По способу выражения
правовые формы государственного управления
подразделяются на словесные (письменные
и устные) и конклюдентные (использование
жестов, сигналов, знаков).
Исполнительная деятельность
осуществляется и в других правовых формах,
к которым относятся:
• представление обязательных
отчетов (юридическими лицами в налоговую
инспекцию);
• осуществление государственной
регистрации (охотничьего оружия);
• выдача документов, подтверждающих
наличие специального права (лицензии
на право осуществления предпринимательской
деятельности определенного характера);
• совершение иных юридически
значимых действий.
Таким образом, будучи властными
действиями органов государственной
исполнительной власти, совершаемыми
этими органами в процессе реализации
возложенных на них задач и
функций, правовые акты управления обладают
рядом специфических признаков
и свойств, которые отличают их от
других форм реализации исполнительной
власти.
Во-первых, эти акты являются
следствием властного волеизъявления
соответствующих органов государственной
исполнительной власти, направленные
на достижения определенных правовых
результатов — установление, изменение
или отмену новых правил поведения
либо возникновение, изменение или
прекращение конкретных правоотношений.
Это обстоятельство обусловливает
использование актов управления
в качестве основных правовых форм
реализации государственной исполнительной
власти, которые выражаются в односторонних,
юридически-властных действиях полномочных
органов исполнительной власти.
Во-вторых, правовые акты управления
издаются на основе и во исполнение
законов, что обусловливает их подзаконный
характер, т.е. соответствие их целей, формы
и содержания всем требованиям законов
и иных актов вышестоящих государственных
органов.
В-третьих, правовые акты управления
в соответствии с требованиями принципа
законности должны приниматься полномочными
органами исполнительной власти в пределах
предоставленной им компетенции
и с соблюдением закрепленных
за ними предметов ведения.
В-четвертых, правовые акты
управления формулируют односторонние
юридически-властные обязательные к исполнению
требования и нормы, несоблюдение которых
влечет ответственность лиц (и организаций),
которым эти требования и нормы адресованы.
Наконец, в-пятых, правовые акты
управления издаются уполномоченными
на то органами государственной исполнительной
власти в установленном порядке
и в соответствии с предусмотренной
законодательством процедурой.
С учетом всего вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что правовые акты управления —
это основанные на законе, односторонние,
юридически-властные предписания полномочных
органов государственной исполнительной
власти (их должностных лиц), издаваемые
в соответствии с требованиями установленной
процедуры и направленные на установление,
изменение или отмену общеобязательных
правил поведения (правовых норм), либо
на возникновение, изменение или
прекращение конкретных правоотношений
в целях практической реализации
задач и функций государственной исполнительной
власти.
Неправовые формы осуществления
исполнительной власти – это осуществление
организационных действий, возникающих
в повседневном процессе деятельности
органов исполнительной власти, неправовыми формами деятельности
исполнительной власти считаются организационные
действия и материально-технические [1,2]. Они тоже осуществляются в рамках
действующего законодательства, но часто
такая деятельность правом регламентируется
лишь в общем. Главная же их особенность
состоит в том, что эти действия непосредственно
юридических последствий не влекут.
Чаще всего встречаются
такие организационные действия,
как проведение совещаний, обсуждений,
проверок, распространение передового
опыта, разработка прогнозов, программ,
методических рекомендаций, осуществление
бухгалтерского и статистического
учета, организация демонстраций, пресс-конференций,
встреч с трудовыми коллективами,
представителями общественных объединений.
Выполнение материально-технических
операций связано с делопроизводством
(регистрация, оформление, размножение,
рассылка документов), обработкой информации
(подсчеты, подготовка данных для машинной
обработки), разнообразными измерениями.
К материально-техническим относятся
и действия работников милиции, доставляющих
в медицинские учреждения лиц, нуждающихся
в неотложной помощи, исполняющих постановления
об административном аресте (охрана, организация
питания и др.).
Необходимо подчеркнуть,
что эффективность функционирования
исполнительной власти в немилой
степени зависит от умелого сочетания
разных форм деятельности. Одностороннее
увлечение изданием правовых актов,
не подкрепленное организационными,
материально-техническими действиями,
может создать ситуацию, которая
в народе называется «контора пишет».
Руководители, увлекающиеся организационными
действиями и недооценивающие роль правовых
средств, тоже могут не решить стоящих
перед ними задач, не получить желаемых
результатов.
Вопрос 2. Организационно-правовые
формы федеральных органов исполнительной
власти
Ответ: Приложение 1.
Вопрос 3. Принудительные меры
административно-предупредительного
воздействия
Административно-предупредительные
меры – это способы и средства,
направленные на предупреждение и предотвращение
правонарушений и обстоятельств, угрожающих
жизни и безопасности граждан
или нормальной деятельности государственных
органов, предприятий и организаций.
Основанием для применения мер административного
предупреждения может служить предположение
о намерении лица совершить административное
правонарушение либо другое противоправное
деяние. Административно-предупредительные
меры носят профилактический характер
и представляют собой определенные
ограничения и запреты [5]. Наиболее типичными
являются следующие административно-предупредительные
меры:
- контроль и надзорные проверки, так в соответствии с ФЗ РФ "О полиции" предусмотрено, что органы (должностные лица) полиции вправе осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; кроме того органами прокуратуры осуществляются с определенной периодичностью контрольно-надзорные мероприятия с целью выявления нарушений в деятельности тех или иных организаций.
- досмотр вещей и личный досмотр (можно выделить таможенный и полицейский) - обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, например, досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов. В соответствии с п.3.ст. 27.7. КоАП РФ «личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола».
