Реализация исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание

Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
Конституция РФ 1993 года ввела в оборот понятие «исполнительная власть». Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах.

Содержание

Вопрос 1.Понятие и виды форм реализации исполнительной власти………...3
Вопрос 2. Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………………..6
Вопрос 3. Принудительные меры административно-предупредительного воздействия………………………………………………………………………..6
Вопрос 4. Общий вопрос………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

АП Контра.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

По способу выражения  правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование  жестов, сигналов, знаков).

 Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:

•   представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию);

•   осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);

•   выдача документов, подтверждающих наличие специального права (лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера);

•   совершение иных юридически значимых действий.

Таким образом, будучи властными  действиями органов государственной  исполнительной власти, совершаемыми этими органами в процессе реализации возложенных на них задач и  функций, правовые акты управления обладают рядом специфических признаков  и свойств, которые отличают их от других форм реализации исполнительной власти.

Во-первых, эти акты являются следствием властного волеизъявления соответствующих органов государственной  исполнительной власти, направленные на достижения определенных правовых результатов — установление, изменение  или отмену новых правил поведения  либо возникновение, изменение или  прекращение конкретных правоотношений. Это обстоятельство обусловливает  использование актов управления в качестве основных правовых форм реализации государственной исполнительной власти, которые выражаются в односторонних, юридически-властных действиях полномочных  органов исполнительной власти.

Во-вторых, правовые акты управления издаются на основе и во исполнение законов, что обусловливает их подзаконный  характер, т.е. соответствие их целей, формы  и содержания всем требованиям законов  и иных актов вышестоящих государственных  органов.

В-третьих, правовые акты управления в соответствии с требованиями принципа законности должны приниматься полномочными органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции  и с соблюдением закрепленных за ними предметов ведения.

В-четвертых, правовые акты управления формулируют односторонние  юридически-властные обязательные к исполнению требования и нормы, несоблюдение которых влечет ответственность лиц (и организаций), которым эти требования и нормы адресованы.

Наконец, в-пятых, правовые акты управления издаются уполномоченными  на то органами государственной исполнительной власти в установленном порядке  и в соответствии с предусмотренной  законодательством процедурой.

С учетом всего вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что правовые акты управления —  это основанные на законе, односторонние, юридически-властные предписания полномочных  органов государственной исполнительной власти (их должностных лиц), издаваемые в соответствии с требованиями установленной  процедуры и направленные на установление, изменение или отмену общеобязательных правил поведения (правовых норм), либо на возникновение, изменение или  прекращение конкретных правоотношений в целях практической реализации задач и функций государственной исполнительной власти.

Неправовые формы осуществления  исполнительной власти – это осуществление  организационных действий, возникающих  в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти, неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические [1,2]. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются  такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление  бухгалтерского и статистического  учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Выполнение материально-технических  операций связано с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной власти в немилой  степени зависит от умелого сочетания  разных форм деятельности. Одностороннее  увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материально-техническими действиями, может создать ситуацию, которая  в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооценивающие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих перед ними задач, не получить желаемых результатов.

 

 

Вопрос 2. Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти

Ответ: Приложение 1.

Вопрос 3. Принудительные меры административно-предупредительного воздействия

Административно-предупредительные  меры – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан  или нормальной деятельности государственных  органов, предприятий и организаций. Основанием для применения мер административного  предупреждения может служить предположение  о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные  меры носят профилактический характер и представляют собой определенные ограничения и запреты [5]. Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

  • контроль и надзорные проверки, так в соответствии с ФЗ РФ "О полиции" предусмотрено, что органы (должностные лица) полиции вправе осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; кроме того органами прокуратуры осуществляются с определенной периодичностью контрольно-надзорные мероприятия с целью выявления нарушений в деятельности тех или иных  организаций.
  • досмотр вещей и личный досмотр (можно выделить таможенный и полицейский) - обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, например, досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов. В соответствии с п.3.ст. 27.7. КоАП РФ  «личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола».
  • проверка документов, удостоверяющих личность. Так, например, в соответствии с ФЗ РФ "О полиции" с целью выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность. Однако у сотрудника полиции должна быть информация, дающая основания подозревать лицо: 1) в совершении уголовного преступления; 
    2) в совершении административного правонарушения; 
    3) в том, что лицо находится в розыске. 
    Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.
  • административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица. Административное задержание  может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской; должностные лица военной автомобильной; должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции); должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил; военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; судебные приставы;
  • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях),  т. е. специального режима въезда и выезда из местности, пораженной эпидемией или эпизоотией (ст. 1, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
  • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности  - временное ограничение и запрещение движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, закрытие участков дороги или улицы для движения в случаях аварии, происшествия, проведения массового мероприятия; оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
  • освидетельствование медицинского состояния лиц, например, принудительное психиатрическое освидетельствование, освидетельствование лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств. Так в соответствии с п.1.1. ст.27.12 КоАП РФ «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».  С данной административно-предупредительной мерой тесно связана такая мера, как принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения;
  • освидетельствование санитарного состояния предприятий общественного питания производится на основании визуального наблюдения за технологическим процессом, осмотра санитарно-технического состояния предприятия, знакомства с необходимой документацией применения инструментальных методов и последующего анализа данных, полученных по результатам проведения всех указанных действий. Цель - выявить нарушения санитарного состояния проверяемых предприятий. Существует ряд санитарных правил и норм (например, СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30 декабря 1994 г. N 14), которым предприятия общественного питания должны соответствовать.
  • реквизиция имущества - изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества. Так, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.
  • принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением.  В целом выселение можно представить как освобождение жилого помещения от проживающих в нем лиц с предоставлением другого помещения или без такового, но всегда принудительно. В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение признано непригодным для проживания;

3) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома и др.

  • техосмотр транспортных средств - инструментальный контроль, иными словами мероприятие, формально направленное на выявление неисправностей автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения, а следовательно общественную безопасность.
  • санитарный осмотр грузов – мероприятие, направленное санитарную  охрану территории Российской Федерации, на предотвращение распространения инфекционных болезней. При наличии на транспортном средстве больного с симптомами инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (или подозрением на них), а также насекомых-переносчиков инфекций или павших грызунов, по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, транспортное средство направляют на санитарную стоянку, для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Проводится дезинфекции транспортного средства, грузов, багажа (по показаниям дезинсекции, дератизации). Государственный санитарно-карантинный контроль в пункте пропуска через Государственную границу осуществляется специалистами отдела надзора на водном, воздушном транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора и др.

Все административно-предупредительные  меры можно  разделить на четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

 

Вопрос 4. Общий вопрос.

Задание: «назвать те меры воздействия (санкции), которые являются административными наказаниями, а какие не являются (с обязательной классификацией)».

Решение:

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного  правонарушения, которая применяется  в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица [1].

Административные наказания  — это разновидность административного  принуждения. От иных мер административного  принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются  в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями  признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых  также определяется соответствующими нормами данного Кодекса [1,2,4].

Административные наказания  применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара не самоцель назначения административного наказания. Последнее  необходимо и для того, чтобы воспитать  субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых  проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами [6].

Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который  назвал административно-карательные  санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

Информация о работе Реализация исполнительной власти