Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, дипломная работа
Цель исследования - исследование реализации государственной функции организационного обеспечения судебной деятельности и ее содержания, включающего кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение правосудия и на этой основе определение путей повышения ее эффективности в интересах формирования самостоятельности судов и независимости судей. В соответствии с поставленной целью, в рамках исследования определена необходимость решения основных задач исследования: - определение понятия «судебная власть», анализ основных положений раскрывающих ее сущность, место и роль в системе органов государственной власти и формы реализации ее полномочий в деятельности судов и органов судейского сообщества;
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы организации судебной власти и система органов, осуществляющих ее 5
1.1. Понятие судебной власти, судебная система в Российской Федерации 5
1.2 Организация деятельности судебной власти 18
1.3. Районный суд как элемент системы судов общей юрисдикции (общие суды)
35
Глава 2. Анализ организации деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 46
2.1 Организационные характеристики деятельности районного суда Солнцевского района г. Москвы 46
2.2 Аналитические показатели деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 55
2.3 Финансирование районного суда
62
Глава 3. Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ на примере Солнцевского районного суда г. Москвы. 66
3.1 Формирование методики оценки эффективности деятельности районных судов 66
3.2. Мероприятия, связанные с реализацией Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"
72
- решение всех возникающих
в деле вопросов принадлежит
только суду (судье), который не
связан доводами сторон, свободен
в оценке предоставленных ими
доказательств, независим от
В нашей стране принцип состязательности отвергался процессуальной теорией и законодательством достаточно долго. Основной причиной был отказ признать прокурора одной из сторон процесса, т.е. «уравнять» его с подсудимым и адвокатом.
Ранее прокурор являлся судебном разбирательстве, стороной, а органом надзора за законностью, государственным обвинителем, выполняющий вместе с судом общую государственную задачу — борьбу с преступностью. В связи с этим считались неприемлемыми для уголовно-процессуального закона сами понятия «сторона» и «состязательность», несмотря на использование их в Конституции Российской Федерации. Соответствующие термины появились только в 1993 г. в УПК «Производство в суде присяжных».
В ст. 124 Конституции Российской Федерации установлено, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это имеет принципиальное значение в плане обеспечения независимости и демократизации суда., т. к. обеспечивает серьезную гарантию полного и независимого осуществления правосудия от органов законодательной и исполнительной власти, а также от предпринимательских и коммерческих структур, местных влияний и т.д.
16 июля 1993 г. был принят
Закон, которым действующее
Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник. К компетенции суда присяжных заседателей отнесены дела о наиболее тяжких и опасных преступлениях, такие как:
- измена Родине;
- террористический акт;
- вредительство;
- призывы к
насильственному изменению
- пропаганда войны;
- разглашение государственной тайны;
- бандитизм;
- умышленное
убийство при отягчающих
- похищение человека;
- изнасилование,
повлекшее особо тяжкие
и другие преступные правонарушения.
Списки присяжных заседателей составляются краевой, областной, городской администрацией на основе списков избирателей. В списки присяжных заседателей не включаются лица:
1) моложе 25 лет, а также имеющие судимость;
2) признанные
судом недееспособными или
3) подавшие специальное письменное заявление;
4) не владеющие
языком, на котором ведется
5) немые, глухие и другие лица, являющиеся инвалидами;
6) лица старше 70 лет;
7) руководители
органов представительной и
Социальное происхождение, раса и национальность, имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям и движениям, пол и вероисповедание не могут служить ограничением на включение в списки присяжных заседателей.
Независимость судей. Суть названного принципа правосудия - стремление государства обеспечить условия, при которых суд сможет иметь реальную возможность принимать ответственные решения на основе предписаний закона, и только закона, без вмешательства, давления или иного воздействия извне.
Как показывает опыт, суд можно отнести к числу таких государственных учреждений, решения которых постоянно находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Каждый их них, по своему заинтересован в результатах судебного разбирательства конкретных дел. В связи с этим возникает искус оказания воздействия на суды. Максимально избежать этого позволяют:
- реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен;
- признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательное
закрепление единства статуса
судей; финансирование
Невмешательство в деятельность судей. Среди гарантий независимости судей особое место занимает предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства, в соответствии с которой гарантируется недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в его деятельность столь опасно для правосудия, что влечет за собой различные виды ответственности вплоть до уголовной.
Так, в соответствии
со ст. 176.1 УК РФ воздействие в какой
бы то ни было форме на судей с
целью воспрепятствовать
Процессуальное законодательство устанавливает, что в совещательной комнате, где обсуждаются и принимаются судебные решения, никто не может находится, кроме судей, уполномоченных рассматривать данное конкретное дело. Все, что происходит в совещательной комнате, должно держаться в тайне. Разглашение тайны совещательной комнаты является безусловным основанием для признания вынесенного решения недействительным или его отмены.
Согласно п.2 ст. 10 Закона о статусе судей судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Таким образом, никакой орган представительной власти. никакое средство массовой информации, никакое должностное лицо или же гражданин не вправе требовать от судьи каких бы то ни было объяснений по существу дела.
Несменяемость
судьи и правила
Правила приостановления или прекращения полномочий ограждают его от произвольных решений тех или иных должностных лиц или органов, обнаруживающих намерения избавиться от "неудобного" или "несговорчивого" судьи.
Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно.
Приостановление полномочий допустимо, если:
Приостановление полномочий означает, что судья временно не может выполнять свои обязанности. Однако не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд, кроме случаев, когда он подвергнут аресту.
Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления его полномочий.
Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований, которые были перечислены выше.
Решение о прекращении
полномочий судьи принимается
Статья 15 Закона о статусе судей регулирует процесс отставки судьи, под которым законодательство понимает уход или почетное удаление судьи с должности. Уход судьи производится по его инициативе. Удаление же является вынужденным шагом и происходит в случае истечения срока полномочий судьи (если он установлен), признания его недееспособным в установленном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности.
Пребывающий в отставке судья сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно избран судьей.
Неприкосновенность судьи. Важным средством независимости судьи является гарантия неприкосновенности его личности, жилища, судебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции, имущества и документов. Данный вопрос регулируется ст. 16 Закона о статусе судей, которая гласит, что личность судьи неприкосновенна. Это выражается в следующих ситуациях:
- судья не
может быть привлечен к
- судья не
может быть привлечен к какой-
Уголовное дело
в отношении судьи может быть
возбуждено Генеральным прокурором
Российской Федерации при наличии
на то согласия соответствующей
Судья не может
быть привлечен к уголовной
Судья не может быть ни в каком бы то ни было случае задержан, а ровно и принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанных по подозрению в совершении преступления, задержанный или же доставленный в органы внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
Проникновение в жилище или же служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр или личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих непосредственно ему имущества и документов производятся только с санкции прокурора соответствующего уровня или по решению суда и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
1.3. Районный суд как элемент системы судов общей юрисдикции (общие суды)
Районный суд, как уже было сказано выше, является судом общей юрисдикции, он важное звено судебной системы Российской Федерации.
Районный суд в пределах
своей компетенции
Рассмотрим более подробно полномочия, реализуемые районным судом, он принимает в производство:
- отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Это уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК РФ;
- в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК РФ к его подсудности;
- в качестве
суда апелляционной инстанции
уголовные дела по не
- материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.