Статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:28, контрольная работа

Описание

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции

Содержание

Введение

1. Понятие государственного служащего

2. Характеристика правового статуса государственного служащего

3. Основные права и обязанности государственного служащего

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

      Все государственные должности фиксируются  в штатном расписании. Этот документ определяет первичные структурные  единицы государственного органа – должности, количество служащих, необходимых для осуществления возможных государственных функций, и фонд оплаты их труда.

      Перечень  государственных должностей категорий  «А», «Б» и «В» дается в Реестре  государственных должностей в Российской Федерации.

      Государственной должностью категорий «Б» и «В»  считается только та должность, которая  включена в Реестр государственных  должностей государственной службы РФ. В этом отношении Реестр является исчерпывающим документом, и положение  п. 2 ст. 1 Закона надо трактовать в смысле обязанности каждого государственного органа придерживаться этого акта и представлять все учрежденные в государственном органе должности к включению в этот Реестр.

      Реестр  государственных должностей представляет собой перечень (список) наименований, распределенных по группам должностей в органах государственной власти.

      В каждом государственном органе должности  категорий «Б» и «В» подразделяются по группам (с пятой по первую): высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Высшая государственная должность в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти – руководитель (директор) федеральной службы РФ, (кроме руководителя федерального министерства), а также первый заместитель, заместитель федерального министра, руководитель департамента федерального министерства.

      В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную  государственную службу, присваиваются  классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

      Для граждан, проходящих государственную  гражданскую службу устанавливаются  классные чины.

      Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

      Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

      Гражданским служащим, замещающим должности федеральной  гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской  службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

      Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы ведущей группы, присваивается  классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской  службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

      Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы старшей группы, присваивается  классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской  службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

      Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

      Классный  чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

      В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной  гражданской службы – государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации, в иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

      Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. 

3. Основные права и обязанности государственного служащего 

      Правовой  статус различных категорий государственных  служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической  ответственности перед государством и обществом.

      Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной  службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности.

      Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.

      К первой группе прав государственного служащего относятся права на:

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;
  • ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;
  • продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;
  • проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;
  • обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

      Ко  второй группе прав государственного служащего относятся права на:

  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
  • ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

      Третью  группу прав государственного служащего  составляют права на:

  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;
  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;
  • право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней;
  • сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;
  • медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
  • обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

      Перечисленные права государственного служащего  принято считать основными по той причине, что далее они  конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.

      Предоставленные права государственный служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ.

      Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, но и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.

      Однако  следует иметь в виду, что принцип  презумпции добросовестности в системе  государственной службы никто не отменял и отменить не может. Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.

      Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые  условия для успешной реализации служебных обязанностей.

      Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган. Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.

      Федеральное законодательство о государственной  службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих в системе государственной службы. Законодательство субъектов Российской Федерации практически без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Информация о работе Статус государственного служащего