Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya1_-_Pravovaya_kultura.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Между политической и правовой культурой  существует тесная взаимосвязь. Возникая с целью реализации общественных интересов и потребностей, эти виды культуры ставят перед собой схожие задачи, а также используют перекликающиеся методы политического и правового воспитания, политической и правовой пропаганды.

Взаимодействие между политической и правовой культурой очевидно. Так, формирование гражданских качеств  личности, повышение уровня ее правовой культуры требуют объединения усилий и государственных органов и общественных организаций, которые являются элементами политической системы, а, следовательно, процесс их развития является одним из вопросов политической культуры.

Политическая и правовая культура в процессе взаимодействия обогащают друг друга. Принципы и нормы политической культуры воздействуют на развитие права. В свою очередь высокий уровень правовой культуры в обществе будет служить стимулом для более эффективной работы государственных органов и структур.

Различия между этими понятиями  проводятся по объекту исследования: в политической культуре – это  политическая система с ее основными  органами и подразделениями, в правовой культуре – это степень воплощения прав, свобод, обязанностей граждан в законодательстве и отношение людей к такому законодательству, а также по основным функциям политической и правовой культуры.

На процесс формирование личности и его культурное совершенствование  оказывают влияние все социальные нормы, поэтому важно, чтобы их требования согласовывались между собой. В противном случае какие-либо из этих норм не будут восприняты в обществе. В этой связи для эффективного правового регулирования общественных отношений необходимо, чтобы нормы права в целом не противоречили требованиям других социальных норм, в первую очередь – нормам морали. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случае социальные нормы не противоречат друг другу. Например, требования правовых норм о запрете совершения таких деяний, как умышленное убийства, кража полностью согласуется с религиозными заповедями «не убий», «не укради» и моральными предписаниями «убивать запрещено», «воровать плохо». Однако в некоторых случаях деяния не запрещенные правом, с точки зрения морали подлежат осуждению. Например, право не запрещает молодым матерям отказаться от новорожденных детей, но такие поступки всегда считаются безнравственными, аморальными. Но иногда совершенные лицом правонарушения могут быть оправданы с позиции морали. Отсутствие противоречий в моральных и правовых нормах достигается благодаря тесному взаимодействию моральной и правовой культур, сравнительный анализ которых можно провести с помощью выделения общих черт и отличий между нормами морали и правовыми нормами.

Мораль и право, как основные социальные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование культуры в целом, существуют во взаимодействии друг с другом. Они имеют как общие черты, так и различия. Общей у этих двух понятий является цель – регулирование поведения граждан. Кроме того, и мораль и право являются общеобязательными и входят в состав духовной культуры человечества.

Отличия между этими понятиями  проводятся по различным критериям:

    • По времени возникновения. Нормы права возникли вместе с формированием государства на определенном этапе развития общества. Нормы морали начали складываться в догосударственный период существования общества.
    • По происхождению. Нормы права устанавливаются, изменяются или отменяются государством. Нормы же морали формируются постепенно и во многом спонтанно в процессе исторического развития общества и практической деятельности людей.
    • По сфере действия. Правовые нормы регулируют наиболее важные с точки зрения государства общественные отношения. Нормы морали регламентируют более широкий круг общественных отношений, как урегулированных (собственность, труд, власть, правосудие), так и неурегулированных нормами права (любовь, дружба, товарищество).
    • По форме выражения. Правовые нормы изложены в официальных юридических письменных источниках (законах, указах, постановлениях), именуемых нормативно-правовыми актами. Моральные нормы существуют в сознании людей и их письменное изложение не имеет официального общеобязательного значения.
    • По способу обеспечения. В случае, если субъект не исполняет и не соблюдает требования правовых норм добровольно, их выполнение обеспечивается, охраняется и защищается принудительной силой государства. Выполнение норм морали обеспечивается состоянием духовного мира человека, а также общественным мнением не связанным с принудительной силой государства: нарушение требований морали не влечет за собой вмешательства государственных органов.
    • По характеру и порядку ответственности за их нарушения. Согласно нормам права, противоправные деяния влекут за собой реакцию со стороны государства и предусматривают юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом, то есть носит процессуальных характер. За нарушение моральных норм человек подвергается осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия, не связанные с государственным принуждением. Процедура возложения моральной ответственности четко не регламентирована.

