Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"".

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 93.52 Кб (Скачать документ)

 

18 ВОПРОС 

ЗАПРЕТЫ И ОРГАНИЧЕНИЯ  ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Запреты, связанные с гражданской  службой

1. В связи с прохождением  гражданской службы гражданскому  служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае: — избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;  
    (пп. "а" в ред. Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ)  
    — избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;  
    — избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договорённости между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почётные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;  
    (п. 16 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.  
    (п. 17 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

 

19 вопрос 
 
. Права сотрудника таможенного органа 
1. Сотрудник таможенного органа имеет право на: 
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей; 
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 
3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности; 
4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями; 
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе; 
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми  материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности  и другими документами до внесения  их в личное дело, приобщение  к личному делу своих объяснений; 
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Государственного таможенного комитета Российской Федерации; 
9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; 
10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 
11) объединение в профессиональные союзы; 
12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов; 
13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61Таможенного кодекса Российской Федерации.

Обязанности сотрудника таможенного  органа 
1. Сотрудник таможенного органа обязан: 
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов; 
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; 
4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций; 
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции; 
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей; 
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. 
2. Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации. 
 
3. Исполнением сотрудником таможенного органа своих должностных обязанностей также являются: 
1) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа; 
2) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; 
3) нахождение в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; 
4) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; 
5) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно.

20 ВОПРОС

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В  и его должностных лиц.

Виды Ф.Г.У: 
1. ПРАВОВЫЕ 
· четко выраженные юридические последствия. 
· издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами. 
В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.  
· Издание нормативных актов органами исполнительной власти. 
Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения. 
А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ). 
Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ). 
· Издание индивидуальных актов управления. 
Это разновидность юридических факторов(Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия. 
 
2. НЕПРАВОВЫЕ 
· не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий. 
· не порождают, а прекращают административные отношения.  
· Осуществление организационных операций. 
А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций. 
Б) Подбор кадров. 
В) Проведение совещаний. 
· Материально-технические операции. 
А) Работа с информацией. 
Б) Ведение делопроизводства. 
В) Проведение исследований. 
Г) Подготовка к изданию НПА.

21 ВОПРОС

АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

акт управления — это предписание  полномочного органа государственного управления или специального должностного лица

Акты государственного управления классифицируются по разным критериям. Это позволяет лучше понять их юридические особенности. Универсальным  является разделение актов управления в зависимости от их юридических  свойств на виды: нормальные, индивидуальные (ненормативные) и смешанные.

Нормальные акты –основной вид актов управления. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы; определяют правила поведения, носят общий характер, регламентируют общественные отношения в определённых сферах, не имеют конкретного адресата, предназначены для многоразового использования. Им присуща стабильность, в их предписаниях могут содержаться нормы административного, гражданского, трудового, земельного, экологического и других отраслей права (кроме конституционного, уголовного и уголовно-процесуального). Нормативные акты, принятые органами исполнительной власти, являются наиболее распространёнными источниками права.

Индивидуальные акты издаются для решения конкретных управленческих дел, касаются конкретных действий, фактов, адресуются конкретным лицам, основываются на нормативных актах и являются единовременными, поскольку исчерпываются  единовременным применением.

Смешанные акты управления –это те, в которых наряду с нормативными есть и не нормативные предписания. Это разделение актов управления в зависимости от их юридических свойств.

Действует классификация  актов управления по издавшим их субъектам. По данному критерию различают три  группы актов управления:

1. изданные Президентом  и Кабинетом Министров;

2. другими центральными  органами исполнительной власти;

3. местными органами исполнительной  власти;

 

22 ВОПРОС 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Методы государственного управления

Методы ГУ – это способ осуществления его функций. 
Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства. 
 
Методы ГУ – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей. 
 
Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели. 
 
Характерные черты методов: 
 
· 1.Выражают связь субъекта или объекта. 
· 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия. 
· 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения) 
· 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)  
 
Виды методов: 
I. Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. 
 
Меры: 
· Разъяснение 
· Обоснование 
· Обсуждение  
· Поощрение 
По характеру воздействия: 
 
1.Прямое воздействие – административные методы управления. 
· Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых. 
· Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей. 
· Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений. 
2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения. 
Социально психологические методы управляющего воздействия: 
Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно. 
II. Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка. 
· Внесудебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа. 
· Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления. 
 
Виды административного принуждения: 
 
1.Административное предупреждение 
2.Меры административного пресечения 
3.Меры административной ответственности. 
 
1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов. 
2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий. 
III. Правовые акты управления 
Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти. 
· Юридическая природа 
· Государственно-властный характер 
· Обязательность исполнение адресатами 
· Односторонность волеизъявления компетентного субъекта 
· Установление обязательных правил поведения 
Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия. 
Виды правовых актов управления: 
 
1. По юридическим свойствам 
· Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия. 
· Индивидуальные. Акты применения норм права. 
2. По сроку действия  
· Бессрочные 
· Срочные 
3. По территории 
· Акты, действующие в пределах РФ. 
· Акты, действующие в пределах субъекта РФ. 
· Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы. 
4. По характеру компетенции 
· Общего 
· Отраслевого  
· Межотраслевого 
5. По органам, издающие акты 
· Указа президента, распоряжения президента. 
· Постановления распоряжения правительства. 
· Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров. 
· Постановления государственных комитетов 
· Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров. 
Основные требования к актам: 
· Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции. 
· Соблюдение порядка принятия 
· Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица. 
· Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов. 

 

23 ВОПРОС 

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

 
   Меры административного предупреждения  представляют собой средства  и способы административно-правового  характера, используемые соответствующими  субъектами государственного управления  в целях предупреждения правонарушений  либо в чрезвычайных обстоятельствах  или в целях предупреждения  угроз общественной и личной  безопасности. 
   В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. 
   Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др. 
   Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности: 
   - установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; 
   - введение карантина; 
   - принудительное выселение из домов, грозящих обвалом; 
   - меры противопожарной безопасности; 
   - технический осмотр транспортных средств и ряд других. 
   Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой. 
   Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. 

24 ВОПРОС

Понятие, признаки административного правонарушения

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных  отраслей права, охраняемых административными  мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

Перечень закрепленных признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка.

Определенная совокупность признаков, при наличии которых  антиобщественное деяние считается  административным правонарушением, установлена  правом и называется составом данного  проступка.

Реальное деяние только тогда  считается проступком, когда оно  содержит все названные законом  признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава  в целом.

В состав административного  проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона  и объективная сторона.

Субъектом административного  правонарушения является вменяемое  лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность  за административные проступки наступает  с 16 лет. Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и  специальные (должностные лица, особые категории служащих).

Объектом административного  правонарушения является то, на что  правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная  или личная собственность, общественный порядок и др.).

Субъективная сторона  включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность.

Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный  вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная  связь между противоправным деянием  и наступившим результатом.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"