Правовые позиции Конституционного Суда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:19, монография

Описание

Книга посвящена новому феномену в современной российской правовой системе - правовым позициям Конституционного Суда России, формулируемым в его решениях. Уникальность издания заключается в том, что в нем впервые обощены и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда России за весь период его деятельности применительно к основным главам и статьям Конституции Российской Федерации. Изложены правовые позиции по вопросам конституционного статуса личности, федеративного устройства, организации государственной власти и местного самоуправления, законотворческих процедур и действия правовых актов. Приведены также процессуальные правовые позиции Конституционного Суда по вопросам его деятельности, касающиеся пределов его юрисдикции, требований к обращениям в Конституционный Суд, порядка рассмотрения дел, правовых последствий принятых решений и др.

Содержание

Раздел первый. Решения Конституционного Суда России и развитие права.
Предварительные замечания
Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме
государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений
Глава II. Правовая природа решений Конституционного Суда России,
их влияние на развитие права
Глава III. Правовые позиции и решения Конституционного Суда России
в их соотношении
Глава IV. Проблемы реализации решений Конституционного Суда России
Глава V. Возможен ли пересмотр решений Конституционного Суда
России: внутригосударственный и международно-правовой
аспекты
Раздел второй. Правовые позиции Конституционного Суда России
I. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам его деятельности
II. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам конституционного статуса личности
III. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам федеративного устройства
IV. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам организации государственной власти
и местного самоуправления
V. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам законотворческих процедур и действия
правовых актов
Приложение. Перечень постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации за 1992-2003 годы с указанием официальных
источников их опубликования

Работа состоит из  1 файл

Книга Конституционный Суд.doc

— 2.67 Мб (Скачать документ)

*(43) За период с начала своей деятельности до октября 2003 г. Конституционный Суд принял 196 постановлений и более 2000 определений. В литературе встречаются утверждения, что по сравнению с другими судами, где каждый из судей в среднем рассматривает ежегодно от 300 до 500 дел, Конституционный Суд работает "по облегченному графику", принимая в год не более двух-трех десятков постановлений. (См.: Лукьянова Е.А. Конституция в судебном переплете//Законодательство. 2000. N 12. С. 54). Однако при этом не учитывается, во-первых, что ежегодно принимается 250-300 и более определений; во-вторых, и это главное - сложность рассматриваемых дел и характер решений Конституционного Суда, действие которых распространяется не только на стороны по делу, как решения других судов, а на сотни тысяч, порой миллионы граждан, их объединения, на сотни-тысячи органов публичной власти, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

*(44) Регламент Конституционного Суда опубликован в Сборнике нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. М.., 2000. Выпуск второй. Книга первая. С.48-74. См. также: Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. М., 1998. Т. 2. С. 505-529.

*(45) См.: Бюллетень заседаний Государственной Думы. 2001. 28 июня. N 106 (554). С. 39.

*(46) См.: Бюллетень заседаний Государственной Думы. 2001. 28 июня. N 106 (554). С. 36-37, 39, 40; 22 ноября. N 131 (579). С. 23.

*(47) Результаты специальных дискуссий по названной проблеме, в которых приняли участие известные российские ученые и юристы-практики Г.А. Гаджиев, В.М. Жуйков, С.А. Иванов, Р.З. Лившиц, В.С. Нерсесянц, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин и др., а также представители исследовательских центров из Великобритании, Германии и Франции, были опубликованы в Москве в двух изданиях в 1997 г. и 2000 г. с одинаковым названием "Судебная практика как источник права".

*(48) См. подробнее: Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001. С.219-234; Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000. С. 373-3887. О возможных вариантах развития на постсоциалистическом пространстве правовых семей - сближение с традиционными и прежде всего с романо-германским правом, формирование славянского права и т.д. см. также: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 128-129.

*(49) Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998. Т. 1. С. 111.

*(50) Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 73, 96.

*(51) См. подробнее: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 16, 95-99; Марченко М.Н. Указ. соч. С. 100-112.

*(52) См.: Основной закон ФРГ, ст. 94, ч.2; Закон ФРГ о Федеральном конституционном суде, _ 31; Закон Литовской Республики о Конституционном Суде, ст. 72.

*(53) См.: Федеральный закон Австрии об организации и производстве Конституционного Суда, _ 56, ч. 4.

*(54) См.: Органический закон Испании о Конституционном Суде, ст. 40, часть "два".

*(55) См.: Конституция Республики Казахстан, ст. 4 (применительно к нормативным постановлениям Конституционного Совета Республики Казахстан).

*(56) См.: Закон Азербайджанской Республики "О нормативно-правовых актах", ст. 3, п. 3.1; Закон Республики Армения "О порядке провозглашения и вступления в силу законов и нормативно-правовых актов Республики Армения", ст. 4; Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", ст. 2.

*(57) См. о модификациях теории разделения властей: Марченко М.Н. Теория разделения властей и различные ее модификации на Западе//Журнал российского права. 1997. N 4. С. 81-91.

*(58) Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М. 2001. С. 83.

*(59) См.: Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России//Государство и право. 2002. N 5. С. 13.

*(60) Нерсесянц В.С. У российских судов нет правотворческих полномочий//Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 109.

*(61) С концепцией "правовых" и "неправовых" законов согласны далеко не все, указывая, в частности, на то, что она способна лишь критиковать содержание закона на основе субъективных критериев и не может стать ориентиром для государственных органов и должностных лиц, применяющих право (см., например: Лейст О.Э. Сущность права. М. 2002. С. 258-261). Не разделяя в полной мере "либертарную" концепцию различения права и закона, на которой основано понятие "правовой закон", и не отрицая возможности проявлений субъективизма в оценке правового, конституционно-правового качества закона, отмечу, что понятие "правовой закон" имеет реальную практическую применимость. При этом имеется в виду, во-первых, что правовой - это такой закон, который соответствует гарантированным Конституцией правам и свободам человека как высшей ценности, общеправовым принципам юридического равенства, свободы и справедливости и международным стандартам в области прав человека, обусловленных международными обязательствами России; во-вторых, ни граждане, ни правоприменительные органы и должностные лица, иные субъекты права не вправе отказаться от исполнения и применения закона, который они считают неправовым; лишь суд, рассматривающий конкретное дело, может отказаться от применения неправового, по его мнению, акта и принять решение в соответствии с актом, имеющим большую юридическую силу, а в соответствующих случах обратиться с запросом в Конституционный Суд; в-третьих, официально признать закон, иной нормативный акт неправовым вправе только Конституционный и другие суды в соответствии со своей компетенцией (что не отрицает право органа, принявшего этот акт, отменить его по указанной или иным причинам).

В принципе правовой - это закон, соответствующий Конституции, если Конституция отражает и защищает указанные правовые ценности. Поэтому правомерна постановка вопроса о проверке Конституционным Судом правового качества законов. Но названные и иные правовые ценности (принципы) являются одновременно и критериями оценки правового качества самой Конституции. Правда Конституционный Суд не управомочен давать такую оценку, хотя и может упрочить правовое качество Конституции посредством толкования ее несовершенных или противоречивых норм.

*(62) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 19. Ст. 2102.

*(63) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 42. Ст. 5211.

*(64) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 32. Ст. 3410.

*(65) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 45. Ст. 5203.

*(66) См.: Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права//Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 80-82. См. также: Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. С. 302-303.

*(67) Белкин А.А. верно отмечает, что если в законодательстве и не говорилось прямо о правотворческих полномочиях Конституционного Суда, то они были заложены в регламентаци характера его решений - регламентации, позволившей проводить открытую линию на признание за Конституционным Судом правотворческой функции. См.: Белкин А.А. Источники права и судебная практика в Российской Федерации//Ученые записки. Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Институт права. Спб. 2001. Вып. 8. С. 8.

*(68) См.: Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)//Судебная практика как источник права. М. 1997. С. 38-40; Он же: У российских судов нет правотворческих полномочий//Судебная практика как источник права. М. 2000. С. 110-111.

*(69) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 16. Ст. 1774.

*(70) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 25. Ст. 3004.

