Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить их с действующей в России системой, провести анализ местного самоуправления зарубежных стран.
Введение 3
Глава 1. Определение и общие принципы местного самоуправления
1.1Территориальная организация местного самоуправления 4
1.2 Структура территориальной организации 7
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления 12
Глава 2 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
2.1 Модели местного самоуправления, распространенные за рубежом, их характерные черты и особенности 15
2.2 Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России 24
2.3 Применение опыта зарубежных стран в системе самоуправления Российской Федерации 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Содержание
Введение
Глава 1. Определение и общие принципы местного самоуправления
1.2 Структура территориальной организации 7
Глава 2 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
2.1 Модели местного
2.2 Сравнительный анализ организации
местного самоуправления в Германии и
России
2.3 Применение опыта зарубежных
стран в системе самоуправления
Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
В первой главе подробно рассматривается структура территориального деления, дается общая характеристика местного самоуправления, рассматриваются конституционно-правовые аспекты - Европейская Хартия местного самоуправления, на основе которой строится законодательство, касающееся местного самоуправления в современной Европе, в том числе и в РФ. Подробно исследованы две главенствующие на сегодняшний день модели организации местного самоуправления в мире - англосаксонская и континентальная. Рассмотрены примеры территориального самоуправления различных стран- США, Великобритании, Германии, Франции. Во второй главе проводится анализ российской системы местного самоуправления в сравнении с политикой Германии. Разобран также опыт реформ местного самоуправления в странах запада, приведены типичные ошибки, которые совершаются при попытке применить этот опыт в РФ.
Целью моей работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить их с действующей в России системой, провести анализ местного самоуправления зарубежных стран.
Глава 1.Определение и общие принципы местного самоуправления
Местное самоуправление представляет
собой один из уровней политико-
Обязательными признаками
любых муниципальных
Муниципальные образования делятся на четыре группы:
1) городские и сельские поселения;
2) муниципальные районы;
3) городские округа;
4) внутригородские территории городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Городской округ
- городское поселение, которое не входит
в состав муниципального района и органы
местного самоуправления которого осуществляют
полномочия по решению установленных
законом вопросов местного значения поселения
и вопросов местного значения муниципального
района, а также могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов РФ. Внутригородская
территория - часть территории города
федерального значения, в границах которой
местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления.
В сельских поселениях, включающих два
и более населенных пункта, муниципальных
районах выделяются административные
центры - поселения, в которых расположены
органы местного самоуправления соответственно
сельского поселения, муниципального
района.
Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный район может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой - наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей. [9]
1.2 Структура территориальной организации
С учетом вышеизложенного
следует заключить, что территориальная
организация местного самоуправления
имеет двухуровневую структуру.
На первом уровне - поселения. На втором
- муниципальные районы. Наличие
обоих уровней обязательно. Исключение
из общего правила - городские округа,
соединяющие в своей
Выделяют два принципа
организации местного самоуправления
по поселенческому признаку и по административно-
Поэтому можно сделать
вывод, что в основе конституционных
принципов формирования муниципальных
образований лежит
Одноуровневая модель поселенческого типа. В этом варианте территориальной организации местного самоуправления муниципальными образованиями признаются практически все (более или менее жизнеспособные в будущем статусе муниципалитета) населенные пункты, т.е. села, деревни, поселки, города. Преимущества одноуровневой модели поселенческого типа: максимальное приближение местного самоуправления как уровня публичной власти к населению; учет в полной мере исторических, культурных, этнонациональных и другие потребностей местного сообщества небольшой локальной территории. Недостатки модели связаны с разноплановостью получившихся муниципалитетов. Равный объем полномочий по предоставлению публичных услуг местного уровня возлагается на муниципальные образования, обладающие значительными отличиями в ресурсном, кадровом, организационном потенциале. Следовательно, объективно возникает диспаритет в качестве жизни населения, проживающих в крупных промышленных городских округах и небольших сельских поселениях.
Одноуровневая модель районного типа. Для этого способа организации муниципальной власти признаются только крупные города. А небольшие населенные пункты объединяются, вместе образуя одно муниципальное образование – район. Данная система призвана решить как раз те проблемы, которые возникают при организации муниципальной власти по первому типу. Преимуществом рассматриваемого варианта, во-первых, будет создание жизнеспособных, а потому независимых от государственной власти муниципалитетов. Обеспечение самостоятельности напрямую зависит от имеющейся финансово-экономической базы. Обширная территория означает потенциальную возможность увеличения количества и диверсификацию видов доходных источников. Во-вторых, решение части вопросов местного значения для значительного количества населения, зачастую, позволяет сэкономить на масштабе, поскольку снижаются управленческие расходы.
Негативные моменты
Двухуровневая территориальная система местного самоуправления. Для этого способа муниципально-территориального устройства характерно признание в качестве муниципалитетов и большинства естественно сложившихся территориальных единиц – населенных пунктов и муниципальных районов. Муниципальный район в этой модели представляет собой объединение нескольких мелких муниципальных образований. Таким образом, на одну и ту же территорию распространяется власть сразу двух муниципальных образований. Часть вопросов местного значения решаются органами местного самоуправления поселений. Как правило, это вопросы, требующие оперативного реагирования управленческого субъекта, максимального учета особенностей и традиций локального сообщества. Поэтому в ведение поселений относят организацию предоставления коммунальных услуг, сбор и вывоз мусора, содержание и ремонт дорог населенных пунктов, благоустройство территории, организации предоставления ритуальных услуг, озеленение территории, освещения улиц и другие. Вторая часть вопросов местного значения на этой же территории, для этого же населения решается органами власти муниципального района. Районные органы местного самоуправления осуществляют полномочия, требующие сосредоточения финансовых, организационных и иных ресурсов, испытывающих влияние экономической закономерности «экономии на масштабе». Поэтому в ведение органов власти муниципального района находится решение вопросов организации школьного и дошкольного образования (кроме обеспечения образовательного процесса и выплаты заработной платы учителям); организация предоставления услуг скорой медицинской помощи, помощи женщинам в период беременности, до и после родов, услуг первичной медицинской помощи; организация предоставления транспортных услуг в пределах района, дорожная деятельность в отношении дорог между населенными пунктами; организация содержания полигонов ТБО и мусора.
В этой связи понятие "уровень
местного самоуправления" ни в коей
мере не означает подчинения муниципальных
образований одного уровня муниципальным
образованиям другого уровня, С конституционно-правовой
точки зрения данное понятие характеризует
территориальную структуру (территориальные
формы) организации местного самоуправления
по объему охвата пространственной сферы
реализации прав местного сообщества
и перечень вопросов местного значения,
подлежащих решению населением конкретной
территории самостоятельно. Такое понимание
уровней местного самоуправления фактически
признано и в практике Конституционного
Суда РФ. Так, об уровнях муниципальных
образований прямо говорится в Постановлении
Конституционного Суда РФ от 24 января
1997 г. N 1-П. Используется данный термин
и в практике судов общей юрисдикции.
Сочетание местного
самоуправления и местного государственного
управления. В этой модели на уровне
населенных пунктов создаются муниципальные
образования и решаются вопросы местного
значения. На уровне районов – административно-