Правовые освновы деятельности федеральной службы судебных приставов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:35, реферат

Описание

Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и правовые основы возникновения и развития службы судебных приставов в России........................................................................................................................5
Система органов службы судебных приставов в Российской Федерации ……………………………………………………………………………….5
Права и обязанности Старшего судебного пристава ………………….8
1.Правовой статус Судебных приставов……………………………………………….9
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности суда……………………………………………9
Судебный пристав-исполнитель……………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПРАВУ.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Несмотря на активное реформирование исполнительного производства, увеличение затрат на соответствующие органы (в 2007–2011 гг. на них   потрачено около трех млрд. руб.), в среднем по России исполняется менее 40% судебных решений. Это в значительной степени подрывает престиж судебной власти.

Законодательством не предусматривается  специализация судебных приставов-исполнителей по исполнению отдельных категорий решений. Поэтому одним и тем же приставам-исполнителям часто приходится заниматься как взысканием административных штрафов в размере 300 руб., так и взысканием миллионов руб. по решению арбитражного суда.

В подавляющем большинстве исполнительных производств непосредственные функции  по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагаются на судебных приставов-исполнителей. Их правовой статус обусловливается совокупностью закрепленных за ними прав и обязанностей, которые реализуются в соответствующих полномочиях.

Обязанности и права судебных приставов  – исполнителей регламентированы ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах».

Принимать меры по своевременному, полному  и правильному исполнению исполнительных документов. Означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный Федеральным законом «Об исполнительном производстве» срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанным в законе.

Исполнение исполнительного документа  должно осуществляться с соблюдением  прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

Реализация судебным приставом-исполнителем обязанностей, невозможна без соответствующего комплекса прав. Однако права судебного  пристава-исполнителя, предусмотренные  п. 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», реализуются им только в том объеме и в тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, и не должны быть направлены на неадекватное ограничение прав и законных интересов других лиц.

Целью своевременного, полного и  правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, а именно: входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

При этом вопрос о праве проникновение  судебных приставов-исполнителей в  жилище против воли проживающих в  нем лиц в рамках исполнительного  производства, в частности, в жилище, его осмотр и наложение ареста на любое имущество, находящееся в квартире, не является нарушением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, поскольку ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища установлено в статье 25 Конституции Российской Федерации.

Как правило, право судебного пристава-исполнителя арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом, использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника, реализуется им в корреспонденции с ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям.

Закон предусматривает ответственность  за воспрепятствование законной деятельности судебных приставов, предусмотренного ст. 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объявление розыска должника, его  имущества или розыска ребенка  относится к одним из важнейших  полномочий судебного пристава-исполнителя, поскольку непосредственно связано  с активными действиями по исполнению исполнительных документов.

При производстве розыска должника важная роль принадлежит работникам милиции. Правовой основой взаимодействия органов внутренних дел и подразделений  службы судебных приставов являются Федеральные законы «О судебных приставах», «О милиции», а также совместный Приказ Минюста России и МВД России от 9 декабря 2005 года №208/1003 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов».

 

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: в ходе исполнительных действий было установлено, что должник  В. по указанному в исполнительном листе  адресу :Республика Клмыкия, п.Ики-Бурул  не проживает. Через 2 месяца после направления материала о розыске в органы МВД должник был задержан сотрудниками милиции при обмене паспорта и доставлен в Ики-Бурульский районный отдел судебных приставов. После оплаты образовавшейся задолженности по алиментам и представления сведений о месте его фактического проживания было вынесено постановление о снятии должника с розыска, после чего он смог поменять паспорт.

Судебному приставу-исполнителю предоставлено  право, вызывать граждан и должностных  лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. Как правило, вызов граждан и должностных лиц производится к месту работы судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий.

При уклонении от явки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель  может вынести постановление о его приводе в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполняемое судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Судебный пристав-исполнитель вправе также совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве. В частности, судебный пристав-исполнитель правомочен выносить в отношении должника в установленных случаях постановление о наложении штрафа, являющееся правоприменительным актом особого рода, который издается с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе исполнения судебных и иных решений, и который не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.

В результате комплексного подхода  к оптимизации деятельности судебных приставов-исполнителей (в том числе по решению вопросов технического оснащения, информатизации и т.д.) показатели организации исполнительного производства характеризуются положительной динамикой.

Окончено фактическим исполнением более 58тыс.108   исполнительных производств, что составляет 73,3% от общего количества оконченных и прекращенных.

за указанный период судебными  приставами- исполнителями правления  взыскано в пользу всех взыскателей  более 500млн.рублей

В том числе более 54млн. руб. задолженности по налоговым платежам, свыше 11млрн. руб. штрафов, наложенных за административные правонарушения. Около 12млн. руб. составил доход бюджета от взыскания исполнительского сбора.

   Ответственность судебных приставов – исполнителей регламентируется различными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 19 Федерального закона «О судебных приставах», действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд, в связи, с чем судебный пристав должен организовать исполнение своих служебных обязанностей в строгом соответствии с действующим законодательством, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций. И по смыслу данной нормы могут быть обжалованы не только действия судебных приставов, но и их бездействие.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его  действия (бездействие) подается в течение  десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным  лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Пункт 1 статьи 19 Федерального закона «О судебных приставах», закрепляет очень  важное положение, согласно которому обращение  с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. В данном случае законодатель исходит из того, что гражданин или организация вправе самостоятельно выбирать порядок защиты нарушенных прав: обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, обратиться с жалобой непосредственно в суд либо одновременно обратиться с жалобой как к вышестоящему должностному лицу, так и в суд. Причем законодателем не установлен досудебный порядок урегулирования данного вида спора, и нет необходимости предварительно обращаться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, прежде чем обратиться с жалобой в суд.

Поскольку старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и главный  судебный пристав Российской Федерации  являются работниками Федеральной  службы судебных приставов, их действия (бездействие) как работников данной службы по смыслу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах», также могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суд.

 

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О судебных приставах», установлена ответственность судебного пристава за проступки и правонарушения, совершенные им при исполнении своих служебных обязанностей. Независимо от исполняемых обязанностей все судебные приставы обязаны исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок Федеральной службы судебных приставов, утвержденный Приказом директора ФССП России от 3 августа 2006 г. №96, который регламентирует режим службы (работы) и время отдыха судебных приставов как государственных гражданских служащих ФССП России. Являясь федеральным государственным служащим, судебный пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В частности, к судебному приставу могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 68 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации. Кроме того, в случае превышения своих полномочий либо совершения иных правонарушений, подпадающих под деяния, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации, судебный пристав несет соответствующую ответственность, установленную данными федеральными законами.

 

Прокуратура Российской Федерации  при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении  судебными приставами своих функций  руководствуется Федеральным законом  от 17 января 1992 г. №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Надзор осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации» и п. 4 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах», не конкретизируют предмет и полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, в связи, с чем Генеральной прокуратурой Российской Федерации в указании от 6 января 1999 г. №1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» соответствующим подчиненным прокурорам предложено обеспечить по направлениям деятельности эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.

Одной из первых в ряду организационных  проблем деятельности Федеральной  службы судебных приставов стоит  проблема административно-правового  статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке кадров и уровне оплаты труда, а намного шире.

Главный вопрос здесь заключается  в том, каким мы хотим видеть судебного  пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных  на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав – это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.

Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда  для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.

Информация о работе Правовые освновы деятельности федеральной службы судебных приставов в России