Сословная сплоченность
бюрократии, по мнению Вебера, вытекает
из ее фактически властного положения
по отношению к «нивелированному»
подчиненному большинству населения
и характеризуется следующими чертами:
• повышенной социальной
оценкой «чина», защищенного административными
и уголовными нормами;
• построением
ранговой иерархии на принципах «назначаемости»
(в противовес принципу «выборности»);
• пожизненным
статусом «чина» и «службы»;
• регулярным денежным
вознаграждением в соответствии с рангом;
• карьерным
принципом перемещения в ранговой
иерархии.
Властное положение
бюрократии основывается также на владении
техникой управления, содержание которой
имеет два основных аспекта. Прежде
всего, это специальные знания, полученные
профессиональными государственными
служащими в результате подготовки в соответствующих
областях административно-государственного
управления. Затем важное значение имеют
знания правил бюрократического процесса
в самих ведомствах. Бюрократия стремится
монополизировать технику управления,
используя для этого такие приемы, как
засекречивание информации, защита «служебной
тайны» и т.д. М. Вебер предупреждал, что
по мере роста самостоятельности бюрократия
обнаруживает тенденцию руководствоваться
в своей деятельности не только функциональными
потребностями, но и «инстинктом власти».
Иначе говоря, бюрократия обнаруживает
стремление распространять свое влияние
далеко за рамками собственной юрисдикции.
Сам М. Вебер
считал идеальным административно-государственное
управление, построенное на жестких бюрократических
принципах: авторитарная власть руководителя,
который принимает решения, отдает распоряжения
подчиненным и контролирует их исполнение.
Задача служащих государственной администрации
при этом заключалась только в том, чтобы
применять управленческие принципы к
конкретным ситуациям, для чего и разрабатывались
определенные правила государственного
администрирования. Вебер представлял
профессиональных государственных служащих
как высококвалифицированных специалистов
духовного труда, профессионально вышколенных
подготовкой, с высокой сословной честью,
гарантирующей безупречность. По его мнению,
без этого возникла бы роковая опасность
чудовищной коррупции и низкого мещанства,
что поставило бы под угрозу чисто техническую
эффективность государственного аппарата
10 .
М. Вебер считал
также, что подлинной профессией
настоящего чиновника не должна быть
политика. Он должен «управлять» прежде
всего беспристрастно — данное требование
применимо даже к так называемым
«политическим» управленческим чиновникам,
— по меньшей мере официально, коль скоро
под вопрос не поставлены «государственные
интересы», т.е. жизненные интересы господствующего
порядка. Sine ira et studio — без гнева и пристрастия
должен он вершить дела 11 .
М. Вебер полагал,
что чиновник не должен делать именно
то, что всегда и необходимым образом
должен делать политик — бороться.
Ибо принятие решений, борьба и страсть
— стихия политика. Деятельность политика
всегда подчиняется принципу ответственности,
прямо противоположному ответственности
чиновника.
Если вышестоящее
учреждение настаивает на приказе, кажущемся
чиновнику ошибочным, дело чести
чиновника выполнить приказ под
ответственность приказывающего, выполнить
добросовестно и точно. М. Вебер полагал,
что без такой дисциплины развалился бы
весь управленческий аппарат. Напротив,
честь политического вождя есть исключительная
личная ответственность за то, что он делает,
ответственность, отклонить которую или
сбросить с себя он не может и не имеет
права 12 .
Идеи М. Вебера,
В. Вильсона, Ф. Гуднау оказали значительное
воздействие на развитие теории административно-государственного
управления в западных странах 13 . Этих
ученых часто называют «поколением
предшественников». В их работах
были высказаны и разработаны две основополагающие
идеи научной, теории административно-государственного
управления: 1) для того чтобы реформировать
аппарат управления, надо его хорошо знать,
а следовательно, изучать с научных позиций;
2) аппарат административно-государственного
управления должен быть от делен от сферы
политики.
