Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:19, монография
Книга посвящена новому феномену в современной российской правовой системе - правовым позициям Конституционного Суда России, формулируемым в его решениях. Уникальность издания заключается в том, что в нем впервые обощены и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда России за весь период его деятельности применительно к основным главам и статьям Конституции Российской Федерации. Изложены правовые позиции по вопросам конституционного статуса личности, федеративного устройства, организации государственной власти и местного самоуправления, законотворческих процедур и действия правовых актов. Приведены также процессуальные правовые позиции Конституционного Суда по вопросам его деятельности, касающиеся пределов его юрисдикции, требований к обращениям в Конституционный Суд, порядка рассмотрения дел, правовых последствий принятых решений и др.
Раздел первый. Решения Конституционного Суда России и развитие права.
Предварительные замечания
Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме
государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений
Глава II. Правовая природа решений Конституционного Суда России,
их влияние на развитие права
Глава III. Правовые позиции и решения Конституционного Суда России
в их соотношении
Глава IV. Проблемы реализации решений Конституционного Суда России
Глава V. Возможен ли пересмотр решений Конституционного Суда
России: внутригосударственный и международно-правовой
аспекты
Раздел второй. Правовые позиции Конституционного Суда России
I. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам его деятельности
II. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам конституционного статуса личности
III. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам федеративного устройства
IV. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам организации государственной власти
и местного самоуправления
V. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам законотворческих процедур и действия
правовых актов
Приложение. Перечень постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации за 1992-2003 годы с указанием официальных
источников их опубликования
*(5) Отсутствие в данной статье, в отличие от ст. 6 (п. 4) прежнего Закона, упоминания о несвязанности правовой позиции судей соображениями практической целесообразности не означает отрицания такой несвязанности. В ст. 29 Закона от 21 июля 1994 г., где достаточно развернуто определены гарантии независимости судей в конституционном судопроизводстве, указанная несвязанность подразумевается, ибо особо подчеркивается, что судьи при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
*(6) Следует вместе с тем отметить, что за последнее время защищен ряд кандидатских диссертаций по данной проблематике. См., например, авторефераты диссертаций: Терюкова Е.Ю. Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия. М., 1999; Голубицкая С.Г. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в правовой системе России (теоретические и практические вопросы). М., 2002; Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам парламентского права. М., 2002; Романова О.В. Правовые позиции Конституционного Суда России по вопросам нормотворчества федеральных органов (1994-1999 г.). М., 2002.
*(7) См.: Конституционное право/Ответ.ред. А.Е.Козлов. М., 1996. С. 14; Страшун Б.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права//Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Ереван. Выпуск N 4 (14) 2001 - 1 (15) 2002. С. 154-167.
*(8) См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М. 1995. С. 15. Конституционный судебный процесс (под ред. М.Саликова). М. 2003. С. 175.
*(9) См.: Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 131.
*(10) См.: Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С. 65.
*(11) См.: Теория государства и права. Екатеринбург. 1996. С. 374-375.
*(12) См.: Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право//Судебная практика как источник права. М., 1997. С. 34-41; Он же: У российских судов нет правотворческих полномочий//Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 107-112.
*(13) См.: Морщакова Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным Судом и другими судами Российской Федерации//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 6. С. 29. Она же: Интервью//Законодательство. 1999. N 5. С. 3.
*(14) См.: Бойков А.Д. Опасность негативного правотворчества//Право и политика. 2000. N 9. С. 25, 29.
*(15) Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права//Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М., 1999. С. 115, 116.
*(16) Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение//Конституционное правосудие в посткоммуничтеских странах. М., 1999. С. 89, 91; Он же: Конституционное правосудие в России (1991-2001). Очерки теории и практики. М., 2001. С.111, 124.
*(17) См.: Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, юридическая приода, правовые позиции.//Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М. 2000. Т. 1. Вступительная статья. С. 24-25.
*(18) Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М. 1999. С.109.
*(19) Лучин В.О. Мойсеенко М.Г. Формирование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам конституционного права//Теоретические проблемы Российского конституционализма. М. 2000. С. 58.
*(20) См.: Сивицкий В.А., Терюкова Е.Ю. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С. 78, 79.
*(21) См., например: Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2001. С. 351-353; Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 145-147; Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999. С. 19.
*(22) См.: Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. М., 1968. С. 149-160; Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций. Ростов-на-Дону. 1992. С. 24-31, 264-308; Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 36-39, 231-236.
