Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:16, реферат
Хорошо известные слова мораль, нравственность, этика часто используются как синонимы или по наитию, в зависимости от созвучия слов в предложении. Если взять историю появления этих терминов, то известно, что этимологически слово этика происходит от ethos (греч.) и в переводе означает обычай, нрав, характер. Латинское слово mos переводится тоже как обычай, нрав. Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к нравам), а от него позднее возникает термин moralitas (мораль). Следовательно, как пишут в некоторых учебниках, по этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову нравственность.
Введение.
2. Понятие “мораль”, ее происхождение, структура
Приложение 2
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Экзаменационная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Профессиональная этика»
Билет №_6_
Выполнил: студент заочной формы обучения
Черняева Александра Юрьевна( подпись, дата )
Логин ______
Проверил______________________
Оценка_____________ Подпись______________
Улан-Удэ 2013
Вопрос 1. Функции морали и их характеристика
Введение.
2. Понятие “мораль”, ее происхождение, структура.
1. Введение
Хорошо известные слова мораль, нравственность, этика часто используются как синонимы или по наитию, в зависимости от созвучия слов в предложении. Если взять историю появления этих терминов, то известно, что этимологически слово этика происходит от ethos (греч.) и в переводе означает обычай, нрав, характер. Латинское слово mos переводится тоже как обычай, нрав. Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к нравам), а от него позднее возникает термин moralitas (мораль). Следовательно, как пишут в некоторых учебниках, по этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову нравственность.
Однако
в рамках научного знания эти термины
имеют свое специфическое содержание
и смысловую нагрузку. Это различие
осмыслил и терминологически закрепил
Г. Гегель, у которого мораль и нравственность
выступают как два
Во-первых,
нравственность закреплена традицией,
индивид включен в нее
Во-вторых, нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения, мораль вытекает из отрицательного отношения к реальности и является субъектным должествованием.
В-третьих, нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто вроде индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности.
В современной литературе наряду с отождествлением этих понятий выделяются их различия. Под моралью понимается форма общественного сознания, в которой фиксируются моральные требования и представления о должном. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними.
В понимании термина этика можно выделить два подхода. Первый – традиционный – под этикой понимает науку о морали. В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нравственность осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций.
Второй подход состоит в понимании этики как учения о морали. Его особенность заключается в том, что не всякое учение является научным. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, проверяемость знания. По отношению к этике этого не всегда возможно достичь. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а дает их критически – осуществляет ценностный анализ. Она является способом осознании общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности.
Соответственно, в структуре этики выделяются две части: теоретическая, которая описывает и объясняет мораль, и прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы.
Среди разделов этики выделяют профессиональную этику. Это понятие часто используется для обозначения нравственного кодекса людей определенной профессии. Некоторые авторы разделяют понятия “профес-сиональная этика” и “профессиональная мораль”. Под первой понимается раздел этической науки, а под второй – нравственность, совокупность сложившихся норм поведения и отношений между людьми. Общепринятым является следующее определение профессиональной этики как системы норм и правил поведения определенной социальной группы, в профессиональной деятельности которой специфически проявляется действие общеэтических и профессиональных норм морали; это раздел этического учения, изучающий особенности функционирования морали в различных видах профессиональной деятельности. Термин “профессиональная этика” условен, поскольку он означает прежде всего профессиональные моральные кодексы. Однако использование термина “профессиональная этика” оправданно, так как делает ударение на необходимость продуманной разработки ее норм. Термин “профессиональная мораль” подразумевает известную стихийность в образовании таких норм.
Существование
профессиональной этики обусловлено
исторически сложившимся
Профессиональная мораль находится в тесной связи с общей моралью. Любые попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой определенного морального кодекса внеморальными установками (уставами, инструкциями), либо абстрактными декларациями. Эта связь глубинная, необходимая. Общие моральные нормы, принципы основательнее, существеннее улавливают перемены в общественных требованиях к деятельности конкретных профессиональных групп. Поэтому именно они прежде всего стимулируют обобщение нравственной практики и появление новых норм и запретов в профессиональной морали. Главной особенностью норм профессиональной морали является их рекомендательный характер.