От степени включенности моральных  установок правовые нормы и восприятие этих норм обществом зависит уровень развития правовой культуры.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных государствах с развитыми правовыми системами понятие “правовая культура” занимает одно из центральных мест, так как содержит в себе все основные компоненты, необходимые для нормального функционирования государственных органов и государства в целом. Развитие государства на должном уровне в первую очередь зависит от граждан, а именно от их отношения к политическим процессам, протекающим в государстве. Знание населением законов, уровень общественно и индивидуального правосознания, степень обеспечения личности основными правами и свободами, качество и авторитет существующего законодательства, престиж состояние юридической науки и образования, престиж правоохранительной деятельности – это основные компоненты, отражающиеся в правовой культуре, которые влияют также и на развитие государственных систем и организаций.

В данной работе освящены те моменты, которые помогают раскрыть суть понятия  “правовая культура”. Это многообразие определений рассматриваемого понятия, широкий спектр структурных компонентов правовой культуры, ее основные виды и подразделения, функции, атакую же связь с основными социальными регуляторами в обществе. По всем этим аспектам, будь то определение понятия, либо его структура существует большое количество взглядов и комментариев историков, философов и правоведов. Все они высказывают различные, но не противоречащие друг другу мнения, что позволяет выявить общие положения по рассматриваемым в работе вопросам. Так, например, самым распространенным делением правовой культуры является ее деление на правовую культуру личности и правовую культуру общества, а среди наиболее общих функций правовой культуры выделяются ценностно-нормативная, интегративная, коммуникативная и воспитательная.

Во взаимосвязи правовой культуры с другими видами культур важным является влияние друг друга моральной, правовой и политической культур, а также связь политических и правовых норм с моральными и нравственными ценностями.

На основании проведенного анализа  по изучению правовой культуры ее можно определить как сложное, научное, широко структурированное понятие, отражающиеся в сознании и практической деятельности людей, влияющее на развитие и функционирование политики, общественных организаций и государственных органов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аграновская Е.В.Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 1988 – 145с.
  2. Зорченко Е.А.Воспитание правовой культуры молодежи. – Мн.: Беларусь, 1986. – 80с.
  3. Зорченко Е.А.Формирование правовой культуры трудящихся. – Мн.: Наука и техника, 1984. – 128с.
  4. Кейзеров Н.М.Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. – М.: Юридическая литература, 1983 – 232с.
  5. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. – М.:Мысль, 1986 – 336с.
  6. Мельникова А.П.К вопросу об определении понятия культура. Вестник БГУ №1, 1976.
  7. Никитин А.Ф.Что такое правовая культура? – М.:Просвещение, 1988 – 112с.
  8. Общая теория права: учебное пособие/С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003 – 336с.
  9. Основы теории государства и права/А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Мицкевич; Под редакцией А.С.Пиголкина. – М.:Высшая школа, 1988 – 335с.
  10. Семитко А.П.Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990 – 176с.
  11. Теория государства и права/А.И.Королев, Л.С.Явич. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1987 – 554с.
  12. Человек. Общество. Государство: Пособие для абитуриентов/А.И.Авраменко, Т.И.Адуло. – Под редакцией А.И.Авраменко, Ф.В.Пекарского. – Мн.:Академия МВД РБ,2003 – 351с.
  13. Щербакова Н.В.Правовая установка и социалистическая активность личности. – М.: Юридическая литература, 1986 – 128с.

Информация о работе Правовая культура