Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности в УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление особенностей применения законодательства об амнистии и помилование в УК РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю возникновения законодательства об амнистии и помиловании в России
- исследовать юридическую природу амнистии и помилование и их место в структуре права
- изучить вопрос освобождения от уголовной ответственности – в правовой и социальной природе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Становление и развитие законодательства об амнистии и помиловании в России……...……………………………………………………………………..…5
1.1 История возникновения законодательства об амнистии и помиловании в России………............................................................................................................5
1.2 Юридическая природа амнистии и помилования и их место в структуре права……...…………………………………………………………………….…10
2 Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности в УК РФ ………………………………………………………14
2.1 Амнистия и помилование в уголовно-правовой теории ………………... 14
2.2 Социальная природа амнистии и помилования…………………………..
2.3 Правовая природа амнистии и помилования……………………………
Заключение………………………………………………………………………...22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

Акты об амнистии.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Ряд современных  российских юристов также оспаривают правомерность и целесообразность этого института. Так, С.Н.Сабанин  полагает, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению  принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве. Другие авторы, настаивающие на упразднении института амнистии, мотивируют это тем, что она влечет всплеск преступности, т.е. ведет к росту рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии4.

Однако  в целом в российской юридической  литературе амнистия рассматривается  как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

      В настоящее время правовое регулирование  института амнистии осуществляется Конституцией РФ  от 12 июня 1993 г., Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 8 января 1997 г., Указом Президента от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденного данным Указом положения «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», Постановлениями Правительства Российской Федерации об объявлении амнистии.  

 

      1.2 Юридическая природа  амнистии и ее  место в структуре права

      Основным  существенным отличием амнистии от помилования  является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально  не определенных лиц. Акты ее не указывают  конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки. При решении вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к личности виновного и оценка совершенного им преступления. Помилование носит личный, а амнистия - объективный характер: первое основывается на индивидуальных особенностях данного случая, вторая - на общественном значении инкриминированных деяний.

     Помилование осуществляется Указом Президента РФ; амнистия - правовым актом, принимаемым  Государственной Думой РФ. Помилование  распространяется только на осужденных, а амнистия может освобождать и от уголовной ответственности. Указ Президента РФ о помиловании непосредственно реализует освобождение осужденного от отбываемого им наказания, заменяет это наказание другим, более мягким, и т.д. Оотметим снижение случаев помилования в нашей стране (Приложение Б).

     В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституцией РФ к ведению одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы относится объявление амнистии. Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе5.

     Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в ст. 84 УК РФ, в  соответствии с которой амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Например, акты амнистии могут распространяться на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста и т.д., не обозначенных персонально (т.е. пофамильно). Нередко в акте об амнистии содержится специальная оговорка о неприменении его положений к отдельным категориям лиц (например, к лицам, повторно осужденным к лишению свободы за умышленные преступления, ранее освобождавшимся от наказания в порядке амнистии или помилования и вновь совершившим умышленное преступление). Акт амнистии сочетает в себе освобождение как от уголовной ответственности, так и от наказания. Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии.

     Акты  амнистии  могут содержать предписания  следующего характера: 1) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; 2) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления; 3) о сокращении назначенного наказания; 4) о замене назначенного наказания более мягким; 5) об освобождении от дополнительного наказания; 6) о снятии судимости. (Приложение А).

     Акт амнистии не вносит изменения в уголовный  закон, предусматривающий ответственность  за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие  деяния, совершенные амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны законодательной власти6.

     Будучи  актом высшего органа государственной  власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Так, И.Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны». Все это привело автора к выводу о ненормативном характере актов амнистии.

     Несмотря  на определенные особенности актов  амнистии, все же они содержат нормы  права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них  указаны, правила поведения, установленные  высшими органами государственной  власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

     Безусловно, акт амнистии - специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.

     Конституция Российской Федерации, относя объявление амнистии к ведению Государственной  Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии7. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. В частности, предписания последнего не зависят от соответствующих норм Общей части УК, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т.д. Акт амнистии может содержать и другие предписания, не относящиеся к УК. Следовательно, включение статьи об амнистии или же невключение ее в УК РФ не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии8.

     Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1) амнистии  имеют нормативный характер, то  есть содержат нормы права  - обязательные для исполнения  теми субъектами, которые в них  указаны, правила поведения, установленные  высшими органами государственной  власти, рассчитанные на их применение  к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.);

     2) несмотря на широкую  дискуссию по вопросу  определения правовой  природы институтов  амнистии и помилования,  они не входят  в какую-либо одну  отрасль права.  Поскольку нормы  об амнистии и  помиловании содержатся  в конституционном,  уголовно - процессуальном и в уголовно-исполнительном законодательстве, целесообразно относить исследуемые категории к межотраслевым институтам.

       

       2 Амнистия и помилование как  виды освобождения от уголовной ответственности в УК  РФ

     2.1 Амнистия и помилование в уголовно-правовой теории 

       В решении вопроса  о статусе исследовательской  проблемы амнистии  и помилования,  вероятно, будет правильным  выделить самостоятельный  институт досрочного  освобождения лиц,  поведение которых  свидетельствует  о том, что они  твёрдо встали на путь исправления. Понятие досрочного освобождения охватывает условно-досрочное освобождение, условное освобождение, амнистию (кроме случаев, когда она распространяется на лиц, которые не были судимы) и помилование.

     Но  здесь необходимо уточнить, что само понятие самостоятельного правового института не является жёстко формализованным и может быть в равной степени отнесено и к амнистии, и к помилованию, как вместе взятым, так и к каждому из них в отдельности, поэтому будет справедливым рассматривать помилование и амнистию как институт права, представляющий собой “вторичное” образование в структуре права.

     В науке уголовного права существует вопрос, является ли совокупность научных  знаний об амнистии и помиловании  самостоятельной  уголовно-правовой теорией. Большинство учёных, разрабатывавших эту проблему, считает, что да. В пользу данного утверждения существуют следующие доводы:

     Существует  самостоятельный  и специфический  предмет данного  блока научных  знаний;

     Эти знания могут быть систематизированы и занимать определённое место как в системе уголовно-правовой науки, так и в системе научной дисциплины “уголовное право и уголовная политика”;

     Существуют  некоторые общие  и особенные предпосылки  построения и проверки научных знаний об амнистии и помиловании, также как применительно к информационному обеспечению амнистии и помилования можно конкретизировать приёмы и способы сбора, обработки, проверки и использования информации.

     Исходя  из вышесказанного, теорию амнистии и  помилования можно  условно разбить  на две части: общая и особенная. Это отвечает традиции правовой науки и поможет выполнить основную задачу системной характеристики данной теории (охват всего комплекса вопросов, имеющих теоретическое и прикладное значение, и установление между ними соответствующих связей. В свою очередь общая часть данной теории может быть разбита на несколько подразделов.

     В - первом (социальная и правовая природа  помилования и  амнистии) рассматриваются  вопросы: потребность  в амнистии и помиловании; факторы, определяющие содержание и интенсивность этой потребности; цели амнистии и помилования; соотношение амнистии и помилования с иными средствами общесоциального, правового и уголовно-правового регулирования; механизм действия амнистии и помилования и их влияние на состояние правопорядка, поведение законопослушных граждан, постпенитенциарное поведение, общественное сознание; нравственные и этические основы амнистии и помилования; принципы их осуществления. Этот же подраздел предположительно должен включать в себя вопросы, связанные с методикой исследования амнистии и помилования, прежде всего, сравнительно-правовой метод; прогнозирование, получение общественно необходимой эмпирической характеристики практики помилования и амнистии; критический анализ различного рода теорий амнистии и помилования.

     Во  второй подраздел  входят вопросы, связанные с определением места помилования и амнистии в системе уголовно-правового регулирования и уголовной политики. Это, в частности, уголовно-политические, криминологические и уголовно-правовые основания к принятию решений об амнистии и формированию практики помилования. А также взаимодействие уголовного наказания, освобождения от уголовной ответственности с её заменой иными видами профилактики, амнистии и помилования; проблемы информационного обеспечения помилования и амнистии; субъекты принятия общих, частных и индивидуальных решений; контроль за амнистией и помилованием; анализ и оценка их эффективности; роль общественного мнения, средств массовой информации.

     Особенная часть рассматриваемой  теории может строиться  по двум основаниям. Прежде всего необходимо дать процессуально управленческую характеристику амнистии и помилования, а затем рассмотреть особенности их применения по отношению к отдельным категориям преступников, либо применительно к отдельным ситуациям. Процессуально управленческая характеристика включает в себя стадии:  возбуждения и проверки ходатайств и предложений об амнистии и помиловании (здесь, в частности, анализируются вопросы о праве на ходатайство, о значении отдельных видов ходатайств и заявлений, о порядке и сроках их рассмотрения, о праве на представление доказательственного обоснования, о характере доказательств, их форме и проч.); рассмотрения ходатайств (в частности, материальная и процессуальная компетенция органов, рассматривающих предварительно и окончательно материалы о помиловании и амнистии, права лиц, ходатайствующих о помиловании, либо ставящих вопрос о характере решения, структура решения, его законность, обоснованность и проч.). В этой группе вопросов, связанных с амнистией и помилованием, проявляются основательные различия в порядке их рассмотрения.

Информация о работе Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности в УК РФ