Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya1_-_Pravovaya_kultura.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5

Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12

Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20

Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26

Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовая культура – это один из основных рычагов формирования  дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе. Степень регулирования правом общественного порядка напрямую зависит от уровня правовой культуры, в которой отражается степень развитости законодательства данного государства, а так же отношения к нему населения. Знание, соблюдение и уважительное отношение граждан к законодательным актам способствует успешному функционированию государственных органов и государства в целом, обеспечивает поддержание порядка и стабильности в обществе. Исходя из этого, следует сказать о важности исследуемого понятия для развития государства и общества. Структурированное рассмотрение понятия «правовая культура» позволит определить ее место и роль в ходе общечеловеческого культурно-правового развития, что и является целью исследования, проводимого в данной работе. Основными задачами, необходимыми для достижения поставленной цели являются:

    • исследование сущности правовой культуры;
    • рассмотрение ее структуры и основных видов;
    • выявление специфики правовой культуры и ее связей с другими разновидностями культуры;
    • определение роли правового воспитания в процессе формирования правовой культуры граждан.

Для успешной реализации поставленных задач работа разделена на четыре главы, в каждой из которых раскрывается та или иная сторона исследуемого понятия.

Правовая культура – это вопрос, который волнует многих историков, политологов, юристов, посвятивших ответу на него отдельные статьи и целые книги. В основном это книги советских авторов, в которых раскрывается роль правовой культуры в жизнь социалистического общества. Мнение же современных авторов по данному вопросу закреплены в большинстве своем в различных учебниках и учебных пособиях по общей теории права. Значительную помощь в  написание работы мне оказали такие авторы, как Е.В. Агроновская в книге «Правовая культура и обеспечение прав личности» и А.П. Семитко в книге «Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс».

 

Глава 1. Понятие  правовой культуры. Ее место в общей  системе культур

 

Правовая культура – это составная  часть общего понятия «культура». Поэтому для уяснения закономерностей ее появления, существования и  развития необходимо, прежде всего, выяснить, что такое культура вообще.

Понятие «культура» привлекает внимание многих исследователей и относится к числу фундаментальных, так как этим понятием пользуются представители самых различных областей знания – философы и социологи, археологи и этнографы, историки, филологи и правоведы. Достаточно сказать лишь о том, что в настоящее время в литературе имеется более трехсот определений данного понятия.

Известно, что  термин «культура» происходит от латинского «cultura» - возделывание, выращивание, обработка. Со временем смысл его изменился, и это слово стало обозначать просвещенность, образованность в широком смысле, степень развитости науки и искусства. В XIV – XVI веках было положено начало «гуманитарной» культуре, не только обращенной к человеку, но и исходящей от него. В России, например, этот термин, впервые обнаруженный в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова в 1846 году, характеризовал деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил.[1,с.8]

Понятие «культура» употребляется обычно в широком  и узком смысле слова. В широком  смысле, культура – это все то, что создано человеком в процессе его общественно-исторической практики в отличие от того, что дано природой.

В узком смысле слова культура охватывает только круг явлений, связанных непосредственно лишь с духовной жизнью общества, с духовным производством. Содержанием культуры здесь выступает развитие самого человека, его творческих сил, способностей и форм общения.

В научной литературе принято деление культуры на материальную и духовную.

Материальная культура представляет главным образом материальные ценности, созданные людьми в процессе их трудовой деятельности. Базисной частью материальной культуры являются средства труда и орудия производства. Важный ее элемент составляют предметы потребления, которые характеризуют уровень развития потребностей человека. Примером материалистического подхода к пониманию культура выступает идеология марксизма-ленинизма. По мнению Маркса, способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни.[6,с.43] Исследователи-марксисты считают, что каждой общественной формации соответствует свой особый, присущий только ей тип культуры. Так, например, существовали первобытнообщинная культура, культура рабовладельческого и феодального общества, культура капитализма и культура коммунизма.

Духовная культура представляет систему производства, распределения и потребления духовных ценностей. Основу духовной культуры составляет совокупность достижений человечества в области различных форм общественного сознания, таких как наука, искусство, религия, нравственность, мораль и право.

Таким образом, деление  культура на материальную и духовную очевидно, однако невозможно противопоставление этих понятий друг другу. Материальная и духовная культура неразрывно связаны между собой не только по происхождению (как результат человеческой деятельности), но и по тому взаимодействию, которое существует между ними. Духовная культура не могла бы существовать без необходимой материальной базы, так же как и материальная культура не могола бы успешно развиваться без соответствующих духовных предпосылок. Так, близость и взаимопроникновение материальной и духовной культур приводят к тому, что некоторые культурные аспекты трудно отнести к какой-нибудь одной сфере. Примером отсутствия четкой разграниченности понятий «материальная» и «духовная культура» являются некоторые виды искусства, такие как архитектура, прикладное искусство, а также право. Понятие «право» в той степени, в которой оно соприкасается с культурой трудно отнести исключительно к материальной или духовной стороне последнего понятия. О разносторонности правовой культуры, или культуры права говорит большое разнообразие определений, предложенных различными авторами относительно данного понятия.

Правовая культура как элемент общей культуры, представляет специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка.[1,с.15]

Согласно другим авторам, правовая культура – это, основанное на политических и нравственных убеждениях, нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему.[7,с.23]

Такие ученые, как В.И.Каминская и А.Р.Ратинов под правовой культурой понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.[4,с.112]

В Советском Союзе  под правовой культурой понималось обусловленное социально-экономическим и политическим строем, качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровня правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом.[10,с.21]

В современном восприятии правовая культура – это система воспроизводства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и развитии правовых принципов и основанных на них систематизированных юридических актах, устанавливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.[8,с.325]

Согласно разнообразным источникам основными показателями  состояния правовой культуры являются:

  • Уровень общественного и индивидуального правосознания, признание социумом правовых ценностей и идеалов. Правосознание как своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право, представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражено отношение к действующему праву, ко вновь созданным юридическим нормам. Исходя из того, кто является носителем правосознания его подразделяют на индивидуальное и общественное. Индивидуальное правосознание складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые вступает индивид, так и под воздействием присущих ему психофизических особенностей. Уровень правосознания индивидов предопределяется социальным положением, уровнем развития культуры и образования. У одних он может быть очень высоким, у других, напротив, отсталым. Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившийся в обществе в целом. В тех обществах, где правосознание рассматривает право как основную ценность, которая служит интересам всех и каждого предъявляются достаточно высокие требования к изданию правовых норм, а также формируется принцип всеобщности соблюдения действующих законов. Общественное правосознание во многом оказывает влияние на правосознание отдельных индивидов, уровень которого может быть как выше, так и ниже правосознания отдельной группы или общности.
  • Правовое положение личности, степень обеспечения ее основных прав и свобод. Статус человека в правовой системе того или иного общества  определяется перечнем доминирующих прав и свобод, к числу которых, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года в Париже, относятся: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на свободу от рабства и подневольного состояния; право на свободу от пыток и жестокого бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; право на признание правосубъектности независимо от места нахождения; свобода передвижения и выбора места жительства в пределах государства; свобода покидать страну и возвращаться обратно; свобода искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем; право на гражданство, в том числе недопустимость его произвольного лишения; право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.[12,с.151]
  • Качество и авторитет существующего законодательства. Законы, декреты и другие нормативно-правовые акты, независимо от того издаются ли они Президентом, парламентом либо местными органами власти, имеют силу лишь в том случае, если они не противоречат Основному Закону страны – Конституции. Контроль за соблюдением Конституции и соответствием ей нормативно-правовых актов осуществляют специальные органы. В Беларуси это Конституционный Суд, решения которого обязательны для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами Республики Беларусь. Также полномочия Конституционного Суда позволяют ему оказывать влияние на всех субъектов общественных отношений и контролировать  качество, издаваемых в государстве, нормативно-правовых актов.
  • Престиж правоохранительной деятельности. Деятельность по охране правового порядка осуществляется в Республике Беларусь такими органами, как Комитет Государственной безопасности, прокуратура, органы милиции и суды. Само понятие «правопорядок» следует отличать от более широкого – общественного порядка, который поддерживается такими социальными регуляторами как мораль, нравственность, религия, обычаи и право. Поддержание правового и общественного порядка является важным показателем развития правовой культуры того или иного общества.
  • Состояние в обществе законности и правопорядка. Понятие законность понимается различными авторами по-разному. Член-корреспондент Российской Академии наук Д.А.Керимов понимает законность, как «соблюдение и исполнение на основе принципов права конкретных законов и подзаконных актов».[8,с.313] Профессор Н.В.Витрук – член Конституционного Суда Российской Федерации под законностью понимает «идею, требование, систему реального выражения права в законе государства, в самом законодательстве, в подзаконном нормотворчестве».[8,с.313] Несмотря на разнообразие трактовок этого понятия, законность в широком смысле слова рассматривается, как верховенство правовых актов в правоустановлении и правореализации. Законность неразрывно связана с правопорядком и, зачастую, рассматривается как основа, составная часть последнего понятия. Правовой порядок, также как и законность является очень разносторонним понятием. Это и «порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции»[8,с.317] и «режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы»,[8,с.318] но в любом случае правовой порядок – это состояние стабильности и устойчивости, основанное на применении права и правовой законности.

Уровень развития правовой законности и правовой порядок неразрывно связаны  с правовой культурой и напрямую отражают ее место и роль в общей системе культур.

  • Престиж и состояние юридической науки и образования. Стремительное развитие общества, разнообразие отношений между людьми в процессе их жизни повлекли за собой возникновение юридической науки, как системы достоверных и всесторонних знаний о праве, о его сущности, закономерностях возникновения и развития, качествах признаках, свойствах, функциях, целях, его роли и значении в жизнедеятельности людей. В настоящее время юридическая наука или правоведение занимает одно из центральных мест в блоке общественных наук, куда она входит вместе с множеством экономических, социальных и политических наук. Об этом свидетельствует повышенный интерес к понятию «право», что видно из роста числа лиц, получающих юридическое образование во многих странах. Ведь только юридически образованные и грамотные люди могут обладать наиболее высокой правовой культурой в том или ином обществе.

Характеризуя состояние правовой культуры современного белорусского общества, можно говорить о таких явлениях, как правовой нигилизм и правовой идеализм.

 С латинского языка слово  «нигилизм» переводится как «ничто».  Сущность правового нигилизма заключается в общем негативном, неуважительном отношении к праву, неверии в его возможности выступать эффективным средством регулирования общественных отношений. Невыполнение требований правовых предписаний, совершение правонарушений являются типичными формами проявления правового нигилизма.

Правовой идеализм, напротив, представляет собой переоценку значимости права и его возможностей. Приверженцы этих взглядов считают, что для улучшения жизни общества достаточно принятия «хороших» законов.

Таким образом, и правовой нигилизм и правовой идеализм являются показателями низкого уровня правовой культуры населения. Пропаганда правовых знаний и формирование ценностного отношения к праву являются необходимыми аспектами повышения правовой культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.

 

 

ГЛАВА 2. Структура правовой культуры

Правовая культура – достаточно сложное и обширное понятие, требующее системного и структурированного подхода к своему изучению. И именно категория структуры выступает одной из основных в системном подходе, использование которого необходимо при изучении такого масштабного понятия.

Основным структурным делением понятия культура является ее разграниченность на материальную и духовную, о чем упоминалось ранее. В изучении же структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, ибо, по точному замечанию А.К.Уледова, «анализ культуры в структурном плане выступает как анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Скажем, структура духовной культуры есть не что иное, как структура духовной сферы общественной жизни».[10,с.49] Значит, структура правовой культуры является в первую очередь структурой правовой сферы общественной жизни, элементы которой рассматриваются с точки зрения их уровня и развития. Для рассмотрения структуры правовой культуры необходимо первоначально рассмотреть структуру правовой сферы жизни общества, элементами которой, согласно  автору А.П.Семитко, являются правовые тексты, правовая деятельность, правовое сознание и уровень правового развития субъекта.

Информация о работе Правовая культура