Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:08, курсовая работа
Целью данной является как можно подробнее изучить правовые основы регулирования рекламы алкогольной продукции на примерах реальных нарушений.
Задачи по достижению цели:
В первую очередь ознакомиться со статьями и законами, регулирующими рекламу алкогольной продукции;
Рассмотреть правовые основы рекламной деятельности и привести ее основные характеристики;
Изучить требования, которые предъявляются к рекламе алкогольной продукции;
Рассмотреть примеры реальных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.
Введение 3
Глава 1. Правовые основы рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и общая характеристика рекламной деятельности 5
1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности 8
Глава 2. Требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции 10
Глава 3. Примеры нарушений рекламы алкогольной продукции 15
3.1 Реклама шампанского в журнале «ОК» 15
3.2 Реклама водки «Казенка» под видом одноименного фильма 16
3.3 Незаконная реклама алкоголя в Туле 17
3.4 «Игристая» реклама в журнале «HELLO» 18
3.5 Незаконная реклама алкоголя клубом «Шинник» 18
3.6 Реклама водки «Казенка» на маршрутных такси 19
3.7 Реклама водки в журнале «Forbes» 20
3.8 Реклама водки под видом несуществующей минеральной воды 20
3.9 Незаконная реклама водки «Флагман» маскировалась под слабоалкогольный коктейль 21
3.10 Реклама коктейлей мохито в кафе «Кофе Хаус» 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Курсовая работа по информационному праву на тему: «Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции»
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовые основы рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и
общая характеристика
1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности 8
Глава 2. Требования,
предъявляемые к рекламе
Глава 3. Примеры нарушений рекламы алкогольной продукции 15
3.1 Реклама шампанского в журнале «ОК» 15
3.2 Реклама водки «Казенка» под видом одноименного фильма 16
3.3 Незаконная реклама алкоголя в Туле 17
3.4 «Игристая» реклама в журнале «HELLO» 18
3.5 Незаконная реклама алкоголя клубом «Шинник» 18
3.6 Реклама водки «Казенка» на маршрутных такси 19
3.7 Реклама водки в журнале «Forbes» 20
3.8 Реклама водки под
видом несуществующей
3.9 Незаконная реклама водки «Флагман» маскировалась под слабоалкогольный коктейль 21
3.10 Реклама коктейлей мохито в кафе «Кофе Хаус» 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.
Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и широко стал использовать рекламу. Это связано с тем, что реклама в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным методом стимулирования продаж.
Актуальность данной работы определяется тем, что на сегодняшний день крепкий алкоголь и водка являются товарами, которые так же нуждаются в продвижении, как и остальные. Ведь рынок алкогольных напитков существует, и их производство и реализация легализованы государством. Существуют различные марки водки, существует выбор - таким образом, существует ситуация конкуренции. А если существует выбор, то должна существовать и информация, влияющая на него, то есть реклама.
Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» .
Целью данной является как можно подробнее изучить правовые основы регулирования рекламы алкогольной продукции на примерах реальных нарушений.
Задачи по достижению цели:
Объектом исследования является правовое регулирование рекламной деятельности в России.
А предметом исследования – регулирование рекламы алкоголя.
Методы, которые были использованы при написании курсовой работы: анализ, описание, наблюдение, изучение документов.
Данная работа состоит из трех глав. В первой рассматривается правовые основы рекламной деятельности, дается понятие рекламы и приводятся основные характеристики рекламной деятельности. Во второй главе заключены основные требования, которые предъявляются рекламе алкогольной продукции. А третья глава состоит из примеров правонарушений рекламы алкогольной продукции.
Нормальное развитие рыночных отношений
в условиях конкуренции невозможно
без рекламы как важнейшего способа
продвижения на рынке товаров, работ
и услуг от изготовителя, продавца)
к потребителю. В связи с этим
возникает необходимость
Особенно важным это становится тогда, когда реклама перестает быть инструментом информирования, а становится инструментом убеждения, реальным стимулом роста потребностей и продвижения спроса. Для того чтобы установить механизм контроля, необходимо определить с точки зрения права само явление, которое подлежит законодательной регламентации.
Высказанная видным предпринимателем царской России И. Метцелем известная фраза «Реклама — двигатель торговли» коротко и просто раскрывает нам понятие и предназначение рекламы. Однако для того, чтобы лучше понять рекламный «механизм», приводящий в движение товары на рынке, необходимо выделить его основные характеристики.