Большинство современных
исследователей считают, что именно
с появлением работ В. Вильсона, Ф.
Гуднау, М. Вебера можно говорить о
начале первого этапа в развитии
теории административно-государственного
управления как самостоятельного научного
направления. Хронологические рамки данного
этапа условно можно определить с 80-х годов
прошлого столетия по 1920 г .
Начиная с 1990 г .
изучение государственного администрирования
становится частью учебных программ в
ведущих университетах США и Западной
Европы. В 1916 г . в Вашингтоне Роберт Брукингс
учредил первый институт правительственных;
исследований ( Institute of Government Research ). Целью
этой научно-исследовательской организации
стала выработка системного аналитического
подхода к административно-государственной
деятельности 14 . Аналогичные исследовательские
центры и институты стали появляться в
Европе в 20—30-е годы.
Второй этап
в развитии теории административно-государственного
управления продолжался с 1920 по 1950 гг.
Особенно большие успехи в эти годы сделали
американцы, что объясняется рядом причин.
В отличие от европейских стран, в США
высшие учебные заведения уже в тот период
пользовались большой свободой в составлении
учебных программ и выборе преподавателей.
Они имели возможность экспериментировать,
широко вводить новые курсы, одним из которых
был курс теории административно-государственного
управления, что способствовало развитию
и распространению новой науки 15 .
Напротив, в Европе
(особенно во Франции, Великобритании)
система обучения в те годы была излишне
централизована, единообразие являлось
правилом. Вот откуда проистекала та негибкость,
та сопротивляемость нововведениям, о
которых пишет французский политолог
Ж. Стейцель: «Развитие отрасли науки
прежде всего процесс социальный; для
этого развития необходима прежде всего
подготовленность известных слоев интеллигенции,
преодоление противодействия, возникающего
в силу простого существования других
уже сформировавшихся отраслей, с которыми
новорожденная в будущем, возможно, станет
конкурировать» 16 .
Существовал и
другой благоприятный фактор, повлиявший
на интенсивное развитие теории административно-государственного
управления именно в США. Американцы
уже в те годы полагали, что наука
административно-государственного управления
и наука управления частными предприятиями
могут и должны быть сближены. Курсы административной
организации, управления персоналом, бюджетной
техники, человеческих отношений, теории
организации читались во многих учебных
заведениях США как для тех, кто готовил
себя к государственной службе, так и для
тех, кто должен был пополнить в будущем
кадры деловой администрации частного
бизнеса. И поскольку преподавание этих
дисциплин имело такую широкую аудиторию,
то появилось и большое число профессоров,
учебников, исследовательских работ. Все
это способствовало развитию теории административно-государственного
управления. Отсюда становится понятным,
каким образом в США в течение нескольких
десятилетий было написано так много ценных
работ.
Существовал и
еще один фактор того же плана. Американцы
всегда делали акцент на практическую
значимость исследовании административно-государственного
управления; их научные разработки
содержали практические рекомендации,
предлагали обоснованные проекты реформ.
Такой утилитарный подход к изучению административно-государственного
управления позволял находить государственные
и частные источники финансирования для
проведения научных работ.
В 20—50-е годы
наиболее известными направлениями
в теории административно-государственного
управления были «классическая школа»
и «школа человеческих отношений». Яркими
представителями «классиков» являются
А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси.
Целью классической школы была разработка
принципов административно-государственного
управления. При этом почти все «классики»
исходили из идеи, что следование этим
принципам приведет к успеху государственного
администрирования в. разных странах.
Приверженцы классической
школы не очень заботились о социальных
аспектах административно-государственной
деятельности. Они стремились взглянуть
на организацию управления с точки зрения
широкой перспективы, пытались определить
общие характеристики и закономерности
административно-государственной организации.
При этом они достаточно удачно использовали
теорию факторов или научного менеджмента,
заимствованную из организации управления
в бизнесе. Эта теория была разработана
Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордрм, которые
рассматривали управление как механизм,
действующий в результате комбинации
ряда факторов, с помощью которых можно
добиваться определенных целей с максимальной
эффективностью при минимальных затратах
ресурсов 17 .
Все эти идеи
были использованы «классиками» при
изучении государственного администрирования.
Разработанные классической школой принципы
управления затрагивают два основных
аспекта. Один из них — обоснование рациональной
системы управления административно-государственными
организациями, второй касается построения
структуры организации. Наиболее важные
постулаты классической теории можно
резюмировать следующим образом: наука
вместо традиционных навыков, гармония
вместо противоречий, сотрудничество
вместо индивидуальной работы, максимальная
производительность на каждом рабочем
месте.
В рамках классической
школы система административно-государственного
управления предстает как регламентированная
сверху донизу иерархическая организация
линейно-функционального типа с четким
определением функции каждой должностной
категории. Следует подчеркнуть, что такая
модель достаточно эффективна в условиях
стабильной социальной среды и однотипных
управленческих задач и ситуаций. Она
до сих пор находит свое применение на
различных уровнях управления 18 .
В целом сильные
стороны классического подхода
заключаются в научном осмыслении
всех управленческих связей в системе
административно-государственного управления,
в повышении производительности труда
путем оперативного менеджмента. Однако
в тех случаях, когда на эффективность
управления оказывает решающее влияние
человеческий фактор, использование этого
подхода явно недостаточно.
Еще одним влиятельным
направлением в теории административно-государственного
управления была «школа человеческих
отношений». Она возникла в 30-е годы,
когда психология находилась еще
в зачаточном состоянии. Движение за
человеческие отношения во многом появилось
в ответ на неспособность классической
школы осознать человеческий фактор как
основной элемент эффективности организации.
И поскольку оно возникло как реакция
на недостатки классического подхода,
школа человеческих отношений иногда
называется неоклассической.
Наиболее известными
учеными этого направления были
М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У. Мэрфи. В
своих исследованиях они обратили
внимание на анализ психологических
факторов, вызывающих удовлетворенность
работников своим трудом, поскольку в
ряде экспериментов удалось добиться
повышения производительности труда за
счет улучшения психологического климата
и усиления мотивации.
Дальнейшие исследования
показали, однако, что хорошие отношения
между служащими не ведут автоматически
к увеличению производительности труда
административных организаций и что мотивация,
ориентирующая сотрудников на достижение
высоких результатов, имеет более важное
значение, чем простая удовлетворенность
работой. В рамках движения за человеческие
отношения были разработаны различные
мотивационные модели, которые используются
в теории административно-государственного
управления 19 .
Особое значение
имеют исследования, описывающие
фактическое поведение отдельных
лиц и групп в процессе выработки
и принятия административно-государственных
решений. В отношении практических рекомендаций
движение за человеческие отношения исходит
из того, что любая нормативная теория
решений лишь тогда имеет перспективу
на успех, когда опирается на реальные
факты поведения членов организации в
процессе принятия решений. При этом в
качестве критерия целесообразности принимается
не эффективность как таковая, а эффективность,
сопоставленная с психологическими ограничениями,
которые определяют рамки практического
применения теоретических рекомендаций
по совершенствованию управления. Рекомендуется
использовать основные приемы управления
человеческими отношениями, включающие
более эффективные действия непосредственных
руководителей, консультации с рядовыми
сотрудниками и предоставление им более
широких возможностей общения в работе.
Очевидно, что
методы, разработанные школой человеческих
отношений, эффективны лишь в достаточно
узкой сфере государственного администрирования
— управлении персоналом, когда
особенно важно личное и конкретное воздействие
на сотрудников для своевременного принятия
решений и успешной реализации намеченных
планов. Однако в области оперативного
и стратегического административно-государственного
управления роль этих методов несущественна.
Третий этап
в развитии теории административно-государственного
управления начался в 50-е годы и
продолжается до сих пор. Наиболее влиятельными
направлениями современного периода
можно считать поведенческое, системное
и ситуационное.