Правовые освновы деятельности федеральной службы судебных приставов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:35, реферат

Описание

Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и правовые основы возникновения и развития службы судебных приставов в России........................................................................................................................5
Система органов службы судебных приставов в Российской Федерации ……………………………………………………………………………….5
Права и обязанности Старшего судебного пристава ………………….8
1.Правовой статус Судебных приставов……………………………………………….9
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности суда……………………………………………9
Судебный пристав-исполнитель……………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПРАВУ.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2Права и обязанности Старшего судебного пристава.

Старший судебный пристав возглавляет  подразделение судебных приставов. К числу его основных полномочий в сфере исполнительного производства могут быть отнесены организация и контроль работы возглавляемого им подразделения; выполнение функций распорядителя депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществление специальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Территориальным органом Федеральной  службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.

Основными задачами территориального органа ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка  деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) организация принудительного  исполнения судебных актов судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов, а также актов других  органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

3) управление районными, межрайонными  и специализированными отделами.

Территориальный орган ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В территориальный орган ФССП России входят:

·  аппарат управления территориального органа ФССП России;

·  структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставам.

Финансирование территориального органа ФССП России осуществляется ФССП России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

 

2. Правовой статус  судебных приставов

2.1 Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности судов

 

На судебных приставов возлагаются  задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Федеральная служба судебных приставов  осуществляет функцию по обеспечению  установленного порядка деятельности судов непосредственно и через  территориальные органы ФССП России.

Исполнение государственной функции  по обеспечению установленного порядка  деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

-  обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

-  выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

-  исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

-  обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

-  проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности;

-  поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

-  взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

-  предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

-  осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

-  участие в совершении исполнительных действий.

В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено  применение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других целях.

Судебные приставы по обеспечению  установленного порядка деятельности судов имеют право применять  физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

Судебные приставы по обеспечению  установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Для охраны здания (зданий) суда, помещений суда и совещательных комнат, обеспечения в суде безопасности судей, присяжных заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и иных граждан, находящихся в судебных помещениях, поддержания общественного порядка в судебных помещениях, доставки к месту проведения судебного процесса вещественных доказательств и обеспечения их сохранности, осуществления приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов закрепляются за судами на постоянной основе.

В 2011году изданы приказы ФССП России от   №15 «Об утверждении ведомственной статистической отчетности ФССП по обеспечению исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов» и от 08.04.2011г.№19 «Об утверждении ведомственной статотчетности  ОПД».

В 2011 году судебными приставами по обеспечению установленного порядка  деятельности судов (далее – ОУПДС) Управления Федеральной службы судебных приставов   пресечены попытки проноса в здания судов более 17 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 187,5 тыс. единиц боеприпасов, более 18,5 тыс. единиц газового и травматического оружия, более 11 тыс. единиц холодного оружия и более одной тысячи электрошоковых устройств.

Количество выявленных иных запрещенных  к проносу в здания судов предметов составило более 86 тыс. единиц (колюще-режущие предметы, легковоспламеняющиеся жидкости) . Судебными приставами по ОУПДС у граждан выявлялись кухонные и самодельные ножи, кастеты, заточки, топоры, а также емкости с керосином, бензином и ацетоном.

В 2011 году пресечено 10 попыток проноса  взрывчатых веществ, а также зафиксировано 22 случая обнаружения психотропных веществ и наркотических средств.

В территориальных органах имеются  случаи обнаружения судебными приставами по ОУПДС лиц, объявленных органами РОВД в розыск.

В 2011 году судебными приставами по обеспечению установленного порядка  деятельности судов обеспечивалась охрана всех 17 районных (городских) судов Республики Калмыкия расположенных в 17 зданиях . Были обеспеченны охраной 19 судебных участков мировых судей, расположенных в 19 зданиях (помещениях).

При несении службы по обеспечению  установленного порядка деятельности судов, судебными приставами по ОУПДС  Республики Калмыкия в 2011 году выполнены  все поступившие заявки (38537) на обеспечение  безопасности судей и участников судебных процессов, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2008 года (34897).

В 2011 году судебные приставы по ОУПДС  привлекались для обеспечения надлежащего  проведения исполнительных действий, согласно поданным судебными приставами-исполнителями заявкам, по 20701 исполнительным производствам, что на 13,7% больше чем в 2010 году .

Произошедшее в Москве убийство судьи Эдуарда Чувашова всколыхнуло  все судейское сообщество и вновь  подняло вопрос об уровне защищенности судей.

Вопрос по обеспечению физической защиты судей и членов их семей, законодательно возложены на органы внутренних дел. Однако для принятия решения о  применении мер безопасности либо об отказе в их применении требуется  определенное время, он решается в течение трех дней. При этом на практике возникают ситуации, когда меры по обеспечению физической защиты судей и иных участников судебного процесса необходимо применять немедленно после завершения судебных заседаний и в объеме гораздо меньшем, чем предусмотрено действующим законодательством.

Федеральная служба судебных приставов  должна взять на себя функции по обеспечению физической защиты судей  не только в судебном заседании или  при выполнении отдельных процессуальных действий, но и за пределами зданий судов, особенно в периоды рассмотрения дел террористического и экстремистского характера.

Характер и особенности служебной  деятельности судебных приставов по ОУПДС, при которой они находятся  в непосредственном контакте с судьей и иными участниками судебного  процесса, позволят максимально быстро и эффективно реагировать на возникающие конфликтные ситуации.

Уделяя повышенное внимание обеспечению  социально значимых судебных процессов, имеющих широкий общественный резонанс, в первую очередь на Северном Кавказе, где угроза совершения террористических актов особенно велика. Законодательно на судебных приставов не возложены задачи по противодействию терроризму. Вместе с тем, в ходе взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом удалось добиться решения о включении руководителей территориальных органов ФССП России в составы оперативных штабов в субъектах РФ, что способствует повышению эффективности обеспечения безопасности и правопорядка в зданиях судов. ФССП активно взаимодействует с МВД, ФСБ, Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по вопросам организации и обеспечения безопасности социально значимых процессов.

2.2 Судебный пристав  – исполнитель

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов  в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Требования судебного пристава-исполнителя  по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

К кандидатуре судебного пристава законодателем предъявляются определенные требования. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

В соответствии с действующим законодательством судебный пристав – исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе, что обусловливает распространение на него норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных Законом о судебных приставах. К таким особенностям, в частности, может быть отнесено правило, согласно которому при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава». Кроме того, судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебные приставы – исполнители  при исполнении служебных обязанностей обязаны носить форменную одежду с соответствующими знаками различия и эмблемой. Форменная одежда подчеркивает важность и официальность выполняемых судебными приставами функций при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Судебным приставам присваиваются  классные чины и выдаются удостоверения  установленного образца. Образец удостоверения  единого образца утверждается Министром юстиции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Данное положение вытекает из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, а также соответствующих норм международного права.

По справедливому утверждению  заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова, без исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, весь предшествующий процесс судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов становится бессмысленным, а право на доступ к правосудию нереализованным. По словам О.Э. Лейста, «эффективная деятельность судов невозможна без опоры на аппарат принуждения».

Информация о работе Правовые освновы деятельности федеральной службы судебных приставов в России