- проверка документов, удостоверяющих личность. Так, например, в соответствии с ФЗ РФ "О полиции" с целью выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность. Однако у сотрудника полиции должна быть информация, дающая основания подозревать лицо: 1) в совершении уголовного преступления;
2) в совершении административного правонарушения;
3) в том, что лицо находится в розыске.
Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.
- административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица. Административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской; должностные лица военной автомобильной; должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции); должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил; военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; судебные приставы;
- введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях), т. е. специального режима въезда и выезда из местности, пораженной эпидемией или эпизоотией (ст. 1, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
- прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности - временное ограничение и запрещение движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, закрытие участков дороги или улицы для движения в случаях аварии, происшествия, проведения массового мероприятия; оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
- освидетельствование медицинского состояния лиц, например, принудительное психиатрическое освидетельствование, освидетельствование лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств. Так в соответствии с п.1.1. ст.27.12 КоАП РФ «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения». С данной административно-предупредительной мерой тесно связана такая мера, как принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения;
- освидетельствование санитарного состояния предприятий общественного питания производится на основании визуального наблюдения за технологическим процессом, осмотра санитарно-технического состояния предприятия, знакомства с необходимой документацией применения инструментальных методов и последующего анализа данных, полученных по результатам проведения всех указанных действий. Цель - выявить нарушения санитарного состояния проверяемых предприятий. Существует ряд санитарных правил и норм (например, СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30 декабря 1994 г. N 14), которым предприятия общественного питания должны соответствовать.
- реквизиция имущества - изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества. Так, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.
- принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением. В целом выселение можно представить как освобождение жилого помещения от проживающих в нем лиц с предоставлением другого помещения или без такового, но всегда принудительно. В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое
помещение, подлежит сносу;
2) жилое помещение признано
непригодным для проживания;
3) в результате проведения капитального
ремонта или реконструкции дома и др.
- техосмотр транспортных средств - инструментальный контроль, иными словами мероприятие, формально направленное на выявление неисправностей автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения, а следовательно общественную безопасность.
- санитарный осмотр грузов – мероприятие, направленное санитарную охрану территории Российской Федерации, на предотвращение распространения инфекционных болезней. При наличии на транспортном средстве больного с симптомами инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (или подозрением на них), а также насекомых-переносчиков инфекций или павших грызунов, по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, транспортное средство направляют на санитарную стоянку, для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Проводится дезинфекции транспортного средства, грузов, багажа (по показаниям дезинсекции, дератизации). Государственный санитарно-карантинный контроль в пункте пропуска через Государственную границу осуществляется специалистами отдела надзора на водном, воздушном транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора и др.
Все административно-предупредительные
меры можно разделить на четыре
группы:
1) меры, применяемые в целях предотвращения
угрозы наступления возможных вредных,
опасных, а нередко и тяжких последствий,
например, введение карантина в местностях,
пораженных эпидемией или эпизоотией,
закрытие участков Государственной границы
при вспышке опасных инфекционных заболеваний
на сопредельной территории и др.;
2) меры, направленные на предупреждение
правонарушений, причем не только административных
проступков, но и преступлений (таможенный
досмотр, проверка документов, удостоверяющих
личность);
3) меры, препятствующие уклонению
соответствующих субъектов от исполнения
ими обязанностей (реквизиция, принудительное
медицинское освидетельствование и проч.);
4) особую группу составляют так
называемые лечебно-предупредительные
меры принуждения, назначение которых
не только обеспечение общественной безопасности,
но и лечение опасных душевнобольных,
наркоманов, инфекционных больных и т.д.
Вопрос 4. Общий вопрос.
Задание: «назвать те меры воздействия
(санкции), которые являются административными
наказаниями, а какие не являются (с обязательной
классификацией)».
Решение:
Административное наказание
- установленная государством мера
ответственности за совершение административного
правонарушения, которая применяется
в целях предупреждения совершения
новых правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами. Административное
наказание не может иметь своей целью
унижение человеческого достоинства физического
лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему физических
страданий, а также нанесение вреда деловой
репутации юридического лица [1].
Административные наказания
— это разновидность административного
принуждения. От иных мер административного
принуждения они отличаются тем,
что являются карательными санкциями,
преследуют специфические цели, применяются
в строго урегулированном процессуальном
порядке. Административными наказаниями
признаются только те принудительные
меры, которые установлены ст. 3.2-3.12
КоАП РФ и порядок назначения которых
также определяется соответствующими
нормами данного Кодекса [1,2,4].
Административные наказания
применяются за нарушение норм административного,
конституционного, трудового, финансового,
гражданского, гражданско-процессуального,
уголовно-процессуального и других
отраслей права. Их назначение наносит
виновному правовой урон, временно ухудшает
его правовое положение (ограничивает
права и возлагает дополнительные обязанности),
а также создает состояние наказанности,
которое прекращается, если лицо в течение
одного года не совершило нового административного
правонарушения. К тому же административное
наказание всегда выражает официально
и гласно данную государством отрицательную
оценку совершенного правонарушения.
Кара не самоцель назначения
административного наказания. Последнее
необходимо и для того, чтобы воспитать
субъекта, которому назначено наказание,
в духе уважения к закону и правопорядку,
чтобы предупредить совершение новых
проступков как самим правонарушителем,
так и другими лицами [6].
Следует отметить, что КоАП
РФ — первый нормативный акт, который
назвал административно-карательные
санкции наказаниями. До этого они во
всех официальных документах, в том числе
в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также
в научной и учебной литературе именовались
административными взысканиями. Новое
название мер административной ответственности,
во-первых, точнее раскрывает их карательное
содержание и предназначение, во-вторых,
подчеркивает их связь и близость к мерам
уголовной ответственности, в-третьих,
отражает общие черты этих видов ответственности.