Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение амнистии, как института уголовного права.
Цель работы обуславливает поставленные мной задачи:
рассмотреть правовую природу амнистии;
анализ актов об амнистии в Советском периоде;
анализ актов об амнистии в современной России.
Введение 3
Правовая природа амнистии 6
Анализ актов об амнистии в Советский период 12
Анализ актов об амнистии в современной России 17
Заключение 29
Литература
В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Ряд авторов относят его к сфере государственного права (Дурманов, Келина), другие считают его относящимся к области уголовного права (Тищенко, Зельдова), третьи полагают, что не следует относить амнистию к какой-то одной отрасли права, поскольку она носит комплексный характер (Марогулова).
В связи с этим хотелось бы высказать ряд замечаний. Конституция РФ, относя объявление амнистии к ведению Государственной Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. В частности, предписания последнего не зависят от соответствующих норм Общей части УК, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т д. Акт амнистии может содержать и другие предписания, не относящиеся к УК. Следовательно, включение статьи об амнистии или же невключение ее в УК РФ не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии.
Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.
Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Так, например, резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия акта амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией от 7 июня 1945 года.
Вместе с тем можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т. п.
Сам по себе акт амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания, не смягчает наказание и не снимает судимости. Он является нормативным основанием реализации предписаний акта амнистии, распространяясь на индивидуально неопределенный круг лиц.
Согласно ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется:
Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.
Исходя из выше изложенного, амнистия как государственно-правовой акт обладает следующими признаками:
2.
АНАЛИЗ АКТОВ ОБ АМНИСТИИ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В становлении института амнистии в уголовном праве первых месяцев существования Советского государства важную роль играло революционное правотворчество. Многие акты об амнистии первых лет Советской власти носили гуманные черты. Они применялись в основном к лицам, втянутым в преступную деятельность. В то же время посредством прощения государство пыталось привлечь на сторону Советской власти осужденных из числа рабочих и крестьян. Оно стремилось обезвредить социально опасных для него преступников, а к осужденным, совершившим менее опасные преступления, применять разнообразные виды освобождения от ответственности.
Дальнейшее развитие института амнистии связано с изданием УК РСФСР 1926 года, согласно ч. 1 ст. 52 которого в том случае, если суд по обстоятельствам дела и по социалистическому правосознанию признает применение наказания нецелесообразным, то входит с ходатайством о его неприменении к осужденному в Президиум ВЦИК.
4 марта 1929 года Пленумом Верховного Суда СССР было издано постановление «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям».2 Постановлением разъяснялось, что к продолжаемым преступлениям амнистия могла применяться лишь тогда, когда все преступные действия закончивались до издания амнистии. К длящимся преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применялась. Полное и частичное освобождение от наказания, его смягчение ставилось в зависимость от вида и срока наказания, назначенного судом. В качестве освобождения от наказания по акту об амнистии нередко употреблялось такое обстоятельство, как совершение преступления впервые.
Конституция СССР 1936 года отнесила право издания общесоюзных актов об амнистии к ведению СССР в лице высших органов государственной власти и органов управления. Президиум Верховного Совета СССР в
__________________________
2 Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1957 гг., М., 1958. – с. 74-76.
соответствии с п. «к» ст. 49 Конституции СССР был наделен правом помилования. Верховный Совет союзной республики пользовался правом помилования и амнистии граждан, осужденных судебными органами союзных республики.
В годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было несколько Указов Президиума Верховного Совета СССР об амнистии: «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР» от 12 августа 1941 года, «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия» от 30 декабря 1944 года, «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» от 7 июля 1945 года. В результате амнистии от 7 июля 1945 года из мест лишения свободы освободилось 391 450 человек.
В начале 50-х годов наблюдалась либерализация режима в местах лишения свободы. А итогом, стал крутой поворот в уголовно-правовой политике, который начался с 1953 года, после смерти И.В. Сталина. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» явился самым широким актом амнистии за всю историю существования Советского государства, но не во всем оправданная.3 В результате амнистии 1953 года были освобождены многие категории осужденных. Освобождению подлежали осужденные к лишению свободы на срок от пяти лет включительно за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, за бандитизм и убийство. Не запрещалось применение амнистии и к особо опасным рецидивистам.
Таким образом, из 2 526 402 заключенных, находившихся в то время в местах лишения свободы, было освобождено 1 118 264 человека, причем из них было немалое количество уголовников-рецидивистов.4
Новый этап в развитии правовового института амнистии связан с
____________________________
3Ведомости Верховного Совета СССР от 28 марта 1953, № 4;
4Газета «Комсомольская правда» от 29 сентября 1989, №8
принятием Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг., в которых наряду с институтами досрочного и условно-досрочного освобождения предусматривалось освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования. Определение юридического термина «амнистии» из энцеклопедического словаря от 1963 года: «Амнистия – частное или полное освобождение от наказания и его правовых последствий тех или иных категорий осужденных (общая амнистия) или отдельных осужденных лиц (частная амнистия).
Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года значительно расширили правовую основу амнистии, предусмотрев освобождение от ответственности и наказания по амнистии в любой стадии процесса. Амнистия и помилование являлись прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета СССР и его, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов. Акты амнистии издавались в форме Указов Президиума Верховного Совета и реже в виде законов. Акты помилования издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти.
Акты амнистии выражали требования социалистического гуманизма и социально-политической рациональности организации системы воздействия на преступность.
Начиная с 1980-х годов, акты амнистии издавались нечасто. Они распространялись на широким круг индивидуально неопределенных лиц в зависимости от характера преступления, тяжести назначенного судом наказания, пола, возраста и иных обстоятельств, указанных в самих актах.
В советский период содержание актов об амнистии менялось в зависимости от направленности уголовной политики государства, но институт амнистии совершенствовался и развивался в сторону отражения требований принципа гуманизма и социально-политической рациональности организации системы воздействия на преступность. Сущность же амнистии состояла в государственном прощении лиц, совершивших правонарушения, освобождении их от ответственности и наказания, либо смягчении наказания. Амнистия являлась инструментом государственной политики, выполняя определенные функции в ходе государственного развития.
В заключении данного раздела, хотелось бы отметить следующие аспекты. В СССР акты об амнистии обычно издавались в связи с особыми достижениями в социальной и экономической жизни, в ознаменование событий особой исторической важности или международной значимости. Например, в связи с победой над гитлеровской Германией (1945), в связи с Международным годом ребенка (1979), в связи с 60-летием образования СССР (1982), в связи с 40-летием Победы в Великой Отечественной войне (1985).
Право издания актов об амнистии принадлежало Президиуму Верховного Совета СССР и Президиумам Верховных Советов союзных республик. Общесоюзный акт об амнистии мог касаться любых лиц, осужденных или привлекаемых к уголовной ответственности на территории СССР; республиканский акт об амнистии – лишь лиц, осужденных судами данной союзной республики или привлекаемых к уголовной ответственности на ее территории.
В соответствии с амнистией прекращались производством дела, находящиеся в стадии расследования, или дела, хотя и законченные расследованием, но еще не рассмотренные судом, а лица, отбывающие наказание, освобождаются от его дальнейшего отбывания или им сокращался срок наказания.
По материалам о преступлениях, по которым еще не было возбуждено уголовное производство, выносилось решение от отказе в возбуждении уголовного дела. Если обвиняемый, дело которого подлежит амнистии, считал себя невиновным, возражал против прекращения дела по амнистии, дело не могло быть прекращено и по нему продолжалось расследование и судебное разбирательство. Однако, если судом было установлена виновность обвиняемого, дело прекращалось по основаниям, установленным актом амнистии.
Информация о работе Амнистия, как института уголовного права