Особое место занимает профессиональная этика сотрудников ОВД, которая носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).
Деятельность
сотрудников ОВД носит
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД детально урегулирована законом. Соблюдение справедливости деятельности означает, что их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников ОВД формирует ряд моральных требований. Основной императив профессиональной деятельности сотрудника ОВД – защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности. Высокий профессионализм сотрудника ОВД проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника ОВД невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость и др.
Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников ОВД и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости. Профессиональная этика, раскрывая гуманные начала правоотношений различных сфер жизни общества, оказывает позитивное воспитательное влияние на правоохранительную деятельность сотрудников ОВД.
2. Понятие “мораль”, ее происхождение, структура
Многообразные описания феномена морали прежде всего указывают на такую ее существенную особенность как способность быть одним из видов регуляции общественной жизни. Мораль существует как регулятор человеческих отношений, поведения и мыслей наряду с правом, обычаями и традициями. Однако до сих пор нерешенным однозначно оказывается вопрос о сущности и происхождении морали. Выделяется 3 основных подхода к этому вопросу: религиозный, натуралистический, социально-исторический.
Религиозная этика настаивает на абсолютном, вечном характере морали и одинаковом, общезначимом содержании нравственных норм и принципов. Абсолютное начало в морали основывается на представлении о всемогуществе и всеблагости Бога-творца. Бог не только задает содержание моральных норм и принципов, но одновременно открывает людям само существование этих норм. Без Бога не было бы у людей и морали. Бог проявляет себя в человеке через совесть. Поэтому подлинная нравственность может быть только в самоотверженном служении высшему духовному началу в человеке, которое конкретизируется в нравственных заповедях и нормах. Например, в иудаизме и христианстве Закон божий, выражающий основные обязанности человека, дается людям Богом через пророка Моисея: “почитай отца твоего и мать твою”, “не убивай, “не прелюбодействуй”, “не кради” и т.д. Таким образом, без веры в Бога не может быть единой общечеловеческой морали, а человек не может быть нравственным. Воля Бога определяет существование и содержание моральных норм.
Вместе с тем, в этом подходе существуют определенные слабости.
Во-первых,
моральные нормы и принципы оказываются
вторичными по отношению к религиозным
обязанностям человека. Религиозная
мораль оказывается внутренне
Во-вторых, религиозное учение делает излишней всякую этику как систематизированное, научное знание о морали. Наука стремится постичь объективные, существующие независимо от чьей-либо воли, закономерности возникновения морали, а воля Бога как источник нравственных требований носит сверхъестественный, произвольный характер. Следовательно, для этики проблема происхождения морали остается непостижимой и доступна лишь в рамках теологии.
Натуралистический подход стремится вывести нравственные требования и ценности из природы вообще и природы человека, в частности. Натуралистическое учение имеет длительную историю, начиная с Античности. Так, Демокрит считал, что истоки морали лежат в свойственном человеку как живому существу стремлении к удовольствиям. Этот взгляд придает морально положительный смысл биологической природе индивида. Наряду с этим существует точка зрения, нравственно дискредитирующая естественную человеческую природу. От античного Антисфена, утверждавшего, что “лучше сойти с ума, чем наслаждаться”, до философа-материалиста XVII в. Т. Гоббса, понимавшего естественное состояние как “война всех против всех”, развивается мысль, согласно которой нравственность выступает в качестве способа обуздания эгоистических природных склонностей человека. При всем различии учений, объявляющих человека от природы добрым или злым, между ними существует принципиальное сходство. Они связывают мораль со свойствами индивида как природного существа, с его биопсихической сущностью. Мораль, тем самым, оказывается одним из врожденных, естественных свойств человеческой природы.
Натуралистическое
обоснование морали весьма успешно
применялось в истории