Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Значение, которое придают коллективным переговорам акты Международной организации труда (далее МОТ), а также законодательство и практика огромного большинства государств-членов МОТ свидетельствует об огромной роли коллективных переговоров в современной экономике. Принцип коллективных переговоров означает, что организации трудящихся должны иметь возможность от имени своих членов устанавливать совместно с работодателями условия труда, лучшие для работников, чем те, которые основаны на индивидуальных трудовых контрактах.

Содержание

Введение
1. Понятие коллективных переговоров
2. Порядок ведения коллективных переговоров
3. Органы для ведения коллективных переговоров
4. Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат кол.docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

Юридически значимые последствия имеет правильное определение  начального момента коллективных переговоров. С ним связаны не только вопросы  ответственности сторон за несоблюдение норм о социальном партнерстве, но и  вопросы действия предоставляемых  участникам переговорного процесса гарантий и компенсаций и др.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий  за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются  ведение коллективных переговоров  и заключение коллективных договоров  и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или  органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением  случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Запрещение ведения  переговоров и заключения соглашений и коллективных договоров от имени  работников лицами, представляющими  работодателя, содержится в Федеральном  законе от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О  профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности".

Федерацией независимых  профсоюзов России (ФНПР) принято решение  и даны рекомендации по организации  и проведению единой переговорной кампании Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4..

Исполком ФНПР счел объективной необходимостью создание целостной коллективно-договорной кампании, позволяющей выстроить  четкую систему, направленную на обеспечение  эффективной защиты прав и интересов  работников и увязанную по единым срокам заключения соглашений и коллективных договоров, единым требованиям, выдвигаемым  профсоюзами в период ее проведения, и единым действиям, предпринимаемым  в поддержку выдвигаемых профсоюзами  требований.

Таким образом, опираясь на конвенцию МОТ N 154, можно предложить следующее понятие: коллективные переговоры - это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка  проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение  других вопросов регулирования трудовых отношений и непосредственно  связанных с ими отношений  Комментарий Комментарий к Трудовому кодексу РФ /под. ред. С.А.Панина. - М., 2002. С.76-90..

2. Порядок ведения  коллективных переговоров

Отношения при ведении  коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному  партнерству непосредственно связаны  с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а  потому регулируются трудовым законодательством.

Коллективные переговоры должны основываться на общих принципах  социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), среди которых придается особая значимость одному из них - свободе  выбора при обсуждении вопросов регулирования  социально-трудовых отношений Комментарий  к Трудовому кодексу Российской Федерации /М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др./ под ред. К. Н. Гусова. - 7е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2008.С.123-143..

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с  ними отношений. Трудовой Кодекс не ограничивает стороны в выборе вопросов, обсуждаемых  в рамках коллективных переговоров. Их представители, являющиеся участниками  переговоров, определяют сроки, место  и порядок их проведения.

Основным звеном во всей многоуровневой системе, в рамках которой могут проводиться коллективные переговоры, является организация (это  уровень конкретного работодателя), в рамках которой заключается коллективный договор и принимаются иные локальные нормативные акты. Только на этом уровне возможно представительство интересов работников не через профессиональные союзы, а в иных формах. За пределами организации при заключении соглашений в коллективных переговорах могут принимать участие только профессиональные союзы. Кодекс четко отдает приоритет такой форме представительства работников, как профсоюзы.

ТК РФ был принят в условиях действия множественности  профсоюзов в общественной жизни  страны. Данное обстоятельство налагает на работодателей и их представителей обязанность урегулировать социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения с неограниченным кругом социальных партнеров по коллективному  договору и соглашениям.

Одновременно Кодекс учитывает наличие плюрализма в  профсоюзном движении и предусматривает  ситуацию с проведением коллективных переговоров при наличии в  организации более одного профсоюза  и соответственно первичных профсоюзных  организаций, объединяющих более половины работников данного работодателя.

В этом случае профсоюзы  должны создать единый представительный орган для проведения коллективных переговоров и осуществления  в дальнейшем всех процедур, связанных  с разработкой единого проекта  коллективного договора и заключением  единого коллективного договора.

В основу формирования такого единого органа положен принцип  пропорционального представительства  в зависимости от численности  членов профсоюза. Каждая профсоюзная  организация самостоятельно определяет своего представителя (представителей).

Единый представительный орган имеет право направить  работодателю (его представителю) предложение  о начале коллективных переговоров  по подготовке, заключению или изменению  коллективного договора от имени  всех работников.

Первичная профсоюзная  организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального  предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого  представительного органа.

