Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Значение, которое придают коллективным переговорам акты Международной организации труда (далее МОТ), а также законодательство и практика огромного большинства государств-членов МОТ свидетельствует об огромной роли коллективных переговоров в современной экономике. Принцип коллективных переговоров означает, что организации трудящихся должны иметь возможность от имени своих членов устанавливать совместно с работодателями условия труда, лучшие для работников, чем те, которые основаны на индивидуальных трудовых контрактах.
Введение
1. Понятие коллективных переговоров
2. Порядок ведения коллективных переговоров
3. Органы для ведения коллективных переговоров
4. Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Заключение
Библиографический список литературы
Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч. 8 ст. 37 ТК). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях Основные начала трудового законодательства. Изменения общих положений ТК РФ. Краткий комментарий (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.//"Трудовое право.- 2007.- N 2. С.35..
Таковы общие правила ведения коллективных переговоров для всех уровней социального партнерства.
3. Органы для ведения коллективных переговоров
Для обеспечения
регулирования социально-
Основными задачами Комиссии являются:
- ведение коллективных
переговоров и подготовка
- содействие договорному
регулированию социально - трудовых
отношений на федеральном
- проведение консультаций
по вопросам, связанным с разработкой
проектов федеральных законов
и иных нормативных правовых
актов РФ в области социально
- трудовых отношений,
- согласование позиций
сторон по основным
- рассмотрение по
инициативе сторон вопросов, возникших
в ходе выполнения
- распространение
опыта социального партнерства,
- изучение международного
опыта, участие в мероприятиях,
проводимых соответствующими
Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.
Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.
Комиссии не находятся
в отношениях соподчинения. Каждая
из них решает свои задачи на своем
уровне. От уровня органа социального
партнерства в значительной мере
зависит его состав. На федеральном,
региональном, территориальном уровнях
создаются трехсторонние
На федеральном
уровне создана постоянно действующая
Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-
РТК образована для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.
Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Общероссийские объединения профсоюзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.
На предприятии комиссия по коллективным переговорам занимается разработкой проекта коллективного договора на основе материалов (вариантов проекта), представленных профкомом и работодателем с учетом предложений и замечаний работников и на основании Положения о порядке ведения коллективных переговоров, разработки и принятия коллективного договора.
Для выработки предложений и замечаний проект необходимо вынести на обсуждение работников.
Согласно действующему
законодательству предусматривается
обязательная процедура разработки
заключения коллективных договоров, которая
определяется сторонами. Начальной
стадией такой процедуры
Комиссия по ведению коллективных переговоров определяет регламент работы, порядок обсуждения вопросов и принятия решений. Достигнутое комиссией по ведению коллективных переговоров решение о порядке разработки и заключения коллективного договора является обязательным для сторон.
4. Урегулирование
разногласий, гарантии и
В процессе коллективных
переговоров возможны разногласия,
которые не удается преодолеть при
непосредственных переговорах их участникам.
В этом случае составляется протокол
разногласий, который является основанием
для возникновения
Порядок урегулирования возникших в ходе коллективных переговоров разногласий по вопросам заключения, исполнения, а также исполнения коллективных договоров, соглашений установлен ст. 399-418 ТК.
Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, т. е. они, могут быть урегулированы в ходе переговоров после заключения коллективного договора на согласованных условиях.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным проектам коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
Динамика возникновения
коллективного трудового спора
во многом отличается от динамики возникновения
индивидуального трудового
Право выдвижения таких
требований имеют работники и
их представители (выборный профсоюзный
орган организации или
Собрание считается
правомочным, если на нем присутствует
более половины работников, а конференция
- если на ней присутствует более
двух третей избранных делегатов. Поскольку
ТК не определяет условия принятия
решений, следует исходить из общепринятой
практики, согласно которой решение
принимается простым
За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению.
Принятые и утвержденные на собрании (конференции) требования работников в письменной форме направляются работодателю, который обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение трех рабочих дней сообщить представительному органу о принятом решении. При положительном ответе работодателя не возникает спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с определенного момента начинается коллективный трудовой спор.
Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме.
Такая же процедура предусмотрена и для выдвижения и направления требований профессиональных союзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.
Требования работников
и их представителей могут выдвигаться
как на стадии заключения коллективного
договора, так и в целях его
изменения или дополнения (в пределах
срока действия коллективного договора),
при разработке и принятии локальных
нормативных актов (в случае, когда
ТК предусматривает учет мнения представителей
работников, например при утверждении
Правил внутреннего трудового
Часть 6 ст.399 ТК предусматривает, что требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства. Эта норма в контексте других норм Трудового кодекса РФ означает, прежде всего, что требования на уровне выше организации могут быть выдвинуты профсоюзом или объединением профсоюзов и направлены тому лицу, с которым этот профсоюз (объединение профсоюзов), исходя из предусмотренных в главе 4 ТК уровней социального партнерства, взаимодействует Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др./ под ред. К. Н. Гусова. - 7е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2008. С 203-224. .
Поскольку специальных
норм о порядке выдвижения таких
требований ТК не предусматривает, видимо,
следует исходить из того, что требования
выдвигаются в порядке, предусмотренном
уставом профсоюза или
Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, правовое положение, компетенция и права работников которого закреплены в ст.407 ТК. Сам указанный государственный орган не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон этого спора решения. Он призван оказывать содействие решению таких споров путем организации примирительных процедур. Это его основная задача.
Работодатель обязан
принять требования работников к
рассмотрению и о принятом решении
в течение трех рабочих дней со
дня получения требования сообщить
представительному органу работников
организации (филиала, представительства
или иного обособленного