Статья 2 Федерального закона «О рекламе»
(далее — Закон о рекламе) определяет
рекламу следующим образом. Реклама
— это распространяемая в любой
форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом
лице, товарах, идеях и начинаниях
(рекламная информация), которая
предназначена для
Во-первых, это прежде всего информация, т.е. сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах. Именно на информацию ложится основная нагрузка в понятии рекламы. Но вместе с тем не любая информация является рекламой. Существуют критерии, которые отграничивают рекламу от иной публичной информации (например, объявления авторского, информационного или редакционного материала в средствах массовой информации)1. Реклама должна быть распознаваема потребителями без применения специальных знаний или технических средств непосредственно в момент ее представления (п. 1 ст. 5 Закона о рекламе). Реклама должна быть обращена к потребителю, быть понятной. Она призвана давать возможность потребителю определить, является ли полученная им информация рекламой или, например, информационным материалом, который преследует иные, не рекламные цели, что в свою очередь поможет избежать заблуждения. Поэтому независимо от используемых формы или средства распространения рекламное сообщение должно быть четко выражено, чтобы не оставалось никаких сомнений в отношении его характера. В целях защиты прав потребителей законодателем устанавливается обязанность субъектов рекламной деятельности сообщать о рекламном характере своего материала. По правилам ст. 5 Закона о рекламе целенаправленное обращение внимания потребителей рекламы на конкретную марку товара (или его изготовителя, исполнителя, продавца) в рекламных целях без соответствующего сообщения (пометки: на правах рекламы) об этом не допускается.
Во-вторых, реклама рассчитана на неопределенный круг лиц. Вместе с тем воздействие рекламы всегда направлено на целевую аудиторию — группу людей, к которым обращена реклама. Такие группы могут образовывать, например, домохозяйки, пенсионеры, молодежь.
Из проводимых маркетинговых мероприятий
наиболее широкое распространение
получает прямая почтовая реклама, под
которой понимается рекламный канал,
использующий рассылку печатной рекламы,
аудио- и видеокассет, компакт-дисков
и дискет, образцов товара с рекламной
информацией напрямую потенциальным
покупателям с помощью почтовой
службы или частных курьерских служб.
Такая реклама позволяет
Третьим признаком рекламы служит
ее способность стимулировать
«Влияние рекламы на потребителя имеет целью побудить его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования», а именно: вступить в конкретные правоотношения по поводу реализации рекламируемой продукции (работы или услуги). Реклама делается в расчете на побуждение потребителя, что подразумевает воздействие на его мотивацию при выборе товара или услуги.
Четвертым признаком рекламы можно
назвать связь рекламной
Следующим признаком, выделяемым в
литературе, является раскрытие заказчика
рекламы. Сторонники такого подхода
аргументируют необходимость
Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ о рекламе5 (далее - Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных6 и подзаконных актах7 которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.
Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.
Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, прав и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.
Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.
Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.
Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреплены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы о лекарственных средствах, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, о наркотических средствах и психотропных веществах, о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, о рынке ценных бумаг и др.
Законодатель выделяет специальные
требования для некоторых категорий
товаров и способов их размещения.
Самые нарушаемые запреты относятся
к алкогольной продукции, пиву и
табаку, т.к. данные товары являются особенно
востребованными в нашей
Алкогольные напитки имеют наркотический
эффект, вызывают иллюзии, притупляют
физические болевые ощущения, оказывают
негативное влияние на нервную систему.
Эти свойства легли в основу особенностей
правового регулирования
1. В соответствии с п.1 ст.21 ФЗ
«О рекламе» реклама
В нашей стране проблема алкоголя
слишком велика. Большинство населения
употребляет алкогольную
Данной нормой законодатель дает понять, что распитие алкогольных напитков не приводит к самореализации человека, а как раз наоборот – их систематическое употребление ведет к деградации.
Подп. 3 п.1 ст.21 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
Согласно нормам Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан9 и Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»10 одной из социальных целей государства является сохранение и укрепление физического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни и профилактики заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности человека, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, в силу чего законодатель устанавливает соответствующие ограничения при рекламе алкогольной продукции.
Информация о работе Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции