Зарубежный опыт местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить их с действующей в России системой, провести анализ местного самоуправления зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и общие принципы местного самоуправления
1.1Территориальная организация местного самоуправления 4
1.2 Структура территориальной организации 7
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления 12
Глава 2 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
2.1 Модели местного самоуправления, распространенные за рубежом, их характерные черты и особенности 15
2.2 Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России 24
2.3 Применение опыта зарубежных стран в системе самоуправления Российской Федерации 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт местного самоуправления.docx

— 71.36 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                        3

Глава 1. Определение и общие принципы местного самоуправления

1.1Территориальная  организация местного самоуправления             4

1.2 Структура территориальной  организации                                            7

1.3 Конституционно-правовые  основы местного самоуправления          12

Глава 2  Зарубежный опыт организации местного самоуправления

2.1 Модели местного самоуправления, распространенные за рубежом,  их характерные черты и особенности                                                              15

2.2 Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России                                                                                        24

2.3 Применение опыта зарубежных  стран в системе самоуправления Российской Федерации                                                                                 32

Заключение                                                                                                             36

Список использованной литературы                                                                  38

 

Введение

Среди актуальных проблем  развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института  в сложившихся демократических  обществах. Россия не первое и не последнее  государство в мире, ведущее поиск  форм и методов разумного соединения интересов государства и его  территориальных сообществ.

За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в  России.

В первой главе подробно рассматривается структура территориального деления, дается общая характеристика местного самоуправления, рассматриваются конституционно-правовые аспекты -  Европейская Хартия местного самоуправления, на основе которой строится законодательство, касающееся местного самоуправления в современной Европе, в том числе и в РФ. Подробно исследованы две главенствующие на сегодняшний день модели организации местного самоуправления в мире - англосаксонская и континентальная. Рассмотрены примеры территориального самоуправления различных стран- США, Великобритании, Германии, Франции. Во второй главе проводится анализ российской системы местного самоуправления в сравнении с политикой Германии. Разобран также опыт реформ местного самоуправления в странах запада, приведены типичные ошибки, которые совершаются при попытке применить этот опыт в РФ.

Целью моей работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить их с действующей в России системой, провести анализ местного самоуправления зарубежных стран.

 

Глава 1.Определение и общие принципы местного самоуправления

1.1Территориальная организация местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной  организации публичной власти страны наряду с субъектами РФ и государством в целом. Оно заключено в определенные территориальные рамки. Во-первых, пространством  осуществления местного самоуправления, как одной из основ конституционного строя страны, является вся территория Российской Федерации. Во-вторых, местное  самоуправление как форма организации  местных сообществ жителей осуществляется в границах отдельных муниципальных  образований. При этом муниципальные  образования учреждаются с учетом федеративного устройства государства. В каждом субъекте Федерации создаются  собственные муниципальные образования, границы которых не могут пересекать границ субъектов РФ. Муниципальные  образования охватывают всю территорию соответствующих субъектов, за исключением  территорий с низкой плотностью населения.

 Обязательными признаками  любых муниципальных образований  являются следующие: наличие единой  населенной территории, в пределах  которой осуществляется местное  самоуправление; устав муниципального  образования; обособленная муниципальная  собственность; местный бюджет; органы самоуправления. В ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. содержатся определения отдельных видов муниципальных образований.

 Муниципальные образования делятся на четыре группы:

1) городские и сельские  поселения;

2) муниципальные районы;

3) городские округа;

4) внутригородские территории  городов федерального значения (Москва  и Санкт-Петербург).

  Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

   Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

   Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

  Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Внутригородская территория - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 
В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, муниципальных районах выделяются административные центры - поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.

   Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный район может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой - наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.  [9]

 

1.2 Структура территориальной организации

С учетом вышеизложенного  следует заключить, что территориальная  организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне - поселения. На втором - муниципальные районы. Наличие  обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила - городские округа, соединяющие в своей компетенции  полномочия обоих уровней. Однако объединение  городских и сельских поселений  в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные  образования в пределах своей  компетенции самостоятельны.        Административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство складывается под влиянием экономических, исторических, политических, социально-экономических, демографических факторов.

