Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа
Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
В первом элементе правовой сферы, согласно А.П.Семитко – системе правовых текстов – выражается прежде всего нормативно-правовое богатство юридической системы, а также вся социально- правовая ситуация в самом широком смысле этого слова, отражающая сущность и формы проявления общественных отношений того или иного этапа исторического процесса. Среди правовых текстов наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система нормативно-правовых актов начиная от Основного Закона – Конституции – и кончая актами местных органов власти. При определении правовой культуры должно учитываться, кроме того, и состоянии индивидуальных правовых документов: правоприменительных актов и актов реализации прав и обязанностей. На основании указанных текстов можно сделать вывод также и об уровне развития всего общества. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают не только атмосферу правовой жизни общества, но и особенности того или иного строя общественных отношений, уровень развития культуры в целом.
Следующим компонентом правовой культуры выступают уровень развития совокупной правовой деятельности. Все в обществе осуществляется через деятельность. И если совокупная практическая деятельность состоит из материально-производственной и социально-преобразующей практики, то юридическая разновидность практической деятельности представляет собой одну из подсистем только социально-преобразующей практики, которая состоит из продуктивной и репродуктивной деятельности. В результате продуктивной или научной деятельности добываются новые знания, открываются неизвестные ранее закономерности правовой действительности. Воспроизводящая или репродуктивная деятельность направлена на постижение специфики юридической материи, на изучение законодательства.
Практическая юридическая деятельность складывается из деятельности по созданию права (правотворчества) и его реализации (правоприменение). Высокий уровень правотворчества оказывает положительное влияние на уровень развития нормативно-правовых актов, которые в свою очередь являются важной составляющей правовой культуры. Вторым по значению фактором, существенно влияющим на правовое регулирование, является применение права. Уровень правоприменительной деятельности зависит от различных факторов, как-то: совершенная структура правоохранительных органов – следствия, суда, прокуратуры; степень профессионализма субъектов правоприменительной деятельности.
Правовое сознание – следующий элемент понятия «правовая культура», согласно А.П. Семитко. Правосознание – это осмысление, оценка права, законодательства, необходимость потребности в действующем праве, его изменении или отмене, понимание процесса правореализации, сравнения права с другими социальными нормами. Особенностью правового сознания является то, что оно изначально воспринимает, а затем воспроизводит правовые отношения, дает оценку принципам, заложенным в нормах права.
Правовое сознание состоит из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
В основе первого понятия лежат правовые знания, представления, убеждения, идеи о необходимости установления соответствующих норм права, правовая характеристика поведения людей. Формирование правовой идеологии происходит под непосредственным влиянием мировоззрения и государственной политики, проводимой властными структурами.
Правовая психология – это наука, которая изучает особенности развития и проявления психологических явлений, связанных с деятельностью по осуществлению правосудия, психологические процессы в поведении людей. К основным психологическим элементам относятся правовые чувства, эмоции, настроения, которые, в отличие от идеологических, содержат эмоциональное восприятие правовых явлений и, следовательно, имеют наибольшее значение на уровне индивидуального правосознания.
Большое влияние на правовое сознание оказывает политическая жизнь общества. Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которых образуют отношения между классами, социальными группами, отношение к государственной власти, государству в целом и его отдельным органам. Эти же отношения являются основой правового сознания, что говорит об отсутствии четкой разграниченности между понятиями «политическое» и «правовое сознание».
Последней составляющей правовой сферы жизни общества, согласно А.П.Семитко является уровень правового развития субъекта, который зависит в первую очередь от уровня правового сознания личности. Ведь именно правовое сознание в сумме с правовым воспитанием и образованием помогает формированию правовых взглядов и, как следствие, определяет уровень правового развития.[10,с.53]
Е.В.Аграновская в книге «Правовая культура и обеспечение прав личности» выделяет два компонента правовой культуры. Это правовая идеология и правовая психология. Аграновская в отличие от Семитко не включает эти понятия в состав правового сознания, а называет их непосредственными элементами обширного понятия «правовая культура». Под правовой идеологией она понимает специализированное, научно-обоснованное осознание в категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия потребностей и задач общественного развития, необходимости и путей государственного регулирования социальных отношений.[1,с.21]
Второй элемент – правовая психология – выступает как несистематизированная эмоциональная реакция на правовые явления, их осознание и оценка на эмпирическом уровне. Принято считать, что правовая психология отдельной личности возникает стихийно и не носит свойственного правовой идеологии систематизированного характера. Она формируется в процессе взаимодействия людей в группе, коллективе, обществе. По мнению Аграновской идеологические и психологические аспекты присутствуют во всех проявлениях правовой культуры. Процесс познания и формирования правовых идей, принципов идеологии невозможен без социально-психологических компонентов. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические механизмы, отражает психику личности. Правовая идеология реализуется через психологию, которая может тормозить или, напротив, подталкивать этот процесс.[1,с.24]
В.П.Сальников помимо правового сознания, правомерной деятельности субъектов, законности и правопорядка относят к элементам правовой культуры объективное и субъективное право.[12,с.326] Под объективным правом понимается право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые правила поведения; это то, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта. Оно не создается конкретным лицом, а формируется под воздействием множества обстоятельств и отражается не только в какой-либо отрасли национального права, но и во всей правовой системе в целом. Первичным в праве, как объективной реальности являются права, обязанности же выступают как гарантии их реализации, ибо без чьих-либо обязанностей не может быть и прав у кого бы то ни было. Однако права в объективном праве провозглашаются для всех только как возможность для каждого из них реализовать соответствующие субъективные права.
Субъективное право – это право конкретного лица достигать своего права, то есть определенного блага или удовлетворения своего законного интереса при необходимости – бороться за него требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться своим правом и отстаивать его законными способами от посягательств на него кого бы то ни было. Субъективное право создается сознательной деятельностью конкретного лица на основе объективного права. Его примером может выступать право конкретного гражданина в соответствии с избирательным законом быть избранным депутатом парламента, то есть, выдвигать свою кандидатуру, требовать от соответствующих структур регистрации в качестве кандидата в депутаты, вести избирательную кампанию, в случае избрания требовать регистрации себя как депутата и выдачи соответствующего документа.
Выясняя связь этих двух понятий с понятием «правовая культура» можно говорить о прямой зависимости уровня правовой культуры от объективного и субъективного права. Ведь чем больше прав будет у различных групп и социальных общностей во всех сферах жизни, чем большими правами будет обладать каждый человек, тем выше будет и уровень правовой культуры, как отдельной личности, так и всего общества.
Заключительным этапом формирования правовой культуры является период правового воспитания, выделяемый большинством авторов в качестве структурного элемента рассматриваемого понятия. Поскольку знание и правильное понимание законов каждым гражданином не могут быть достигнуты только законодательными средствами, необходима большая воспитательная, пропагандистская работа государства, общественных организаций и простых граждан.
В настоящее время под правовым воспитанием понимается организованное воздействие, направленное на формирование правовых знаний человека, его уважительного отношения к праву и закону, на закрепление навыков правомерного поведения, а также на развитие и стимулирование одного из показателей правовой культуры – активной правовой деятельности. Правовое воспитание осуществляется различными методами. К ним относится правовая пропаганда среди населения, в трудовых и учебных коллективах. Она ведется как в форме устных выступлений – лекций, бесед, так и путем активного использования средств массовой информации – радио, печати, телевидения. Поскольку средства массовой информации играют ведущую роль в формировании правовых знаний, то и к качеству информации, которую они несут, предъявляются повышенные требования. Это, в частности, оперативность, точность и юридическая грамотность отражения всех значимых явлений в жизни страны в целом и тех событий на местах, которые по тем или иным причина заинтересовали и волнуют жителей города, района, области. Вся правовая информация, распространяется радио, телевидением, периодической печатью, несет в себе мобилизующее начало. Она формирует внутреннюю направленность человека на точное соблюдение закона, его широкое использование как средства развития социальной активности.
Особое значение имеет правовое воспитание молодежи, как наиболее деятельной части населения. Крайне важно, чтобы уже с детских лет молодые люди учились осознавать себя гражданами государства, положение которых всесторонне и четко регулируется правом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, почувствовали высокую ответственность за свои поступки. Каждому молодому человеку необходимо помочь разобраться в структуре и функциях государственных органов, усвоить адресованные ему нормативные требования, привить навыки осознанного правомерного поведения, научить полно и грамотно проявлять социальную активность.
Особое внимание воспитанию правовой культуры молодежи уделяется не случайно. Это объясняется тем, что именно в юности у человека интенсивно формируется познание мира, добра, справедливости, складываются ценностные ориентации. В этот период молодой гражданин самостоятельно определяет свои идеалы и начинает активно им следовать. В связи с этим государство ставит своей целью, с помощью массового воздействия на сознание и поведение молодежи, превратить соблюдение правовых требований в жизненную привычку и внутреннюю потребность, чтобы юридические нормы выполнялись не под страхом наказания, а в силу убежденности, в соответствии с принципами морали. Для осуществления этой цели необходимо выполнить целый ряд задач. К ним относятся:
При решении всех названных задач необходимо учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения. Так, особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую «негативную правовую культуру». Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу. Поэтому акцент при их воспитании, а по существу – перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушителями.
Глава 3. Классификация правовой культуры.
Ее уровни
В юридической литературе классификацию правовой культуры ее исследователи сводят к разграничению правовой культуры личности и правовой культуры общества. Под первым понятием понимаются позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного поведения конкретного человека. Составными частями данного понятия являются права и свободы личности, а также субъективно-психологическое отношение личности к юридическим правам и обязанностям, их практическое осуществление в процессе правовой деятельности. Права и свободы личности – это ее социальные притязания на определенные условия, обеспечивающие существование человека, нормальные условия его жизнедеятельности.[1,с.19] Политические, моральные, правовые идеи о правах человека наряду с требованиями справедливости, равноправия, законности с давних пор выдвигались передовыми классами общества как программа политической борьбы. Права и свободы – это те возможности, при помощи которых личность включается в экономическую, политическую и духовную сферы жизни общества. Обязанности, в сою очередь – комплекс требований, предъявляемый обществом к личности для обеспечения нормального функционирования общественной системы. Юридические права и обязанности служат системой ориентиров, регулирующей поведение граждан, их взаимоотношения друг с другом, с государством, с обществом. Для того чтобы выбрать вариант поведения, отвечающий внутренним убеждениям и интересам, а также интересам и требованиям общества, личность должна обладать достаточным культурным потенциалом. Применительно к правовой области речь идет не только об общей, но и о правовой культуре. Высокий уровень правовой культуры личности служит непременным условием надлежащего осуществления прав, свобод и обязанностей. О правовой культуре личности можно говорить постольку, поскольку он знает, понимает и верно осмысливает, оценивает свои права, свободы, обязанности, а также, поскольку он реально пользуется ими в практической деятельности. Отношение личности к правам и обязанностям является основным моментом в оценке всей совокупности явлений правовой жизни. Через юридические права и обязанности выявляется психологическое отношение личности к праву как ценности культуры, к предъявленным в нем требованиям; раскрывается отношение к законности, правопорядку, правовым основам государственной и общественной жизни. Исходя из этого, правовая культура личности – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости, юридических прав и обязанностей, которые опосредуют отношение личности к правовой жизни общества, определяют ее правовое поведение.