Однако если ни одна из первичных профсоюзных организаций  или в совокупности первичные  профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то право определения  профсоюзной организации, которой  будет поручено формирование представительного  органа, переходит к общему собранию (конференции) работников. Его (ее) решение  принимается тайным голосованием.

В случаях, когда  такая первичная профсоюзная  организация не определена или работники  данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные  организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может  избрать из числа работников иного  представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Главная задача - начать коллективные переговоры, не позволяя представителям работников (в данном случае профсоюзным организациям) увязнуть в бесконечных спорах по поводу того, "кто из них главнее".

В любом случае за профсоюзными организациями, объединяющими  меньше половины работающих или не получившими полномочия от общего собрания (конференции) на формирование представительного  органа, остается безусловное право  направить своих представителей в состав единого представительного  органа на любой стадии до момента  подписания коллективного договора.

Первичная профсоюзная  организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой статьи 37, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения  о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все  иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный  срок данные первичные профсоюзные  организации не сообщат о своем  решении или ответят отказом  направить своих представителей в состав единого представительного  органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение  одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право  направить своих представителей в состав единого представительного  органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Кодексом предусмотрен аналогичный механизм определения  представителей работников на других уровнях проведения коллективных переговоров  и подписания соглашений (за пределами  организации) - на уровне РФ, ее субъектов, отрасли, территории.

Разница, однако, в  том, что при отсутствии договоренности между различными профсоюзами о  создании единого представительного  органа для ведения коллективных переговоров право на ведение  коллективных переговоров предоставляется  профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число  членов профсоюза (профсоюзов) т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению  профсоюзов).

В соответствии с  установленным порядком ведения  коллективных переговоров их участники  и другие лица, связанные с их ведением, обязаны не разглашать ставшие  им известными сведения, относящиеся  к охраняемой законом тайне - государственной, служебной, коммерческой и иной (ст. 37 ТК РФ).

Государственная тайна  охраняется Законом РФ от 21 июля 1993г. №5485-1 "О государственной тайне", коммерческая тайна и служебная  тайна - охраняются в соответствии с  гражданским законодательством (ст. 139 ГК РФ).

Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной  тайне, утверждены постановлением Правительства  РФ от 23 июля 2005 г. N 443 СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224 и Инструкцией о порядке допуска  должностных лиц и граждан  к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 637.

 Перечень сведений  конфиденциального характера утвержден  Указом Президента РФ от 6 марта  1997 г. N 188 (в ред. Указа от 23 сентября 2005 г. N 1111).

29 июля 2004 г. принят  Федеральный закон N 98-ФЗ "О  коммерческой тайне" СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283. В нем сформулированы  понятия коммерческой тайны, информации, составляющей коммерческую тайну,  режима коммерческой тайны, обладателя  информации, составляющей коммерческую  тайну и др.

Право на отнесение  информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение  перечня и состава такой информации принадлежит обладателю данной информации с учетом положений данного закона от 29 июля 2004 г. (ст. 1).

На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций  руководство начало утверждать локальные  Положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями  работников (профкомами). Между тем  среди сведений, относимых к информации, содержащей коммерческую тайну, имеются  и такие, которые непосредственно  связаны с трудом работников, его  условиями. Поэтому работодатель вправе принять такой локальный нормативный  акт только с соблюдением ст. 8, 371 и 372 ТК, т. е. выяснив мнение профкома по его содержанию. Кроме того, возложение на работников обязанности сохранять  коммерческую тайну существенно  дополняет условия их труда, права  и обязанности, предусмотренные  ранее заключенными с ними трудовыми  договорами. Следовательно, работодатель обязан заранее (за два месяца) ознакомить работников с изменениями, вносимыми в их права и обязанности локальным Положением о коммерческой тайне (см. ст. 57, 73 ТК).

Если сведения относятся  к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) и  они известны участникам коллективных переговоров, другим лицам, связанным  с этими переговорами, то они не должны ими разглашаться. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к  дисциплинарной ответственности в  порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами (ч. 7 ст. 37 ТК).

Дисциплинарная ответственность  наступает в соответствии со ст. 192, 193 ТК. Гражданско-правовая - в соответствии с нормами ГК РФ, если разглашение  сведений привело к имущественному ущербу; административная ответственность - в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ; уголовная ответственность - в соответствии со ст. 183, 212 и 283 УК РФ.

Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом  положении организации, отрасли, региона  и т. д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда.

Поэтому ст. 37 ТК обязывает  стороны предоставлять друг другу  имеющуюся у них информацию, необходимую  для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня  получения запроса должна эту  информацию предоставить.

Информация о работе Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах