Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение амнистии, как института уголовного права.
Цель работы обуславливает поставленные мной задачи:
рассмотреть правовую природу амнистии;
анализ актов об амнистии в Советском периоде;
анализ актов об амнистии в современной России.
Введение 3
Правовая природа амнистии 6
Анализ актов об амнистии в Советский период 12
Анализ актов об амнистии в современной России 17
Заключение 29
Литература
Как уже упоминалось выше, являясь выражением социалистического гуманизма, амнистия в СССР и других социалистических странах была направлена на облегчение участи лиц, совершивших преступления, характер и обстоятельства которых свидетельствовали о сравнительно небольшой степени общественной опасности деяния и самого виновного.
Амнистия
способствовала быстрейшему возвращению
в общество лиц, ставших на путь исправления,
а также создавала
Принятие актов об амнистии не противоречило общим задачам уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Как правило, амнистия не применялась к лицам, совершившим особо тяжкие преступления, к рецидивистам и к лицам, нарушавшим режим в период отбывания наказания. Мог быть установлен самим актом об амнистии особый порядок его применения, например, решение вопроса об освобождении от наказания конкретного лица в зависимости от его поведения.
В
заключении данного раздела, хотелось
бы отметить, что за годы Советской
власти было издано около 180 различных
актов об амнистии.
3.
АНАЛИЗ АКТОВ ОБ
АМНИСТИИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993года, нашли отражения качественные изменения социальной политики государства, более четко обозначены права и свободы человека и гражданина.
Впервые в УК РФ 1996 года было определено понятие амнистии и этому вопросу уделялось особое внимание. За период с 1994 года по настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации было издано несколько постановлений об амнистии. Однако эти постановления не вносили каких-либо новых идей в развитие законодательства об амнистии. Практика их издания свидетельствует о том, что законодатель не всегда прогнозирует уголовно-правовые последствия амнистии.
Так, принятие постановлением Государственной Думы РФ от 26 мая 2000 года №398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» привело к росту преступности. В 2001 году криминогенная обстановка в России, по сравнению с предыдущими годами, осложнилась. Произошло резкое увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений. Их доля в общей структуре преступности возросла до 62%. Из общего числа выявленных правонарушителей более трети ранее судимы, а 20% из них совершили преступления при рецидиве и особо опасном рецидиве преступлений. Кроме того, анализ актов об объявлении амнистии в последнее десятилетие показал, что большинство из них противоречат закону или были приняты в противоречие закону, что позволяет сделать вывод о несовершенстве действующей редакции ст. 84 УК РФ и нечеткости ее формулировок. Так, акт амнистии от 24 декабря 1997 года начинался словами: «Руководствуясь принципом гуманизма...»
В советский период акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников. Такой, например, была амнистия в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967 года). Издание «юбилейных» актов амнистии осуществляется и в настоящее время, то есть уже в современной России. Такой акт амнистии был принят 19 апреля 1995 года в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В прошлом одной из причин издания актов амнистии, о которой не было принято говорить открыто, являлось перенаселение мест лишения свободы осужденными и следственных изоляторов подследственными. За последние годы в местах лишения свободы (в среднем по стране) перенаселения заключенных не было. Так, в 1996 году лимит наполнения мест лишения свободы осужденными был равен 96,8%. Это, однако, не исключало значительного переполнения мест лишения свободы отдельных регионов. В следственных изоляторах в 1996 году лимит наполнения был превышен на 54,2%.
23 февраля 1994 года Государственная Дума РФ приняла постановление об объявлении политической и экономической амнистии. В преамбуле к акту амнистии указывалось, что она принимается «в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия». Этот акт амнистии прекратил все уголовные дела, находившиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судом, в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности по событиям 19-21 августа 1991 года, связанные с образованием Государственного комитета по чрезвычайному положению, с участием в его деятельности; по факту столкновения демонстрантов и работников органов внутренних дел 1 мая 1993 года в Москве; за участие в событиях 21 сентября 1993 года в Москве, связанных с изданием Указа Президиума Верховного Совета РФ от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Акт амнистии освободил от наказания лиц, осужденных за нарушение правил о валютных операциях (ч. 1 ст. 88 УК РСФСР 1960 года), хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением (ч. 1 и 2 ст. 92 УК РСФСР 1960 года).
Перечисленные в акте амнистии лица в прошлом были осуждены или привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Но с изменением политической и экономической обстановки в стране общественная опасность таких деяний отпала, что и предопределило принятие рассматриваемого акта амнистии.
Диапазон принимаемых в амнистии мер, облегчающих участь лиц, осужденных за совершение преступления или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности преступления; вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участие в боях при защите Родины, пола, возраста, состояния здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, наличия злостных нарушений правил отбывания наказания и т. п.).
С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т. д.
Так, актом амнистии от 24 декабря 1997 года были освобождены от отбывания наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные: проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества; награжденные орденами и медалями; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I и II групп, а также больные туберкулезом, отнесенные к I и II группе диспансерного учета.
Рассматриваемая амнистия освободила некоторые категории осужденных от отбывания наказания (например, несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях; женщин, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывших не менее одной трети срока и т. д.).
Амнистия прекратила уголовные дела, находившиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу акта амнистии в отношении ряда категорий лиц (например, проходивших службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества и др.). 16 марта 1998 года военный суд Московского гарнизона приговорил генерал-майора Г., виновного в катастрофе трех истребителей С-27, приведшей к гибели четырех военных летчиков, по ст. 253 УК РСФСР 1960 года (нарушение правил полетов или подготовки к ним), к шести годам лишения свободы. Но так как Г. имел орден "Красной Звезды" и иные правительственные награды, его, в соответствии с актом амнистии от 24 декабря 1997 года, освободили от отбывания наказания с погашением судимости.
Акт амнистии от 24 декабря 1997 года сократил неотбытую часть срока лишения свободы некоторым категориям лиц, не подпадающим под освобождение от наказания, например, несовершеннолетним – на половину срока наказания (п. «б» ст. 8).
Рассматриваемый акт амнистии не распространялся на широкий круг лиц, осужденных за ряд преступлений, таких, например, как измена Родине (ст. 64 УК РСФСР 1960 года), шпионаж (ст. 65 УК РСФСР 1960 года), террористический акт (ст. 67 УК РСФСР 1960 года), бандитизм (ст. 77 УК РСФСР 1960 года) и др. Не попали под амнистию и лица, осужденные более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также лица, ранее осуждавшиеся к лишению свободы за преступления, о перечне которых только что шла речь (измена Родине, шпионаж и др.).
Не подлежали амнистии лица, признанные особо опасными рецидивистами или совершившие преступления при особо опасном рецидиве; осужденные, ранее освободившиеся из мест лишения свободы в соответствии с актом амнистии или помилования и вновь совершившие умышленные преступления; осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (режима), за исключением лиц, проходивших службу в действующей армии, и некоторые другие категории осужденных.
Амнистия
не применялась к лицам, подвергнутым
принудительному лечению от алкоголизма,
наркомании, а также к осужденным,
больным венерическими
Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.
К первому виду относится, например, амнистия от 24 декабря 1997 года Она привела к освобождению 400 тыс. лиц от условного осуждения, лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и т. д. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы.
Ко второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 году»
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии (данное положение было и в СССР). Так, генерал армии В. был освобожден от уголовной ответственности актом амнистии от 23 февраля 1994 года. Несмотря на это он в соответствии с ч. 5 ст. 5 УПК РСФСР потребовал рассмотрения дела в суде и был оправдан им. Следовательно, генерал В. был освобожден не в связи с актом амнистии, а вследствие его невиновности в совершении преступления.
При совершении продолжаемых преступлений амнистия применима только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до принятия акта амнистии.
По общему правилу, акт амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу акта амнистии. Из этого правила возможны исключения, установленные актом амнистии. Так, актом амнистии от 1 ноября 1991 года было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, военные комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения службы (ст. 9). Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.
Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.
В постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 года о применении акта амнистии определено, что злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы при применении акта амнистии следует считать:
Информация о работе Амнистия, как института уголовного права