Структура и стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Содержание

1. Общая характеристика административного процесса…………………3
1.1 Понятие и основные черты административного процесса…………...3
1.2 Принципы административного процесса……………………………...8
2. Структура и стадии административного процесса……………………14
3. Список литературы……………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по праву.docx

— 45.59 Кб (Скачать документ)
ign="justify">     Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции  РФ. Его сущность состоит в том, что применение норм материального  права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом  соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами, т.е. в административном процессе законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права.

     Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями  участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить.

     Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это  противоречит интересам охраны государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения  безопасности участвующих в деле лиц. Участникам процесса предоставляется возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами, представлять доказательства. К участию в административном процессе могут привлекаться представители общественности, прессы. Многие решения оглашаются публично.

     Принцип ведения дела на национальном языке  означает, что процесс ведется  на русском языке или на языке  республики, автономной области, автономного  округа или на языке большинства  населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется  процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства на родном языке через  переводчика. Соблюдение этого принципа особенно важно для иностранных  граждан и лиц без гражданства.

     Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому принципу должностные  лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного  акта (решения), несут дисциплинарную или иную ответственность. В административном процессе в качестве его субъектов (участников) выступают:

     – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства,

     – государственные органы, предприятия и учреждения,

     – государственные служащие,

     – служащие общественных объединений.

     Граждане  России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного  процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:

     – лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнения обязанностей,

     – стороны административного спора, заявившей в органе требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование о нарушении или оспаривании ею прав заявителя,

     – третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон,

     – уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством,

     – лица, привлекаемого к административной ответственности,

     – потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб,

     – лица, защищающего права и интересы других лиц,

     – свидетеля, переводчика, эксперта.

     В каждом из перечисленных случаев  правовой статус гражданина как участника  административного процесса имеет  свою специфику, которая обусловлена  той ролью, которую выполняет  гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права  и обязанности, признавая за гражданами административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

     Государственным органам принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или  иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

     Государственные предприятия, учреждения, объединения  и другие юридические лица по тем  же основаниям, что и государственные  органы, могут быть участниками административного  процесса.

     Общественные  объединения и иные негосударственные  организации могут выступать  в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего административное дело в связи с  осуществлением своих функций; стороны  административного спора; третьего лица; организации, защищающей права  и интересы других лиц.

     Государственные служащие, будучи субъектами административного  процесса, могут выступать в качестве: должностного лица, разрешающего управленческое дело; должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с  осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим  право на его разрешение; стороны  административно-правого спора; представителя  государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого  к дисциплинарной или административной ответственности. 

 

      2. Структура и  стадии административного  процесса

 

     Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и  признакам.

     Административные  процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые  называются также видами административного  процесса. Каждая группа производств  имеет сходство процессуальной формы  и юридического результата, некоторые  общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак  – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.

     Административно-правотворческие  производства – деятельность субъектов  публичного управления по принятию нормативных  административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат  – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:

  • по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
  • по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
  • по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
  • по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.

     Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:

  • регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
  • лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
  • производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
  • производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
  • производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.

     Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства

  • по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное производство;
  • по административным жалобам граждан;
  • производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
  • контрольно-надзорные производства;
  • оперативно-розыскное производство;
  • производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.).

     Административная  деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные  отклонения, она подчиняется определенному  ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект  власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный цикличный  характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.

     Важной  особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

     Стадия  – это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения (промежуточные, окончательные), совершаются разные действия.

     Анализ  административных процессов позволяет  сделать вывод, что в них имеются  как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного  акта, исполнение правового акта.

     Первая  стадия процесса – анализ ситуации, необходимый для подготовки решения (об утверждении, награждении, наложении взыскания, приеме, выделении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготовки проекта решения.

     Акт принимается, если есть фактические (объективная  потребность) и юридические основания. Около половины из общего их числа  издаются по инициативе их авторов. Последние  часто выступают «переводчиками»  законов и актов вышестоящих  органов, конкретизируя их с учетом местных условий либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о  призыве и т.д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

     В ходе анализа ситуации выясняются фактическое  положение дел, проблемы, возможные  варианты их решения. При составлении  проекта избирается один из возможных  способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.

Информация о работе Структура и стадии административного процесса