Правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание

Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и исполнении закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, т.е. быть нормативным, а также вызывать определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т.е. индивидуальным.

Содержание

Введение
1. Понятие и юридическое значение правовых актов
управления
2. Виды правовых актов управления
2.1. Нормативные акты управления
2.2. Индивидуальные акты управления
3. Требования, предъявляемые к правовым актам
управления
4. Отличие актов управления от других правовых актов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

админ право курс работа 2.docx

— 47.15 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение

1. Понятие и юридическое  значение правовых актов   

 управления        

2. Виды правовых актов  управления        

2.1. Нормативные акты управления         

2.2. Индивидуальные акты  управления        

3. Требования, предъявляемые  к правовым актам  

 управления        

4. Отличие актов управления от других правовых актов 

      Заключение  

 

 

        Список  используемой литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и юридическое  значение правовых актов   

 управления        

 

 Понятие и юридическое  значение правовых актов управления

Правовые акты управления - акты исполнительных органов и  должностных лиц, являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации исполнительной власти. Раскроем их понятие и юридическую  природу.

 Акт управления - юридический вариант управленческого решения, так как речь идет о форме управленческой деятельности. Соответственно, издание актов управления — прерогатива полномочных субъектов исполнительной власти, закрепленная в их компетенции.

По своему содержанию акт  управления есть юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти. В соответствии с общими началами, характеризующими исполнительную власть, акт управления является односторонним волеизъявлением  указанного субъекта. В этом проявляется  его императивность, так как он содержит предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата.                   

 Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании  и исполнении закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, т.е. быть нормативным, а также вызывать определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т.е. индивидуальным.

Несоблюдение содержащихся в акте управления юридически-властных предписаний влечет за собой наступление  ответственности виновной стороны (как правило, дисциплинарную или  административную).

Таким образом, правовой акт  управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти.

Данный вид юридических  актов опосредует взаимоотношения  между управляющей и управляемой  сторонами регулируемых управленческих отношений, между субъектами и объектами  управления.

Определенное место в  иерархической системе  юридических актов занимает правовой акт управления; помимо подзаконности он должен соответствовать актам вышестоящих звеньев системы исполнительной

 

власти. Он представляет собой  юридическую разновидность служебных  документов (справок, отчетных материалов, докладных записок, протоколов и  т.п.), постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Как правило, правовой акт издается в качестве письменного  юридического документа. В отдельных  случаях допускается его устная форма (система военного управления, служебные отношения руководителя с непосредственно подчиненным  работником).

Правовые акты управления по масштабности своего действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев они используются в интересах регламентации отдельных  сторон тех общественных отношений, которые относятся к предмету, например, финансового, природоохранного, земельного, предпринимательского права. В частности, на их основе возникают  налоговые, трудовые правоотношения. Показательно также и то, что Гражданский  Кодекс Российской Федерации специально выделяет правовые акты управления в  качестве одного из оснований возникновения  гражданских прав и обязанностей.

Для правовых актов управления в отличие от актов судебных органов  характерен преимущественно позитивный характер регулируемых отношений. Они  могут служить доказательствами в судебных процессах по жилищным, трудовым, административным делам.

Кроме того, правовые акты управления не могут отменить или изменить судебные акты, в то время как последние  такую возможность в отношении  них имеют. Так, в случае рассмотрения судом Жалобы на действия органов  управления (должностных лиц), нарушающие права и свободы гражданина, решение  суда о признании индивидуального  или нормативного акта управления либо oтдельной его части незаконными  с момента вступления его в  законную силу влечет за собой недействительность такого акта или его отдельной  части (ст. 2398 ГПК РСФСР). Арбитражный  суд также вправе признавать недействительными  правовые акты управления в рамках своей подведомственности (ст. 22 АПК  РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды правовых актов  управления.

 

Правовые акты управления могут классифицироваться по различным  критериям, главным из которых являются их юридические свойства.

В соответствии с ним их можно подразделить на:

- нормативные;

- индивидуальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Нормативные акты управления

 

Нормативные акты управления непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения  в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного  движения, в санитарно-гигиенических  правилах и т.п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает  определенные действия в названных  областях).

Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением  процесса реализации исполнительной власти, поскольку именно в них находит свое выражение подзаконное административное нормотворчество. Поэтому их справедливо характеризуют в качестве правоустановительных актов.

Роль нормативных актов  управления существенна и выражается в следующем:

а) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса  граждан и общественных объединений  различного типа (свобода совести  и вероисповеданий, образование, борьба с безработицей и т.п.);

б) конкретизируются нормы  высшей юридической силы, содержащиеся в законодательных актах, касающейся управления данной отраслью.

в) определяются типовые  правила поведения в сфере  государственного управления. Например, Правительством РФ утверждены Правила  регистрации и снятия граждан  Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

г) проводятся в жизнь  различного рода социально-экономические  программы (приватизации, демонополизации, реформы жилищно-коммунального хозяйства  и т.п.);

д) определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству РФ (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях государственной  организации России). Это положения  о федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

е) определяется порядок  совершения определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера. Например, о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о проведении государственного ветеринарного надзора; о планировании и финансировании деятельности казенных заводов; о лицензировании; о порядке подготовки правовых актов и т.п.

ж) формируются основные линии взаимодействия различных  участников управленческих отношений (например, взаимоотношения исполнительных органов различных субъектов  РФ; взаимодействие исполнительных органов  с общественными объединениями  и т.п.);

з) устанавливаются необходимые  ограничения и запреты, возлагаются  специальные обязанности или  предоставляются специальные права  в сфере государственного управления (например, чрезвычайное положение, въезд  и выезд из страны, таможенные и  валютные правила и т.п.);

и) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений (например, общественная безопасность, дисциплинарная и административная ответственность и т.п.).

Нормативные акты управления являются одним из источников административного  права, служат правовой основой для  возникновения конкретных административно-правовых отношений, но сами их непосредственно  не создают.

Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Законе о  Правительстве Российской Федерации, в ст. 30 которого решениям, имеющим  нормативный характер или наиболее важное значение, отводится приоритетное значение по сравнению с решениями  по оперативным и другим текущим  вопросам.

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по из-данию  нормативных административно-правовых актов определяются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией.

В настоящее время, в связи  с переносом центра тяжести работ  по управлению в республики, регионы  и на места, значительно расширены  пра-воустановительные полномочия соответствующих органов исполнительной власти.

Нормативные акты могут иметь  общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т.п. значение, т.е. издаваться исполнительными органами всех субъектов  федерации и действовать в  соответствующих границах. Вместе с  тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми  нормами случаях нормативные  акты отраслевого характера могут  быть юридически-обязательными и  за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством Российской Федерации установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Индивидуальные акты  управления

 

Индивидуальные акты управления носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер, являясь  по своей юридической сути распорядительными  актами. Это означает, что в них  всегда получают свое прямое выражение  конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. В этом их отличие от нормативных  актов управления.

Конкретность содержащихся в индивидуальных актах юридических  предписаний проявляется прежде всего в том, что ими решаются индивидуальные административные дела или конкретные вопросы, возникающие  в сфере государственного управления. Они персонифицированы, т.е. их адресатом  является конкретное лицо (лица). Они, наконец, служат юридическими фактами, вызывающими  возникновение, изменение либо прекращение  конкретных административно-правовых отношений (например, приказ о назначении того или иного лица на должность, постановление полномочного исполнительного  органа (должностного лица) о наложении  административного взыскания на лицо, виновное в совершении административного  правонарушения).

Индивидуальные правовые акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, являясь важным средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно они обеспечивают реализацию юрисдикционвой (правоохранительной) функции административного права  и исполнительной власти.

Являясь актами применения административно-правовых норм, индивидуальные акты управления используются и для  реализации норм ряда других отраслей права (например, финансового, трудового).

Главное требование, предъявляемое  к индивидуальным актам управления, — их соответствие нормативным административным правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными.

Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных  отношений, должны основываться на нормах Федерального закона «Об основах  государственной службы Российской Федерации».

Если в нормативных  актах управления формулируются  административно-правовые дозволения, запреты и предписания, то в индивидуальных актах они непосредственно применяются  к конкретным участникам управленческих отношений.

 

В зависимости от способа  охраны правовых актов от неисполнения или недобросовестного исполнения можно выделить:

Информация о работе Правовые акты