Выделяют два принципа организации местного самоуправления по поселенческому признаку и по административно-территориальному. Не все признают возможным создание муниципальных образований на уровне административно-территориальных единиц. Примечательна правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная им в Определении от 5 июня 2003 г. N 274-О согласно которой население городского, сельского поселения независимо от численности не может быть лишено права на местное самоуправление, что, однако, не исключает возможности создания муниципальных образований как на основе самостоятельных поселений или их объединений, так и на основе отдельных территориальных частей поселений, в частности внутригородских муниципальных образований.[5]

Поэтому можно сделать  вывод, что в основе конституционных  принципов формирования муниципальных  образований лежит поселенческо-территориальный принцип. В практике организации местного самоуправления сложились четыре основные модели муниципально-территориального устройства:

Одноуровневая модель поселенческого типа. В этом варианте территориальной организации местного самоуправления муниципальными образованиями признаются практически все (более или менее жизнеспособные в будущем статусе муниципалитета) населенные пункты, т.е. села, деревни, поселки, города. Преимущества одноуровневой модели поселенческого типа: максимальное приближение местного самоуправления как уровня публичной власти к населению; учет в полной мере исторических, культурных, этнонациональных и другие потребностей местного сообщества небольшой локальной территории. Недостатки модели связаны с разноплановостью получившихся муниципалитетов. Равный объем полномочий по предоставлению публичных услуг местного уровня возлагается на муниципальные образования, обладающие значительными отличиями в ресурсном, кадровом, организационном потенциале. Следовательно, объективно возникает диспаритет в качестве жизни населения, проживающих в крупных промышленных городских округах и небольших сельских поселениях. 

Одноуровневая модель районного типа. Для этого способа организации муниципальной власти признаются только крупные города. А небольшие населенные пункты объединяются, вместе образуя одно муниципальное образование – район. Данная система призвана решить как раз те проблемы, которые возникают при организации муниципальной власти по первому типу. Преимуществом рассматриваемого варианта, во-первых, будет создание жизнеспособных, а потому независимых от государственной власти муниципалитетов. Обеспечение самостоятельности напрямую зависит от имеющейся финансово-экономической базы. Обширная территория означает потенциальную возможность увеличения количества и диверсификацию видов доходных источников. Во-вторых, решение части вопросов местного значения для значительного количества населения, зачастую, позволяет сэкономить на масштабе, поскольку снижаются управленческие расходы.

Негативные моменты одноуровневой  районной модели: отдаление власти от населения и снижение возможности  влияния местного сообщества на управленческие процессы; затруднения в пользовании  объектами инфраструктуры, размещаемых, как правило, в административном центре района, что особенно испытывают жители периферийных населенных пунктов, входящих в район; недостаточный учет местных локальных особенностей жителей населенных пунктов, составляющих протяженный муниципальный район.

Двухуровневая территориальная  система местного самоуправления. Для этого способа муниципально-территориального устройства характерно признание в качестве муниципалитетов и большинства естественно сложившихся территориальных единиц – населенных пунктов и муниципальных районов. Муниципальный район в этой модели представляет собой объединение нескольких мелких муниципальных образований. Таким образом, на одну и ту же территорию распространяется власть сразу двух муниципальных образований. Часть вопросов местного значения решаются органами местного самоуправления поселений. Как правило, это вопросы, требующие оперативного реагирования управленческого субъекта, максимального учета особенностей и традиций локального сообщества. Поэтому в ведение поселений относят организацию предоставления коммунальных услуг, сбор и вывоз мусора, содержание и ремонт дорог населенных пунктов, благоустройство территории, организации предоставления ритуальных услуг, озеленение территории, освещения улиц и другие. Вторая часть вопросов местного значения на этой же территории, для этого же населения решается органами власти муниципального района. Районные органы местного самоуправления осуществляют полномочия, требующие сосредоточения финансовых, организационных и иных ресурсов, испытывающих влияние экономической закономерности «экономии на масштабе». Поэтому в ведение органов власти муниципального района находится решение вопросов организации школьного и дошкольного образования (кроме обеспечения образовательного процесса и выплаты заработной платы учителям); организация предоставления услуг скорой медицинской помощи, помощи женщинам в период беременности, до и после родов, услуг первичной медицинской помощи; организация предоставления транспортных услуг в пределах района, дорожная деятельность в отношении дорог между населенными пунктами; организация содержания полигонов ТБО и мусора.

В этой связи понятие "уровень  местного самоуправления" ни в коей мере не означает подчинения муниципальных  образований одного уровня муниципальным  образованиям другого уровня, С конституционно-правовой точки зрения данное понятие характеризует  территориальную структуру (территориальные  формы) организации местного самоуправления по объему охвата пространственной сферы  реализации прав местного сообщества и перечень вопросов местного значения, подлежащих решению населением конкретной территории самостоятельно. Такое понимание уровней местного самоуправления фактически признано и в практике Конституционного Суда РФ. Так, об уровнях муниципальных образований прямо говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П. Используется данный термин и в практике судов общей юрисдикции.  
     Сочетание местного самоуправления и местного государственного управления. В этой модели на уровне населенных пунктов создаются муниципальные образования и решаются вопросы местного значения. На уровне районов – административно-территориальные единицы, в которых функционируют местные органы государственной власти субъекта Российской Федерации общей компетенции. [10]

Информация о работе Зарубежный опыт местного самоуправления