*(23) О дискуссии по данному вопросу на Конституционном совещании см.: Митюков М.А. К истории конституционного правосудия России. М. 2002. С. 143-145.
*(24) См., например: Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 108-113, 124.
*(25) См., например: Неновски Н. Конституционный Суд: природа, цели, легитимность//Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М., 1999. С.97; Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России//Государство и право. 2000. N 7. С. 18.
*(26) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 25. ст.ст. 3004.
*(27) Известный немецкий конституционалист проф. К. Хессе, характеризуя конституционно-правовое положение аналогичного по статусу органа - Федерального конституционного суда ФРГ, отмечал, что этот орган "следует отнести к учрежденным Основным законом высшим государственным органам, а его статус отличается от конституционно-правового положения остальных судов", указывал на "равнозначность его положения с другими высшими федеральными органами" (Хессе Конрад. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С.313-314). Еще ранее о двойственном характере такого органа, как конституционный суд писал австрийский юрист Г. Мюллер: с одной стороны, он является подлинным судом, независимым, подчиненным праву; с другой - по своей компетенции и осуществляемой деятельности он должен быть причислен к высшим конституционным органам. См.: H.Muller. Die Auswahl der Verfassungsrichter. "Osterreichische Zeitschrift fur offentliches Recht", Bd. VIII, 1957. Hft. 2. S. 150. Цит. по Нудель М.А. Указ. соч. С. 110-111.
*(28) Конституционное правосудие на рубеже веков. Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002. С. 8.
*(29) См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР (РФ). 1990. N 29. Ст. 395; 1991. N 19. Ст. 621; N 22. Ст. 776; N 30. Ст. 1017; 1992. N 20. Ст. 1084; 1993. N 2. Ст. 55; СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824.
*(30) Об изменениях в компетенции Конституционного Суда с момента его создания см. подробнее: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998. С. 46-49, 74-77.
*(31) Этим правом воспользовалась земля Шлезвиг-Гольштейн - единственная из федеральных земель, не создавшая собственный конституционный суд.
*(32) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4824.
*(33) В литературе долгое время оставался дискуссионным вопрос, относится ли к компетенции Конституционного Суда проверка конституционности федеральных конституционных законов, учитывая, что в п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции говорится о федеральных законах. Одни авторы полагали, что здесь, как и в ч. 2 ст. 4, п. "а" ст. 71, ч. 3 ст. 80, ч. 3 ст. 90 и ряде других статей Конституции, термин "федеральный закон" использован как родовое понятие, т.е. включающее и федеральные конституционные, и обычные федеральные законы. (см.: Лазарев Л.В. Комментарий к ст. 125 Конституции//Комментарий к Конституции Российской Федерации (общ.ред. Ю.В.Кудрявцева). М. 1996. С. 501). Другие, например М.А. Митюков, считали, что "федеральный закон" в п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции использован как видовое, а не родовое понятие, что вопрос о возможности проверки конституционности федеральных конституционных законов обсуждался при рассмотрении в Федеральном Собрании в 1994 г. проекта Закона о Конституционном Суде, но не получил в нем разрешения, и в п. "а" части первой ст. 3 этого Закона имеется пробел (см.: Барнашов А.М., Митюков М.А.. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск. 1999. С. 124-125). Вторая точка зрения, казалось бы, подтверждалась практикой Конституционного Суда, который длительное время отказывал в проверке тех или иных федеральных конституционных законов, в частности о Конституционном Суде. Однако делалось это не из-за их правовой формы, а по иным основаниям. Когда же возникли основания для рассмотрения соответствующего запроса, то Конституционный Суд принял 11 июня 2003 г. Постановление по делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации".
*(34) В Конституционный Суд ежегодно направляется несколько десятков запросов - от 40 в 1992 г. до 137 в 2002 г. Всего за период с 1992 по 2002 г. поступило 1062 запроса. По одним из них принимаются постановления, по другим определения, некоторые отзываются заявителями.
