Правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание

Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и исполнении закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, т.е. быть нормативным, а также вызывать определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т.е. индивидуальным.

Содержание

Введение
1. Понятие и юридическое значение правовых актов
управления
2. Виды правовых актов управления
2.1. Нормативные акты управления
2.2. Индивидуальные акты управления
3. Требования, предъявляемые к правовым актам
управления
4. Отличие актов управления от других правовых актов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

админ право курс работа 2.docx

— 47.15 Кб (Скачать документ)

Известны два наиболее типичных варианта оспаривания правовых актов управления:

а) обжалование. Конституция  Российской Федерации (ч. 2 ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд  решения исполнительных органов (должностных  лиц). Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы. В  судебном порядке могут быть обжалованы неправомерные действия и решения  исполнительных органов и общественными  объединениями;

б) опротестование. Наиболее известно принесение протестов акты исполнительных органов (должностных  лиц) органами прокуратуры. Так, прокурор может опротестовать постановление  наложении на гражданина административного  взыскания.     

Следует учитывать, что как  обжалование, так и опротестование актов управления не влекут за собой  признания их недействительными.

Жалоба и протест могут  быть удовлетворены, что лишает соответствующий  акт юридической силы. Но они могут  быть оставлены и без удовлетворения.

Современное законодательство предусматривает ряд случаев  обжалования и отмены правовых актов  управления в рамках федеративных отношений. Так, решения Правительства Российской Федерации, нарушающие права органов  исполнительной власти субъектов Федерации, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной  власти последних в Конституционный  Суд РФ или в Высший Арбитражный  Суд РФ (в соответствии с их компетенцией). Решения краевой, областной администрации  могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными  объединениями, а также нижестоящими исполнительными органами.

Конституция Российской Федерации  подчеркивает роль Конституционного Суда в решении вопросов о юридической  силе правовых актов. В частности, он разрешает дела о соответствии Конституции  нормативных указов Президента и  постановлений Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Акты или  отдельные их положения могут  быть признаны неконституционными; они  утрачивают свою юридическую силу. Полномочиями по отмене правовых актов  управления наделены

 

суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды (признание  недействительными индивидуальных актов).

Действующим законодательством, а также подзаконными административно-правовыми  нормами в ряде случаев предусмотрен порядок отмены правовых актов субъектов  исполнительной власти либо предусмотрены  иные варианты воздействия на их юридическую  силу. При этом не во всех случаях  имеет место результат оспаривания. Так, постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам  и указам Президента РФ могут быть отменены последним (ч. 3 ст. 115 Конституции  РФ). Правительство РФ вправе отменять противоречащие законодательству решения  органов исполнительной власти субъектов  РФ (кроме актов органов исполнительной власти республик), а также акты федеральных  органов, подведомственных ему. Акты этих органов, подведомственных Президенту РФ, отменяются последним.

Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов Федерации  могут отменять правовые акты соответствующих  администраций. Они вправе также  обязать главу администрации  края, области и т.п. отменить правовые акты органов администрации. Администрация  краев, областей может вносить в  Правительство РФ представления  о признании недействительными  правовых актов федеральных министерств  и ведомств. Главы исполнительной власти республик, входящих в состав РФ, как правило, наделены полномочиями по отмене (или приостановлению) нормативных  и иных актов органов исполнительной власти республик (ст. 83 Конституции  Республики Северная Осетия — Алания).

Кроме отмены правовых актов  управления, действующее законодательство и административно-правовые нормы  предусматривают возможность приостановления  их действия или исполнения. Подобного  рода юридическая акция не влечет за собой утрату приостановленным актом  юридической силы. В зависимости  от результатов акт либо отменяется, либо, если устранены содержащиеся в нем дефекты, продолжает действовать.

Наиболее типичные случаи приостановления действия правовых актов управления следующие:

а) Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

б) Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в 

 

случае их противоречия Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам.

в) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  Федерации могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действие правовых актов федеральных  министерств и ведомств, противоречащих российскому законодательству. В  случае подтверждения Правительством правомочности приостановленного  акта он вступает в силу. Решение  Правительства в таком случае может быть обжаловано в Верховный  Суд Российской Федерации ;

г) принесение протеста прокурора  на постановление о наложении  административного взыскания приостанавливает его исполнение до результатов рассмотрения протеста;

д) подача жалобы в течение  десяти дней со дня вынесения постановления  о наложении административного  взыскания приостанавливает его  исполнение до рассмотрения жалобы;

е) суд общей юрисдикции по просьбе гражданина, подавшего  жалобу на решение исполнительного  органа (должностного лица), или по собственной  инициативе может приостановить  исполнение обжалуемого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Отличие актов управления от других правовых актов

 

Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов. Акт от закона отличается тем, что  носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона. Закон  имеет высшую юридическую силу. Под  юридической силой акта того или  иного органа понимается его соотношение  с правовыми актами других органов. Юридическая сила правовых актов  государственных органов определяется местом этих органов в государственном  аппарате и полномочиями по осуществлению  функций государства, однако это  не означает большую или меньшую  значимость этих актов. Степень юридической  силы актов, это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего  взаимоотношения, взаимосвязей актов  между собой. Высшая юридическая  сила закона проявляется в том, что  никакой акт управления не может  отменить или изменить закон. Законом  же может быть оказано влияние  на акт (отмена и т. п.).

 

Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.

 

Акт управления и  судебный акт:

 

- Судебные акты  являются правовой формой выражения  правосудия. Судебный акт - есть  акт применения нормы права  к отдельным фактам нарушения  права или спора, связанным  с нарушением прав и законных  интересов граждан, государственных  и общественных организаций. Поэтому  судебный акт это индивидуальный  акт применения, он не содержит  правовых норм. 

Акт управления же издается не как реакция на нарушения  и сфера применения его шире, она  охватывает широкий круг взаимоотношений, возникающий вследствие управления.

 

- Судебный акт  издается судами. Акты управления  многими органами.

 

- Процедура принятия, форма, порядок вступления в  силу, отмена и приостановления  строго регламентируются нормами  закона. Судебные акты обычно  применяются в коллегиальном  порядке, а значительная часть  актов управления принимается  единоначально. Но в свою очередь  судебные акты являются одним  из средств, обеспечивающих исполнение  актов управления. 

 

 

Акт управления и  прокурорский надзор:

 

- По юридическим  свойствам и основаниям принятия. Акты прокурорского надзора являются  формой реагирования прокурора  на нарушение закона.

 

Они не содержат в  себе новых норм права, а также  предписаний управленческого характера.

 

Акт управления и  гражданские договоры:

 

- Акт управления  является выражение воли одного, а гражданские договоры нескольких  человек.

 

- Акт управления  это односторонний властный акт,  а договор это договор взаимного  соглашения нескольких сторон.

 

Акт управления и  служебные документы: 

- Служебные документы  (справки, докладные, стенограммы)  не имеют юридического значения, но они являются источником  информации. На основании служебных  документов, также как и документов  имеющих юридическое значение  могут быть приняты акты государственного  управления.

 

Акты управления и акты общественных организаций: 

- Акты общественных  организаций издаются от имени  коллектива этой организации  и являются обязательными для  исполнения только в пределах  данной организации. Они не  обладают юридически властным  характером.

 

Акты управления и управленческие решения:

 

- Управленческое  решение - это мыслительный акт,  сформулированная идея, которая  потом облекается в форму устных  или письменных юридических актов  - Юсупов. С точки зрения содержания  акты управления это управленческое  решение, с его помощью осуществляются  права и обязанности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ 2003 г.
  2. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юрист, 2009г.
  3. Г.Н. Колибаба. Современное административное право России: пути его познания. Учебное пособие. М.,2008г.
  4. В.О. Баженов. Административное право. Учебно-методические материалы. М., 2009г.
  5. Указ Президента РФ от 30 сентября 2006 г. “О системе центральных      органов федеральной исполнительной власти”
  6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное   право Российской Федерации. - М., 2003.
  7. Буздалина Е.А. Административное право: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2006г.
  8. Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 2008г. № 2.
  9. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское         административное право. - М., 2007г.

Информация о работе Правовые акты