Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа
Принципы права – это общеобязательные исходные нормативно – юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.1
Несмотря на внутреннее видовое разнообразие, административный процесс как урегулированная правом последовательная деятельность по разбирательству индивидуального административного дела характеризуется едиными принципами. Принципы административного процесса в отличие от принципов, скажем, процесса уголовного не отражены в обобщенном виде в действующем административном законодательстве, их можно выделить только в теории административного права и процесса.
1.Понятие принципов права и принципов административного процесса - стр.3
2.Система и классификация принципов административного процесса – стр.5
3.Краткая характеристика принципов административно-процессуального права – стр.9
4. Практическое задание № 2 – стр.14
5. Практическое задание № 3 – стр.17
6. Практическое задание № 4 – стр.25
7. Список используемой литературы – стр.28
План работы.
1.Понятие принципов права и принципов административного процесса - стр.3
2.Система и классификация принципов административного процесса – стр.5
3.Краткая характеристика
принципов административно-
4. Практическое задание № 2 – стр.14
5. Практическое задание № 3 – стр.17
6. Практическое задание № 4 – стр.25
7. Список используемой литературы – стр.28
Задание № 1
1. Понятие принципов права и принципов административного процесса.
Принципы права – это общеобязательные исходные нормативно – юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.1
Несмотря на внутреннее
видовое разнообразие, административный
процесс как урегулированная
правом последовательная деятельность
по разбирательству
Отталкиваясь от общего понятия принципов права, я хочу рассмотреть понятия принципов административного процесса, по мнению ряда следующих авторов:
Принципы административного процесса — это основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.2
По мнению Алёхина А.П., Кармолицкого А.А. и Козлова Ю.М., административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия и, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции.3
С точки зрения Килясханова И.Ш., административный процесс базируется на принципах государственного управления, закрепленных в Конституции РФ. Однако, как специфическая деятельность органов государственной власти, связанная с юридическим разрешением индивидуально – конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс в целом и все составляющие его производства базируются на основе принципов, определяющих основы именно процессуальной деятельности.4
Также считает
коллектив авторов Волкова В.В.
Данная теория дает им основания говорить о системе процессуальных принципов, которые в своей основе характерны для любого вида процесса, хотя разумеется, существуют и некоторые различия, присущие данному виду процесса, либо соответствующему производству, входящему в этот процесс.
На мой взгляд, принципы административного процесса – это основополагающие, носящие обобщающий характер, руководящие идеи и положения, закрепленные в Конституции РФ, в других законах и иных нормативно – правовых актах органов государственного управления.
2. Система и классификация принципов административного процесса.
В административном праве ряд ученых (А.П. Коренев, В.А. Лория, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Е.В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой этого вопроса. Предлагаемые ими классификации различны.
Салищева Н.Г. в свое время, к принципам административного процесса отнесла принципы организации и деятельности органов государственного управления. Конкретным выражением этих принципов являются основные положения, характеризующие административный процесс, а именно:
1) административный
процесс осуществляется
2) участниками
административного процесса
3) советское
право закрепляет за каждым
из участников процесса
4) на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность обеспечить весь ход процесса таким образом, чтобы он был наиболее доступен для граждан, являлся простым, экономичным и необременительным для участников;
5) во всех
стадиях административного
6) в административном
процессе обеспечивается
7) административный
процесс осуществляется на
8) законность
и обоснованность решений в
ходе административного процесс
С точки зрения Коренева А.П., к принципам советского административного процесса относятся:
1) соблюдение социалистической законности;
2) всестороннее
и объективное исследование
3) гласность административного процесса;
4) язык коренной национальности;
5) ответственность за соблюдение правил процесса и принятый акт;
6) экономичность и эффективность процесса.7
К числу принципов административного процесса Козлов Ю.М., относит прежде всего принцип законности, являющийся основой всех иных принципов; компетентности; охраны интересов государства и личности; процессуального равенства; достижения материальной истины; доступности; гласности; экономичности, а также ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса.8
Сорокина В.Д., к принципам административно-
1)законности;
2) заинтересованности масс;
3) быстроты процесса;
4) охраны интересов личности и государства;
5) гласности;
6) материальной истины;
7) равенства сторон;
8) национального языка;
9) самостоятельности в принятии решения;
10) ответственности
компетентных органов и лиц
за ненадлежащее ведение
Проанализировав выше представленные мнения авторов, а также литературу по данному вопросу принципы административного процесса можно условно разбить на две группы:
1 группа –
принципы присущие
2 группа – принципы свойственные государственному управлению и нашедшие свое отражение в административном процессе (специальные принципы).
К первой группе
можно отнести следующие
- принцип законности;
- принцип гласности;
- принцип охраны интересов государства и личности;
- принцип права на защиту;
- принцип презумпции невиновности;
- принцип равенства всех перед законом;
- принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения;
- принцип самостоятельности принятия решения и т.п.
Ко второй группе
принципов административного
- принцип дифференциации и фиксирования функций;
- принцип персонализации ответственности и ответственности должностных лиц за неправильные решения;
- принцип полноты и объективности исследуемых обстоятельств;
- принцип активности правоприменительных органов;
- принцип сочетания интересов личности, общества и государства и др.
3. Краткая характеристика
принципов административно-
Принцип законности - данный принцип, преломляясь в административном процессе, находит свое отражение, в первую очередь, в деятельности органов государственного управления и их должностных лиц. Принцип законности предъявляет требование ко всем участникам административного процесса соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, содержащие такие процессуальные нормы. Зачастую сложность реализации данного принципа на практике состоит в том, что в законодательстве содержится большое количество пробелов, имеющих самое непосредственное отношение именно к административно-процессуальной деятельности;
Принцип гласности - дает возможность физическим и юридическим лицам знакомиться со всеми решениями по индивидуальным управленческим делам, а также с административно-правовыми актами, принимаемыми органами государственного управления. К сожалению на практике, участники административного процесса сталкиваются с полным отсутствием информации по собственному делу или нежеланием такую информацию предоставлять. Такая ситуация закономерно приводит к растерянности стороны, испытывающей дефицит информации и, как следствие, к невозможности реализовать свои законные интересы, права и свободы;
Принцип охраны интересов государства и личности - воплощается в обязанности любого органа или должностного лица, рассматривающего дело, обеспечить последовательный и полный учет интересов государства и личности, создать все условия для надлежащего использования всеми участниками процесса своих прав и законных интересов (оперативное и полное информирование участников процесса по всем вопросам, возможность пользоваться услугами адвоката и др.). При соблюдении данного принципа представляется очень важным достичь гармонии, разумного баланса интересов государства и личности, которые в каждом конкретном случае могут не совпадать. Таким образом, орган или лицо, рассматривающие дело, должны найти такое решение проблемы, при котором стороны смогут максимально реализовать свои права с использованием доступных средств;
Принцип материальной истины - адресован прежде всего государственным органам и должностным лицам, разрешающим дело по существу. Именно на них возлагается обязанность использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к делу, правильно оценить доказательства и принять обоснованное и объективное решение;
Принцип оперативности, эффективности и экономичности (быстроты) - он направлен на такую организацию процесса, которая, не требуя больших материальных затрат, обеспечивала бы его быстроту. Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу(ст. 29.6 Кодекса РФ об АП) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок;
Принцип дифференциации и фиксирования функций - выражается в том, что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел;
Принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения - в управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных. Принцип ответственности за непринятие решения призван максимально сократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления;