латинского «cultura» - возделывание, выращивание, обработка. Со временем смысл его изменился, и это слово стало обозначать просвещенность, образованность в широком смысле, степень развитости науки и искусства. В XIV – XVI веках было положено начало «гуманитарной» культуре, не только обращенной к человеку, но и исходящей от него. В России, например, этот термин, впервые обнаруженный в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова в 1846 году, характеризовал деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил.[1,с.8]
Понятие «культура»
употребляется обычно в широком
и узком смысле слова. В широком
смысле, культура – это все то,
что создано человеком в
В узком смысле слова культура охватывает только круг явлений, связанных непосредственно лишь с духовной жизнью общества, с духовным производством. Содержанием культуры здесь выступает развитие самого человека, его творческих сил, способностей и форм общения.
В научной литературе принято деление культуры на материальную и духовную.
Материальная культура представляет главным образом материальные ценности, созданные людьми в процессе их трудовой деятельности. Базисной частью материальной культуры являются средства труда и орудия производства. Важный ее элемент составляют предметы потребления, которые характеризуют уровень развития потребностей человека. Примером материалистического подхода к пониманию культура выступает идеология марксизма-ленинизма. По мнению Маркса, способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни.[6,с.43] Исследователи-марксисты считают, что каждой общественной формации соответствует свой особый, присущий только ей тип культуры. Так, например, существовали первобытнообщинная культура, культура рабовладельческого и феодального общества, культура капитализма и культура коммунизма.
Духовная культура представляет систему производства, распределения и потребления духовных ценностей. Основу духовной культуры составляет совокупность достижений человечества в области различных форм общественного сознания, таких как наука, искусство, религия, нравственность, мораль и право.
Таким образом, деление культура на материальную и духовную очевидно, однако невозможно противопоставление этих понятий друг другу. Материальная и духовная культура неразрывно связаны между собой не только по происхождению (как результат человеческой деятельности), но и по тому взаимодействию, которое существует между ними. Духовная культура не могла бы существовать без необходимой материальной базы, так же как и материальная культура не могола бы успешно развиваться без соответствующих духовных предпосылок. Так, близость и взаимопроникновение материальной и духовной культур приводят к тому, что некоторые культурные аспекты трудно отнести к какой-нибудь одной сфере. Примером отсутствия четкой разграниченности понятий «материальная» и «духовная культура» являются некоторые виды искусства, такие как архитектура, прикладное искусство, а также право. Понятие «право» в той степени, в которой оно соприкасается с культурой трудно отнести исключительно к материальной или духовной стороне последнего понятия. О разносторонности правовой культуры, или культуры права говорит большое разнообразие определений, предложенных различными авторами относительно данного понятия.
Правовая культура как элемент общей культуры, представляет специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка.[1,с.15]
Согласно другим авторам, правовая культура – это, основанное на политических и нравственных убеждениях, нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему.[7,с.23]
Такие ученые, как В.И.Каминская и А.Р.Ратинов под правовой культурой понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.[4,с.112]
В Советском Союзе под правовой культурой понималось обусловленное социально-экономическим и политическим строем, качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровня правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом.[10,с.21]
В современном восприятии правовая культура – это система воспроизводства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и развитии правовых принципов и основанных на них систематизированных юридических актах, устанавливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.[8,с.325]
Согласно разнообразным
Уровень развития правовой законности и правовой порядок неразрывно связаны с правовой культурой и напрямую отражают ее место и роль в общей системе культур.
Характеризуя состояние
С латинского языка слово
«нигилизм» переводится как «
Правовой идеализм, напротив, представляет собой переоценку значимости права и его возможностей. Приверженцы этих взглядов считают, что для улучшения жизни общества достаточно принятия «хороших» законов.
Таким образом, и правовой нигилизм и правовой идеализм являются показателями низкого уровня правовой культуры населения. Пропаганда правовых знаний и формирование ценностного отношения к праву являются необходимыми аспектами повышения правовой культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.
ГЛАВА 2. Структура правовой культуры
Правовая культура – достаточно сложное и обширное понятие, требующее системного и структурированного подхода к своему изучению. И именно категория структуры выступает одной из основных в системном подходе, использование которого необходимо при изучении такого масштабного понятия.
Основным структурным делением понятия культура является ее разграниченность на материальную и духовную, о чем упоминалось ранее. В изучении же структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, ибо, по точному замечанию А.К.Уледова, «анализ культуры в структурном плане выступает как анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Скажем, структура духовной культуры есть не что иное, как структура духовной сферы общественной жизни».[10,с.49] Значит, структура правовой культуры является в первую очередь структурой правовой сферы общественной жизни, элементы которой рассматриваются с точки зрения их уровня и развития. Для рассмотрения структуры правовой культуры необходимо первоначально рассмотреть структуру правовой сферы жизни общества, элементами которой, согласно автору А.П.Семитко, являются правовые тексты, правовая деятельность, правовое сознание и уровень правового развития субъекта.