Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа
Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и исполнении закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, т.е. быть нормативным, а также вызывать определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т.е. индивидуальным.
Введение
1. Понятие и юридическое значение правовых актов
управления
2. Виды правовых актов управления
2.1. Нормативные акты управления
2.2. Индивидуальные акты управления
3. Требования, предъявляемые к правовым актам
управления
4. Отличие актов управления от других правовых актов
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и юридическое значение правовых актов
управления
2. Виды правовых актов управления
2.1. Нормативные акты управления
2.2. Индивидуальные акты управления
3. Требования, предъявляемые к правовым актам
управления
4. Отличие актов управления от других правовых актов
Заключение
Список
используемой литературы
1. Понятие и юридическое значение правовых актов
управления
Понятие и юридическое
значение правовых актов
Правовые акты управления - акты исполнительных органов и должностных лиц, являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации исполнительной власти. Раскроем их понятие и юридическую природу.
Акт управления - юридический вариант управленческого решения, так как речь идет о форме управленческой деятельности. Соответственно, издание актов управления — прерогатива полномочных субъектов исполнительной власти, закрепленная в их компетенции.
По своему содержанию акт
управления есть юридически-властное
волеизъявление полномочного субъекта
исполнительной власти. В соответствии
с общими началами, характеризующими
исполнительную власть, акт управления
является односторонним волеизъявлением
указанного субъекта. В этом проявляется
его императивность, так как он
содержит предписание субъекта исполнительной
власти, обязательное для адресата.
Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и исполнении закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, т.е. быть нормативным, а также вызывать определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т.е. индивидуальным.
Несоблюдение содержащихся в акте управления юридически-властных предписаний влечет за собой наступление ответственности виновной стороны (как правило, дисциплинарную или административную).
Таким образом, правовой акт
управления есть основанное на законе
одностороннее юридически-
Данный вид юридических
актов опосредует взаимоотношения
между управляющей и
Определенное место в иерархической системе юридических актов занимает правовой акт управления; помимо подзаконности он должен соответствовать актам вышестоящих звеньев системы исполнительной
власти. Он представляет собой
юридическую разновидность
Правовые акты управления
по масштабности своего действия не ограничиваются
сферой государственного управления.
В ряде случаев они используются
в интересах регламентации
Для правовых актов управления в отличие от актов судебных органов характерен преимущественно позитивный характер регулируемых отношений. Они могут служить доказательствами в судебных процессах по жилищным, трудовым, административным делам.
Кроме того, правовые акты управления не могут отменить или изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении них имеют. Так, в случае рассмотрения судом Жалобы на действия органов управления (должностных лиц), нарушающие права и свободы гражданина, решение суда о признании индивидуального или нормативного акта управления либо oтдельной его части незаконными с момента вступления его в законную силу влечет за собой недействительность такого акта или его отдельной части (ст. 2398 ГПК РСФСР). Арбитражный суд также вправе признавать недействительными правовые акты управления в рамках своей подведомственности (ст. 22 АПК РФ).
2. Виды правовых актов управления.
Правовые акты управления могут классифицироваться по различным критериям, главным из которых являются их юридические свойства.
В соответствии с ним их можно подразделить на:
- нормативные;
- индивидуальные.
2.1. Нормативные акты управления
Нормативные акты управления
непосредственно выражают регулятивную
функцию административного
Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительной власти, поскольку именно в них находит свое выражение подзаконное административное нормотворчество. Поэтому их справедливо характеризуют в качестве правоустановительных актов.
Роль нормативных актов управления существенна и выражается в следующем:
а) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений различного типа (свобода совести и вероисповеданий, образование, борьба с безработицей и т.п.);
б) конкретизируются нормы высшей юридической силы, содержащиеся в законодательных актах, касающейся управления данной отраслью.
в) определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Например, Правительством РФ утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
г) проводятся в жизнь
различного рода социально-экономические
программы (приватизации, демонополизации,
реформы жилищно-коммунального
д) определяется организационно-правовой
статус звеньев исполнительной власти,
непосредственно
е) определяется порядок
совершения определенных действий (процедур)
исполнительно-
ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений (например, взаимоотношения исполнительных органов различных субъектов РФ; взаимодействие исполнительных органов с общественными объединениями и т.п.);
з) устанавливаются необходимые
ограничения и запреты, возлагаются
специальные обязанности или
предоставляются специальные
и) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений (например, общественная безопасность, дисциплинарная и административная ответственность и т.п.).
Нормативные акты управления являются одним из источников административного права, служат правовой основой для возникновения конкретных административно-правовых отношений, но сами их непосредственно не создают.
Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Законе о Правительстве Российской Федерации, в ст. 30 которого решениям, имеющим нормативный характер или наиболее важное значение, отводится приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.
Полномочия исполнительных
органов (должностных лиц) по из-данию
нормативных административно-
В настоящее время, в связи
с переносом центра тяжести работ
по управлению в республики, регионы
и на места, значительно расширены
пра-воустановительные
Нормативные акты могут иметь
общефедеральное, республиканское, краевое,
областное и т.п. значение, т.е. издаваться
исполнительными органами всех субъектов
федерации и действовать в
соответствующих границах. Вместе с
тем нормативные акты могут издаваться
исполнительными органами различного
уровня, наделенными отраслевой (ведомственной)
или межотраслевой
2.2. Индивидуальные акты управления
Индивидуальные акты управления
носят ярко выраженный правоисполнительный
(правоприменительный) характер, являясь
по своей юридической сути распорядительными
актами. Это означает, что в них
всегда получают свое прямое выражение
конкретные юридически-властные волеизъявления
соответствующих субъектов
Конкретность содержащихся в индивидуальных актах юридических предписаний проявляется прежде всего в том, что ими решаются индивидуальные административные дела или конкретные вопросы, возникающие в сфере государственного управления. Они персонифицированы, т.е. их адресатом является конкретное лицо (лица). Они, наконец, служат юридическими фактами, вызывающими возникновение, изменение либо прекращение конкретных административно-правовых отношений (например, приказ о назначении того или иного лица на должность, постановление полномочного исполнительного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания на лицо, виновное в совершении административного правонарушения).
Индивидуальные правовые
акты наиболее распространены в практике
государственно-управленческой деятельности,
являясь важным средством оперативного
решения текущих вопросов управления.
Кроме того, именно они обеспечивают
реализацию юрисдикционвой (правоохранительной)
функции административного
Являясь актами применения административно-правовых норм, индивидуальные акты управления используются и для реализации норм ряда других отраслей права (например, финансового, трудового).
Главное требование, предъявляемое к индивидуальным актам управления, — их соответствие нормативным административным правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными.
Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Если в нормативных
актах управления формулируются
административно-правовые дозволения,
запреты и предписания, то в индивидуальных
актах они непосредственно
В зависимости от способа
охраны правовых актов от неисполнения
или недобросовестного