Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:35, реферат

Описание

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке “Размышления о причинах величия и падения римлян” и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – книга “О духе законов” (1748 г.).

Работа состоит из  1 файл

гос.управление семинар2.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Теория общественного  договора в системе  взглядов Ж.-Ж.Руссо. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

Автор социально-политической концепции либерализма и понятия "гражданское общество" Джон Локк (1632-1704) рассматривал соответствующие проблемы в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).

По его мнению, лишь народ является полным носителем  власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью  правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и  отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).

Политическую  власть Дж. Локк истолковывал, как право  людей создавать законы для регуляции  и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности этих граждан.

Отсюда и мысль  о том, что государство, политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей появляется потребность в создании государства. Кстати, утверждение Дж. Локка, что ни для одного человека, который живет в гражданском обществе, не могут быть исключений относительно выполнения законов этого общества, актуальное и сегодня.

Идею, что свободные  личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его "Два трактата о правлении" (в 1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической воли как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной волей, которая включает волю совести.

Основой его  теории является представление о  естественных правах: на жизнь, на личную волю и на частную собственность, которая появилась предтечей  современных прав человека. Вступая  в общество, граждане заключают общественный договор, в соответствии с которым они отказываются от своих властных полномочий в интересах правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял волю совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Однако, ряд положений его учебы легли в основу идеологии американской и французской революций. Классовый компромисс буржуазии с дворянством, который вошел в историю под названием "славной революции" в 1688 г., становление в Англии конституционной монархии нашли свое теоретическое обоснование в политическом учении выдающегося английского философа Джона Локка (1632-1704), в первую очередь в его труде "Два трактата о правлении" (1690).

Политическое  учение Дж. Локка было самым полным проявлением идеологии буржуазных революций, которая составила основу классического либерализма, как  одного из основных течений общественно-политической мысли.

Дж. Локк:

- воспринял и  обогатил идеи естественного  права 

- общественного  договора 

- народного суверенитета 

- неотъемлемых  свобод лица 

- законности  сопротивления тирану 

- интегрировал  их в целостное политическое  учение - классический либерализм.

За Дж. Локком, к возникновению государства  люди находились в естественном состоянии, где не было "войны всех против всех". Люди свободно распоряжались  собой и своей собственностью. Однако в естественном состоянии  не было органов, которые бы

- бесстрастно  решали споры между людьми 

- осуществляли  надлежащее наказание винных  в нарушении естественных законов. 

С целью надлежащего  обеспечения естественных прав, равенства  и свободы, защиты лица и собственности, люди согласились образовать государство. Государство является совокупностью людей, которые объединились в единственное целое под защитой ими же установленного общего закона и создали судебную инстанцию, уполномоченную устраивать конфликты между ними и карать преступников.

От других форм объединений людей государство  отличается тем, что - воплощает политическую власть, то есть право создавать  законы с целью регуляции отношений  собственности 

- применять силу  объединения для выполнения данных  законов и защиты государства  от внешнего нападения.

Образовывая государство  добровольно, люди передают ей лишь часть  своих естественных прав и свобод, оставляя за собой 

1. право на  жизнь 

2. владение имуществом 

3. свободу 

4. равенство. 

Это неотъемлемые естественные права человека, которые  не могут быть отчуждены ни на чью  пользу.

Государство получает от людей ровно столько властей, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического содружества - создания условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, в первую очередь относительно жизни, свободы и собственности.

Средствами обеспечения  достижения государством этой цели Локк считал

- законность 

- разделение  власти 

- оптимальную  форму правления 

- право народа  на сопротивление своеволию власти  но др.

В законе мыслитель  видел первый государственно созидательный  признак. Под законом он понимал  не любое предписание государства, а лишь тот акт, который указывает гражданину такое поведение, которое отвечает его собственным интересам и служит общему благу. Признаками закона является

- стабильность 

- продолжительность  действия.

Законы лишь тогда способствуют достижению главной цели государства, когда их все знают и все выполняют, закон является обязательным для всех.

Реализация главной  цели политического содружества, обеспечения  свободы и соблюдения законности, по мнению Дж. Локка, требуют разграничения  властных полномочий государства и разделения их между разными государственными органами. Он различает

- законодательную 

- исполнительную 

- союзную власть.

Законодательная власть должна принадлежать лишь общенациональному  представительскому органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение.

Исполнительная  власть должна принадлежать королю, который  руководит воплощением законов  в жизнь, назначает министров, судей  и других должностных лиц.

Союзная, или  федеральная, власть ведает вопросами войны, мира и отношений, с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.

Во избежание  узурпации кем-нибудь всей полноты  государственной власти, Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия.

Первое место  он отводит законодательной власти как наивысшей в стране. Другие виды власти подчиняются ей, но и  сами оказывают на нее значительное влияние. Да, король наделен правом роспуска парламента, может налагать вето на законы и тому подобное. По сути дела, Дж. Локк заложил основы механизма сдерживаний и противовесов разных ветвей власти, который после последующей теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран.

Дж. Локк негативно  относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав. Симпатии мыслителя склонялись к конституционной монархии, которая сформировалась в Англии после 1688 г. Для Дж. Локка было важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, добровольного согласия людей, охраняла их естественные права и свободы и заботилась об общем благо.

Заслугой Дж. Локка есть также обоснование  им законности сопротивления народа власти, если и зарится на его  естественные права и свободы.

Суверенитет народа он считал выше от суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решают положить конец своеволию  правителей, которые нарушили общественный договор, то вооруженное народное восстание  с целью повернуть государство на путь свободы и закона будет полностью правомерным.

Идея свободы - одна из главных в философии  Дж. Локка. Ею пропитано все элементы его философской системы. И это  не удивительно, ведь Локк вполне справедливо  считается одним из представителей классического европейского либерализма, даже одним из зачинателей либеральной философии в новой Европе.

И. Канта

Идея правового  государства занимает достойное  место в общецивилизационной  гуманитарной мысли потому, что она  сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е.  определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Идея правового  государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское  представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Важным признаком  правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481–811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

Информация о работе Учение Ш. Монтескье о государстве и праве