Между политической и правовой культурой
существует тесная взаимосвязь. Возникая
с целью реализации общественных интересов
и потребностей, эти виды культуры ставят
перед собой схожие задачи, а также используют
перекликающиеся методы политического
и правового воспитания, политической
и правовой пропаганды.
Взаимодействие между политической
и правовой культурой очевидно. Так,
формирование гражданских качеств
личности, повышение уровня ее правовой
культуры требуют объединения усилий
и государственных органов и общественных
организаций, которые являются элементами
политической системы, а, следовательно,
процесс их развития является одним из
вопросов политической культуры.
Политическая и правовая культура
в процессе взаимодействия обогащают
друг друга. Принципы и нормы политической
культуры воздействуют на развитие права.
В свою очередь высокий уровень правовой
культуры в обществе будет служить стимулом
для более эффективной работы государственных
органов и структур.
Различия между этими понятиями
проводятся по объекту исследования:
в политической культуре – это
политическая система с ее основными
органами и подразделениями, в правовой
культуре – это степень воплощения прав,
свобод, обязанностей граждан в законодательстве
и отношение людей к такому законодательству,
а также по основным функциям политической
и правовой культуры.
На процесс формирование личности
и его культурное совершенствование
оказывают влияние все социальные
нормы, поэтому важно, чтобы их требования
согласовывались между собой. В противном
случае какие-либо из этих норм не будут
восприняты в обществе. В этой связи для
эффективного правового регулирования
общественных отношений необходимо, чтобы
нормы права в целом не противоречили
требованиям других социальных норм, в
первую очередь – нормам морали. Следует
отметить, что в подавляющем большинстве
случае социальные нормы не противоречат
друг другу. Например, требования правовых
норм о запрете совершения таких деяний,
как умышленное убийства, кража полностью
согласуется с религиозными заповедями
«не убий», «не укради» и моральными предписаниями
«убивать запрещено», «воровать плохо».
Однако в некоторых случаях деяния не
запрещенные правом, с точки зрения морали
подлежат осуждению. Например, право не
запрещает молодым матерям отказаться
от новорожденных детей, но такие поступки
всегда считаются безнравственными, аморальными.
Но иногда совершенные лицом правонарушения
могут быть оправданы с позиции морали.
Отсутствие противоречий в моральных
и правовых нормах достигается благодаря
тесному взаимодействию моральной и правовой
культур, сравнительный анализ которых
можно провести с помощью выделения общих
черт и отличий между нормами морали и
правовыми нормами.
Мораль и право, как основные
социальные регуляторы, оказывающие непосредственное
влияние на формирование культуры в целом,
существуют во взаимодействии друг с другом.
Они имеют как общие черты, так и различия.
Общей у этих двух понятий является цель
– регулирование поведения граждан. Кроме
того, и мораль и право являются общеобязательными
и входят в состав духовной культуры человечества.
Отличия между этими понятиями
проводятся по различным критериям:
- По времени возникновения. Нормы права возникли вместе с формированием государства на определенном
этапе развития общества. Нормы морали
начали складываться в догосударственный
период существования общества.
- По происхождению. Нормы права устанавливаются, изменяются или отменяются государством. Нормы же морали формируются постепенно и во многом спонтанно
в процессе исторического развития общества
и практической деятельности людей.
- По сфере действия. Правовые нормы регулируют наиболее важные с точки зрения государства
общественные отношения. Нормы морали
регламентируют более широкий круг общественных
отношений, как урегулированных (собственность,
труд, власть, правосудие), так и неурегулированных
нормами права (любовь, дружба, товарищество).
- По форме выражения. Правовые нормы изложены в официальных юридических письменных источниках (законах, указах, постановлениях),
именуемых нормативно-правовыми актами.
Моральные нормы существуют в сознании
людей и их письменное изложение не имеет
официального общеобязательного значения.
- По способу обеспечения. В случае, если субъект не исполняет и не соблюдает требования
правовых норм добровольно, их выполнение
обеспечивается, охраняется и защищается
принудительной силой государства. Выполнение
норм морали обеспечивается состоянием
духовного мира человека, а также общественным
мнением не связанным с принудительной
силой государства: нарушение требований
морали не влечет за собой вмешательства
государственных органов.
