Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:28, контрольная работа
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции
Введение
1. Понятие государственного служащего
2. Характеристика правового статуса государственного служащего
3. Основные права и обязанности государственного служащего
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХХХ
ХХХ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ХХХ
СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Контрольная работа выполнена:
студентом Х курса ХХХ группы
Найдановой Л.Н.
Проверена:
преподавателем кафедры ХХХ,
ФАМИЛИЯ
И.О.
Город Улан-Удэ,
2011 г.
Содержание
Введение
1. Понятие государственного служащего
2. Характеристика правового статуса государственного служащего
3. Основные права и обязанности государственного служащего
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции.
Эти
задачи и функции практически
реализуются посредством
Задачи
и функции государства
Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.
В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Государственная служба – один из ключевых конституционных институтов. Коренные социально-экономические и политические преобразования, которые осуществляются сегодня в Российской Федерации, предопределяют повышение роли государственной службы, возрастание авторитета государственных служащих, развитие и совершенствование законодательства.
Понятие правового статуса это, комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа.
В
настоящее время вопрос о статусе
государственного служащего в соответствии
с принципами открытого демократического,
правового государства пока не решен.
По сути дела проведено, как говорится,
лишь "развертывание статуса наемного
работника в государственных органах,
регулируемого трудовым законодательством,
в статус государственного служащего".
1.
Понятие государственного
служащего
Основным действующим лицом на поле государственной службы является должностное лицо. Государственный служащий - лицо, реализующее своей деятельностью функции государства.
Под
государственной службой
Основными
ключевыми точками правового
регулирования статуса
а) порядок получение от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от имени государства,
б) механизм реализации государственным служащим функций должности от имени государства,
в) обеспечение действий служащего, как выразителя воли государства, государственным принуждением;
г)
ответственность
Обычно под государственным служащим понимается:
В отличие от других трудящихся он имеет полномочия, а не права (правами можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей уклоняться невозможно, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности);
Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и, таким образом, о частном распоряжении публичным интересом;
Эти признаки государственного служащего в современном законодательстве РФ имеют определенную специфику правового регулирования.
Ряд административно-правовых отношений по законодательству Российской Федерации осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в законодательстве отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих.
Понятие государственного служащего выводится из функций государства. Если государство выполняет ту или иную деятельность, прямо определяемую сущностью, классовой структурой, идеологическими постулатами (например, религиозными) данного государства, значит, во вне эту деятельность от имени государства выполняют служащие государства.
Государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.
Государственные
служащие федеральных органов
2.
Характеристика правового
статуса государственного
служащего
Государственный
служащий является лицом, органически
интегрированным в систему
Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя:
а) конституционный статус российского гражданина;
б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации;
в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.
Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Лица не являющиеся гражданами России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются.
Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком в соответствии с Конституцией Российской Федерации является русский.
Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.
Государственная служба, как известно, реализуется посредством должностей "Б" и "В". К категории "Б" отнесены государственные должности, на которых находятся служащие, обеспечивающие реализацию полномочий лиц, замещающих политические должности категории "А". По статусу и характеру полномочий эти должности получили неофициальное название "патронатных". Это должности политических назначенцев. В настоящее время должности категории "Б" занимают более 8.4 тыс. государственных служащих, в том числе в федеральных органах - 2.8 тыс. Срок полномочий, на который все они назначены, определяется сроком полномочий их непосредственных руководителей. Они уходят в отставку вместе со своим руководителем.
Государственные должности категории "В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения или обеспечения их полномочий. В повседневной практике их еще называют административными или карьерными. Должности данной категории в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.
О статусе тех лиц, которые занимают эти должности можно судить по следующему: должности высшей группы занимают, например, заместители министров; главные должности - начальники управлений, заместители руководителя секретариата, председателя палаты парламента, старший эксперт представительства Правительства Российской Федерации; ведущие должности - заместители начальников отделов, референты председателя палаты парламента, главные государственные инспекторы: старшие должности - ведущие специалисты, начальники служб делопроизводства, старший контролер-ревизор; младшие должности - специалист первой и второй категории, референты, атташе.
Должность определяет не только место служащего в служебной иерархии, но прежде всего требования к лицу, претендующему на ее замещение. Квалификационные требования частично сформулированы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст.6) и в Указе Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам.