Структура и стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Содержание

1. Общая характеристика административного процесса…………………3
1.1 Понятие и основные черты административного процесса…………...3
1.2 Принципы административного процесса……………………………...8
2. Структура и стадии административного процесса……………………14
3. Список литературы……………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по праву.docx

— 45.59 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание 

1. Общая характеристика  административного процесса…………………3

1.1 Понятие и  основные черты административного  процесса…………...3

1.2 Принципы административного  процесса……………………………...8

2. Структура  и стадии административного процесса……………………14

3. Список литературы……………………………………………………...19 
 
 
 
 
 

 

     1. Общая характеристика  административного  процесса 

     1.1 Понятие и основные  черты административного  процесса 

     С юридических позиций процесс  своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных  правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических  результатов, предполагаемых диспозицией  нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

     Данная  функция составляет прерогативу  субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач  и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

     При характеристике административного  процесса, прежде всего, необходимо учитывать  общие качества, присущие этим двум направлениям его практического  воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся  в прямой зависимости от основного  признака процесса в его юридическом  понимании, а также органически  связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят  свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т.п.).

     Действующее российское законодательство и подзаконные  административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической  основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Нормативно-правовой материал, существующий в настоящее  время, который позволяет объединить любые управленческие действия под  эгидой административного процесса; единые правила совершения таких  действий в большинстве случаев  отсутствуют, хотя значимость их бесспорна. Действительно, должны существовать общие  правила, например, разработка административно-правовых актов, как нормативных, так и  индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных  и прочих полномочий, реализуемых  субъектами исполнительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно  к конкретным управленческим действиям  конкретных исполнительных органов, причем далеко не во всех случаях. Содержаться  они в разрозненных, нескоординированных  правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный  подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельство  того, что административно-правовое законодательство в совершенном  и универсальном варианте пока еще  отсутствует. Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Последний административный кодекс прямо связан с укреплением правовой базы государственно-управленческой деятельности, механизмом реализации задач и функций исполнительной власти.

     Таким образом, данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций, осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его широкий диапазон, не позволяющий получить конкретизированное представление о его подлинном содержании, тем более – его типизированное правовое оформление.

     При наличии заметно расходящихся суждений об административном процессе, становится необходимым краткий анализ наиболее существенных свойств процесса, как сложного правового явления, объединяющего три составные части, три разновидности – гражданский административный и уголовный процессы. То обстоятельство, что упомянутые разновидности объединяются единым термином «процесс», свидетельствует о наличии у них каких-то общих свойств, в равной мере распространяющихся на каждый из видов процесса. Однако, как известно, диалектика общего с необходимостью, предполагает одновременное существование его в форме особенного, как считает В.Д. Сорокин. Следовательно, общее для процесса как правового явления проявляется в особенном, свойственном уже для каждого вида процесса и порождающем его специфические качества.

     Рассмотрим: какими же общими свойствами обладает процесс как юридическая категория?

     Во-первых, взятый в целом, процесс есть определенное выражение государственно-властной деятельности. Иначе говоря, процесс  – это специфический способ осуществления государственной власти. Неразрывная связь с государством – таково одно из важнейших свойств процесса. Разумеется, процесс предполагает участие в его осуществлении и общественных организаций, однако основу его составляет деятельность компетентных государственных органов.

     Если  перейти от общего к особенному, то есть к отдельным видам процесса, то здесь на первый план выступит тесная связь всех трех видов процесса с такими формами деятельности государства, как правосудие и государственное управление. Связь эта выражается в том, что правосудие как форма деятельности государства реализуется посредством уголовного и гражданского процессов, государственное управление – посредством административного процесса. Форма деятельности государства в данном случае выступает, как явления первичные по отношению к соответствующим разновидностям процесса и, следовательно, особенности этих форм определяют и особенности тех или иных видов процесса.

     Во-вторых, процесс – это динамическое понятие, во всех случаях означающее деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид процесса – гражданский, уголовный, административный – представляет собой деятельность определенных государственно-властных органов, посредством которой решаются задачи правосудия и государственного управления. Поскольку задачи названных форм различны, то и способы их осуществления посредством тех или иных видов процесса отличаются определенной спецификой.

     В-третьих, основное свойство процесса заключается  в том, что это не любая деятельность, а исключительно юридическая. Следовательно, имеются основания рассматривать  конкретный вид процесса как правовое выражение данной формы деятельности государства.

     Правовая  природа процесса (гражданского, уголовного и административного) выражается прежде всего в его социальном назначении, в том чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права. Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.

     Однако  одной юридической цели еще не достаточно для полной характеристики правовой природы процесса. Поскольку  любой вид процесса предназначен для реализации социальных правил, установленных государством, материальных правовых норм, постольку он может  быть только юридическим порядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно заметить, что сам процессуальный порядок  деятельности устанавливается и  регулируется при помощи специальных  юридических правил – процессуальных норм права – гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.

     В-четвертых, принципиальное значение имеет и  то, что все разновидности процесса представляют собой юридически результативную деятельность, посредством которой  только и может быть достигнут, требуемый в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел, юридический результат.

     Таким образом, административный процесс  следует рассматривать как порядок  разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными  органами (а в предусмотренных  законом случаях и другими  субъектами), как деятельность, в  ходе осуществления которой возникают  общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального  права.

     Характерные черты административного процесса состоят в следующем: административный процесс связан с государственным  управлением в узком смысле. Однако в содержание административного  процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь ее чисто юридические виды, реализуемые в правовых формах; административный процесс связан с материальным административным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса, происходит разрешение индивидуально конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Решить индивидуально конкретное дело – значит, применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.

     Применение  норм административного права – очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат.

     Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного  права.

     Границы административно-процессуальной деятельности определяются рамками административного  процесса и разрешают не все индивидуальные дело, а только определенные, на которые  распространяется установленный административно-процессуальными  нормами процессуальный порядок. Поэтому  различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований  относить к административному процессу.

     Административный  процесс не относится к числу  административно-правовых форм государственного управления, так как поглощается  по своему юридическому содержанию такой  формой, как издание индивидуальных правовых актов.

     Применение  норм административного права осуществляется в порядке, урегулированном нормами  административного права. В соответствии с этими нормами органы государственного управления разрешают подведомственные им дела. Например, административно-процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб  граждан, порядок разрешения организационных  дел в аппарате управления, порядок  применения мер административных взысканий  и др.

     Административный  процесс – это не только определенная процедура применения соответствующих норм права в сфере государственного управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Под воздействием этих норм названные отношения приобретают характер административно-процессуальных правоотношений.

     Таким образом, административный процесс, подобно  процессам гражданскому и уголовному, состоит из двух элементов, в равной степени регулируемых нормами административно-процессуального  права – деятельности органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и отношений между участниками этой деятельности. 

     1.2 Принципы административного процесса 

     Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления.

Информация о работе Структура и стадии административного процесса