*(35) В Постановлении от 18 июля 2003 г., касавшемся ряда положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", на основе истолкования конституционно-правового смысла этих положений в их взаимосвязи с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 27) и ГПК Конституционный Суд пришел к выводу, что федеральное законодательство не исключает и для Генерального прокурора Российской Федерации возможность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Федерации. По сути таким толкованием Конституционный Суд дополнил перечень субъектов права обращения с запросом, предусмотренный ст. 125 (ч. 2) Конституции и ст. 84 Закона о Конституционном Суде, правда ограничившись указанием, учитывая предмет рассмотрения дела, на конституции и уставы субъектов Федерации как предмет запросов Генерального прокурора. Само по себе данное конституционное толкование верное и вполне обоснованное. Но, во-первых, право Генерального прокурора обращаться с запросом в Конституционный Суд должно быть регламентировано федеральным законодателем посредством внесения соответствующих дополнений в Законы о Конституционном Суде и о прокуратуре; во-вторых, при такой регламентации нет правовых оснований для ограничения предмета запросов Генерального прокурора только вопросами о конституционности конституций и уставов субъектов Федерации, их предметом могут быть и вопросы о конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, перечисленных в п. "б" ч. 2 ст. 125 Конституции.
*(36) Ежегодно в Конституционный Суд поступает свыше 10 тыс. жалоб граждан, их объединений, например, 16860 в 1992 г., 14470 в 2002 г. Из 122432 всех обращений, поступивших в 1992-2002 гг., жалобы составляют абсолютное большинство - примерно 98-99% от общего числа. Правда больше всего их и отклоняется из-за неподведомственности Конституционному Суду поставленных в них вопросов или из-за несоответствия требованиям Закона о Конституционном Суде, согласно которым обращение может быть признано допустимым. Критериям подведомственности и допустимости обращений отвечают лишь до 3% поступающих жалоб. Интересно, что аналогичные показатели характеризуют, например, и практику Федерального конституционного суда Германии. Его быввший Председатель Ю. Лимбах отмечала, что жалобы граждан составляют 95% от общего числа обращений (ежегодно поступает 4500-5000 жалоб), но только 2,7% из них отвечают критериям подведомственности и допустимости обращений. И эта цифра остается практически неизменной на протяжении полувека существования Федерального конституционного суда.
*(37) На это обращалось особое внимание в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 1999 г. N 60-О по делу о проверке конституционности положений статей 4, 5 и 6, части второй статьи 7 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 23. Ст. 2891.
*(38) Конституционный Суд широко толкует понятие "объединение граждан" как субъекта обращения с конституционной жалобой, не ограничивая их круг только теми общественными объединениями, которые образуются в соответствии со ст. 30 Конституции при реализации одного из политических прав - права на объединение и не преследуют коммерческие цели (политические партии, профсоюзы и т.п.). Субъектом права конституционной жалобы признаются религиозные объединения. Постановлением от 24 октября 1996 г., касавшемся изменений Закона "Об акцизах", к субъектам данного права отнесены акционерные общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью как объединения - юридические лица, созданные гражданами для совместной реализации конституционных прав, гарантируемых ст. 34 (ч. 1) и 35 (ч. 2) Конституции. По смыслу Постановления от 2 апреля 2002 г., касавшемся ряда региональных законов о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, право конституционной жалобы могут использовать и муниципальные образования как территориальные объединения граждан, коллективно реализующие на основании Конституции право на осуществление местного самоуправления. Однако этим правом муниципальные образования, а по сути - органы местного самоуправления, должны быть наделены законом специально в соответствии со ст. 96 (часть первая) Закона о Конституционном Суде, ибо они существенно отличаются по своим признакам от того понимания объединения граждан, которое вытекает из Конституции (см, например, ст. 15 (ч. 2), 30, 36 (часть 1) Конституции).
*(39) Генеральный прокурор еще ни разу не воспользовался своим правом конституционной жалобы, единичны обращения в Конституционный Суд Уполномоченного по правам человека.
*(40) К настоящему времени (октябрь 2003 г.) Конституционный Суд в порядке официального толкования сформулировал в 13 постановлениях свои правовые позиции по 23 статьям Конституции.
*(41) Первое и пока единственное послание "О состоянии конституционной законности в Российской Федерации" было направлено Конституционным Судом федеральным законодателям 5 марта 1993 г. (См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. N 1. С. 2-10).
*(42) Предметом данного права являются вопросы законодательной регламентации полномочий и организации деятельности Конституционного Суда, его взаимоотношений с другими органами. Более широкое понимание этого права как инициирование законопроектов по всем вопросам, с которыми Конституционный Суд сталкивается в своей деятельности, противоречило бы его юридической природе как судебного органа конституционного контроля.
Информация о работе Правовые позиции Конституционного Суда России