Правовые позиции Конституционного Суда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:19, монография

Описание

Книга посвящена новому феномену в современной российской правовой системе - правовым позициям Конституционного Суда России, формулируемым в его решениях. Уникальность издания заключается в том, что в нем впервые обощены и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда России за весь период его деятельности применительно к основным главам и статьям Конституции Российской Федерации. Изложены правовые позиции по вопросам конституционного статуса личности, федеративного устройства, организации государственной власти и местного самоуправления, законотворческих процедур и действия правовых актов. Приведены также процессуальные правовые позиции Конституционного Суда по вопросам его деятельности, касающиеся пределов его юрисдикции, требований к обращениям в Конституционный Суд, порядка рассмотрения дел, правовых последствий принятых решений и др.

Содержание

Раздел первый. Решения Конституционного Суда России и развитие права.
Предварительные замечания
Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме
государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений
Глава II. Правовая природа решений Конституционного Суда России,
их влияние на развитие права
Глава III. Правовые позиции и решения Конституционного Суда России
в их соотношении
Глава IV. Проблемы реализации решений Конституционного Суда России
Глава V. Возможен ли пересмотр решений Конституционного Суда
России: внутригосударственный и международно-правовой
аспекты
Раздел второй. Правовые позиции Конституционного Суда России
I. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам его деятельности
II. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам конституционного статуса личности
III. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам федеративного устройства
IV. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам организации государственной власти
и местного самоуправления
V. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам законотворческих процедур и действия
правовых актов
Приложение. Перечень постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации за 1992-2003 годы с указанием официальных
источников их опубликования

Работа состоит из  1 файл

Книга Конституционный Суд.doc

— 2.67 Мб (Скачать документ)

Передача же (хотя бы и во временное хозяйственное ведение) помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, без их согласия, если она осуществляется без разумной компенсации, выходит за рамки требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих ей положений статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11, вступившего в силу 1 ноября 1998 года) и, следовательно, не является адекватным средством для достижения цели, ради которой она установлена. Поскольку часть третья статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, допускает возможность такой передачи без надлежащего возмещения, она несоразмерно ограничивает конституционные права и законные интересы субъектов права собственности - субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ставит их в неравное положение с Российской Федерацией как собственником федерального имущества и нарушает баланс двух конституционных ценностей - права на информацию и права собственности - в ущерб последней (Постановление Конституционного Суда от 22 ноября 2000 года N 14-П по делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"; абзацы пятый пункта 2, шестой пункта 4 мотивировочной части).

 

Определения

 

4. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской Федерации и вытекают из предписаний ее статей 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства...

Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой (Определение Конституционного Суда от 27 сентября 1995 года N 69-0; абзац второй пункта 2 и абзац третий пункта 3 мотивировочной части).

5. Статья 206 УК РСФСР... не содержит в себе положений, прямо направленных на ограничение свободы слова и права граждан на производство и распространение информации, и определение конкретного содержания устанавливаемого ею запрета не может осуществляться в отрыве от конституционных положений, гарантирующих указанные права и свободы.

Решение же возникшего в конкретном деле вопроса о том, могут ли и в какой мере, с учетом необходимости обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, предписания оспариваемой нормы быть распространены на деятельность средств массовой информации и публикующихся в них авторов, если эта деятельность связана с игнорированием нравственных запретов и правил приличия, относится к компетенции судов общей юрисдикции. Именно эти органы, учитывая не только сам факт использования в опубликованном произведении ненормативной лексики, но и опасность такого ее использования для защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также исходя из необходимости обеспечения гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав граждан на свободу слова и информации, вправе определять, подпадает ли под признаки предусмотренного статьей 206 УК РСФСР преступления опубликование в средствах массовой информации сомнительных в нравственном отношении произведений (Определение Конституционного Суда от 4 декабря 1995 года N 94-0; абзацы второй и третий пункта 2 мотивировочной части).

 

3.7. Право на объединение

 

Постановления

 

1. Приостановление компетентными государственными органами деятельности политических партий и других общественных объединений, помимо случаев чрезвычайного положения, возможно при наличии тех же оснований, по которым возможно недопущение их деятельности...

/В случае осуществления руководящими структурами общественного объединения вопреки Конституции государственно-властных полномочий его роспуск правомерен и основан на обязанности государства и его органов обеспечить охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан/ (Постановление Конституционного Суда от 30 ноября 1992 года N 9-П по делу о проверке конституционности указов Президента Российской Федерации, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а такие о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР; абзацы двадцать девятый пункта 1, семнадцатый пункта 3, восьмой пункта 4 мотивировочной части) .

2. Любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права граждан на объединение (Постановление Конституционного Суда от 12 февраля 1993 года N 3-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 года "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации"; абзац восьмой мотивировочной части).

3. Из смысла и содержания части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Любое объединение, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении. Применительно к товариществу собственников жилья как объединению это означает невозможность принудительного членства в нем несмотря на решение большинства объединиться в товарищество (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 1998 года N 10-П по делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска; абзац второй пункта 4 мотивировочной части).

4. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности...

Членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства, однако такие объединения не вправе осуществлять установленные Основами для нотариальных палат властные организационно - контрольные полномочия (Постановление Конституционного Суда от 19 мая 1998 года N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; абзацы пятый, шестой и восьмой пункта 2 мотивировочной части).

5. Норма /пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года о тарифах страховых взносов в различные внебюджетные фонды/ носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов, в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства (статья 19, части 1, и 2, Конституции Российской Федерации) (Постановление Конституционного Суда от 23 декабря 1999 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов; абзац пятый пункта 7 мотивировочной части).

 

Определения

 

6. /Коллегии адвокатов не обладают признаками общественных объединений в смысле статей 19 и 30 Конституции Российской Федерации/ (Определение Конституционного Суда от 11 марта 1996 года N 43-0; абзац второй пункта 3 мотивировочной части).

7. Названные положения /статьи 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающие, в частности, что право создавать профсоюзы имеют граждане, осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность/, не могут быть истолкованы как препятствующие коллективной защите интересов граждан, в том числе пенсионеров, в иных организационно-правовых формах общественных объединений. Кроме того, согласно статье 3 названного Федерального закона членом профсоюза может быть не только работник, но и пенсионер. Следовательно, статья 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не нарушает прав пенсионеров на создание общественных объединений и на членство в профессиональных союзах (Определение Конституционного Суда от 21 мая 1999 года N 75-О; абзацы второй и третий пункта 3 мотивировочной части).

8. Требования, предъявляемые к созданию и деятельности общественных объединений, их государственной регистрации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право, закрепленное в статье 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, если при этом не создаются необоснованные препятствия для реализации права каждого на объединение и для свободы деятельности общественных объединений (Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 года N 266-О; абзац третий пункта 2 мотивировочной части).

9. Деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, имеет публично-правовое значение. Порядок образования коллегий адвокатов как профессиональных объединений не затрагивает закрепленные в статьях 30 и 37 Конституции Российской Федерации права на объединение и на свободный выбор рода деятельности и профессии (что, однако, не предполагает права на получение конкретной работы по избранной профессии), поскольку государство в пределах, обусловленных публично-правовым значением адвокатской деятельности, вправе устанавливать как обязательные условия назначения лица адвокатом, так и специальные требования к самому порядку образования указанных профессиональных сообществ (Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 года N 282-О; абзац второй пункта 2 мотивировочной части).

 

3.8. Избирательные права

 

Постановления

 

1. /Изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов/...

Нарушение принципа равенства избирательных прав при формировании законодательного органа является отступлением от общих принципов организации представительных органов власти субъектов Российской Федерации (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, может поставить под сомнение легитимность принимаемых ими решений (Постановление Конституционного Суда от 10 июля 1995 года N 9-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года; абзацы первый и пятый пункта 5 мотивировочной части).

2. Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа..., а также с вытекающим из этого положения принципом всеобщности избирательного права. Кроме того, в избирательных правах граждан должны находить отражения требования статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от различных обстоятельств и условий, в том числе места жительства...

Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке (Постановление Конституционного Суда от 24 ноября 1995 года N 14-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания"; абзацы первый пункта 3, третий пункта 4 мотивировочной части).

3. Институтом отзыва депутата эти права /избирать и быть избранным в органы государственной власти/ не ограничиваются, поскольку их содержанием охватывается только процесс избрания, а не последующие отношения между депутатами и избирателями (Постановление Конституционного Суда от 24 декабря 1996 года N 21-П по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; абзац второй пункта 4 мотивировочной части).

4. Создание соответствующей Конституции Российской Федерации и федеральным законам нормативной базы является обязательным условием для проведения /выборов в органы власти субъектов Российской Федерации/. Только при ее наличии, следуя своему законодательству, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно назначить дату выборов...

Информация о работе Правовые позиции Конституционного Суда России