*(71) Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997-1998. М. 2000. С. 367.

*(72) См. об этом: Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права//Журнал российского права. 1997. N 11. С. 9; Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права//Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М. 1999. С. 109-110.

*(73) См.: Туманов В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: уроки, проблемы, перспективы; Морщакова Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным Судом и другими судами Российской Федерации//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 6. С. 11-12; 29.

*(74) См.: Морщакова Т.Г. Указ.соч. С. 29.

*(75) См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики. М. 2001. С. 104-124.

*(76) См.: Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. М. 2002. С. 414.

*(77) В ряде других статей Закона упоминается о позиции судьи по обсуждаемому вопросу в ходе совещания судей по принятию итогового решения (ст. 70), о позиции заявителя по поставленному им вопросу и ее правовом обосновании (п. 8 ст. 37), о правовых аргументах сторон в обоснование своей позиции (ст. 62). Здесь тоже подразумевается правовая позиция, но судьи, стороны. Предметом же нашего рассмотрения являются правовые позиции Конституционного Суда.

*(78) См. подробнее: Кряжкова О.Н. К вопросу об истории возникновения понятия "правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации"//Право и политика. 2003. N 1. С. 30-35.

*(79) Правда в ст. 71 (части вторая и третья) и 75 (часть вторая) Закона о Конституционном Суде "итоговым решением" постановления и заключения именуются и как правовой акт в целом.

*(80) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4969.

*(81) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 9. Ст. 1066.

*(82) См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2000. М. 2001. С. 424-425.

*(83) См.: Варламова Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: юридическая природа, техника выявления и проблемы имплементации в правовую систему//Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания (Москва, 22 марта 2001 г.). М. 2001. С. 143-145.

*(84) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 24. Ст. 2804.

*(85) См.: Гаджиев Г.А. Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М. 1998. С. 58.

*(86) Витрук Н.С. Конституционное правосудие в России (1999-2001 гг.). Очерки теории и практики. С. 111.

*(87) См.: Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник права//Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционого Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. С. 74-75.

*(88) См.: Страшун Б.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права. С. 57; Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, юридическая природа, правовые позиции. С. 25.

*(89) См.: Гаджиев Г.А. Пепеляев С.Г. Указ. соч. С. 60.

*(90) См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 2. С. 27-28.

*(91) См., например: Страшун Б.А. Указ.соч. С. 57-59.

*(92) Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. С. 112.

*(93) Об актах толкования Конституционного Суда, соотношении официального нормативного и казуального толкования см. подробнее: Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации. М. 1998. С. 51-84.

*(94) См.: Петров А.А. К дискуссии о правовой природе решений Конституционного Суда Российской Федерации//Академический юридический журнал. 2002. N 3. С. 7-9.

*(95) Иные правовые позиции, сформулированные в названном Постановлении, здесь не приводятся, так как поставлена задача не изложить содержание конкретного юрисдикционного акта, а на конкретном примере обосновать существо и характер решений Конституционного Суда как нормативно-интерпретационных актов.

*(96) См.: Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. С. 110-111.

*(97) См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 4. С. 70-75.

*(98) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 11. Ст. 1092.

*(99) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 29. Ст. 3117.

*(100) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52. Ст. 5290.

*(101) См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. N 6. С. 10-12.

*(102) Первым такого рода решением было Определение от 27 сентября 1995 г. N 69-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы А.В. Козырева, в которой оспаривалась конституционность ст. 7 ГК РСФСР (аналогичной ст. 152 ГК РФ) о праве требовать по суду опровержения порочащих честь и достоинство сведений. Конституционный Суд указал на отсутствие неопределенности в вопросе о конституционности данной статьи, которая, устанавливая гражданско-правовые способы защиты чести и достоинства, является важной гарантией конституционного права на защиту чести и доброго имени (ст. 23, ч. 1, Конституции). В то же время в Определении был поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии в демократическом обществе? Отметив, что решение данного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции, Конституционный Суд одновременно указал, что суды вправе и обязаны обеспечить должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой. См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 6. С. 2-4.

Информация о работе Правовые позиции Конституционного Суда России