- По характеру и порядку ответственности за их нарушения. Согласно нормам права, противоправные
деяния влекут за собой реакцию со стороны
государства и предусматривают юридическую
ответственность, причем порядок ее возложения
строго регламентирован законом, то есть
носит процессуальных характер. За нарушение
моральных норм человек подвергается
осуждению, порицанию, к нему применяются
меры общественного воздействия, не связанные
с государственным принуждением. Процедура
возложения моральной ответственности
четко не регламентирована.
От степени включенности моральных
установок правовые нормы и восприятие
этих норм обществом зависит уровень развития
правовой культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных государствах с
развитыми правовыми системами понятие
“правовая культура” занимает одно из
центральных мест, так как содержит в себе
все основные компоненты, необходимые
для нормального функционирования государственных
органов и государства в целом. Развитие
государства на должном уровне в первую
очередь зависит от граждан, а именно от
их отношения к политическим процессам,
протекающим в государстве. Знание населением
законов, уровень общественно и индивидуального
правосознания, степень обеспечения личности
основными правами и свободами, качество
и авторитет существующего законодательства,
престиж состояние юридической науки
и образования, престиж правоохранительной
деятельности – это основные компоненты,
отражающиеся в правовой культуре, которые
влияют также и на развитие государственных
систем и организаций.
В данной работе освящены те моменты,
которые помогают раскрыть суть понятия
“правовая культура”. Это многообразие
определений рассматриваемого понятия,
широкий спектр структурных компонентов
правовой культуры, ее основные виды и
подразделения, функции, атакую же связь
с основными социальными регуляторами
в обществе. По всем этим аспектам, будь
то определение понятия, либо его структура
существует большое количество взглядов
и комментариев историков, философов и
правоведов. Все они высказывают различные,
но не противоречащие друг другу мнения,
что позволяет выявить общие положения
по рассматриваемым в работе вопросам.
Так, например, самым распространенным
делением правовой культуры является
ее деление на правовую культуру личности
и правовую культуру общества, а среди
наиболее общих функций правовой культуры
выделяются ценностно-нормативная, интегративная,
коммуникативная и воспитательная.
Во взаимосвязи правовой культуры
с другими видами культур важным является
влияние друг друга моральной, правовой
и политической культур, а также связь
политических и правовых норм с моральными
и нравственными ценностями.
На основании проведенного анализа
по изучению правовой культуры ее
можно определить как сложное, научное,
широко структурированное понятие, отражающиеся
в сознании и практической деятельности
людей, влияющее на развитие и функционирование
политики, общественных организаций и
государственных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Аграновская Е.В.Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 1988 – 145с.
- Зорченко Е.А.Воспитание правовой культуры молодежи. – Мн.: Беларусь, 1986. – 80с.
- Зорченко Е.А.Формирование правовой культуры трудящихся. – Мн.: Наука и техника,
1984. – 128с.
- Кейзеров Н.М.Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. – М.: Юридическая литература, 1983 – 232с.
- Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. – М.:Мысль, 1986 – 336с.
- Мельникова А.П.К вопросу об определении понятия культура. Вестник БГУ №1, 1976.
- Никитин А.Ф.Что такое правовая культура? – М.:Просвещение, 1988 – 112с.
- Общая теория права: учебное пособие/С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003 – 336с.
- Основы теории государства и права/А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Мицкевич; Под редакцией А.С.Пиголкина. – М.:Высшая школа, 1988 – 335с.
- Семитко А.П.Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс.
- Свердловск: Изд-во Уральского университета,
1990 – 176с.
- Теория государства и права/А.И.Королев, Л.С.Явич. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1987
– 554с.
- Человек. Общество. Государство: Пособие для абитуриентов/А.И.Авраменко, Т.И.Адуло. –
Под редакцией А.И.Авраменко, Ф.В.Пекарского.
– Мн.:Академия МВД РБ,2003 – 351с.
- Щербакова Н.В.Правовая установка и социалистическая активность личности. – М.: Юридическая литература,
1986 – 128с.