Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:12, курсовая работа
Менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Классификация функций менеджмента…………………………………...4-5
2. Общая характеристика функций менеджмента…………………………...5-24
2.1. Постановка целей и задач (целеполагание)………………………...5-6
2.2. Анализ……………………...………………………………………....6-8
2.3. Прогнозирование…………………………………………………….8-9
2.4. Планирование………………………………………………………..9-12
2.5. Принятие решений…………………………………………………..12-13
2.6. Мотивация и стимулирование труда……………………………….13-15
2.7. Организация и руководство…………………………………………16-21
2.8. Регулирование и разрешение конфликтов в организации………...21-23
2.9. Контроль, учет и мониторинг……………………………………….23
2.10. Формирование организационной культуры………………………..23-24
Заключение…………………………………………………………………………25-26
Список литературы………………………………………………………………...27
2
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. Классификация функций менеджмента…………………………………...4-5
2. Общая характеристика функций менеджмента…………………………...5-24
2.1. Постановка целей и задач (целеполагание)………………………...5-6
2.2. Анализ……………………...…………………………………
2.3. Прогнозирование………………………………………
2.4. Планирование………………………………………………
2.5. Принятие решений…………………………………………………..12
2.6. Мотивация и стимулирование труда……………………………….13-15
2.7. Организация и руководство…………………………………………16-
2.8. Регулирование и разрешение конфликтов в организации………...21-23
2.9. Контроль, учет и мониторинг……………………………………….23
2.10. Формирование организационной культуры………………………..23-24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.[6]
Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, можно свести к следующему: определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением поставленных задач.
Реализация задач управления требует создания необходимых экономических и прочих условий в сфере управления. То есть, содержание каждой функции менеджмента определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций. Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций менеджмента, которые расширились, усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства.
Управленческие функции выполняются специальным аппаратом (органами управления), состоящим из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции (как функции аппарата управления). Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А это требует применения определенных методов и средств.
Проблема определения функций менеджмента несомненно актуальна в настоящее время, поскольку постижение искусства управления является сложным и важным. Каждый руководитель должен знать свои функции, уметь правильно координировать действия своих сотрудников и деятельность предприятия в целом.[1]
1. Классификация функций менеджмента.
В настоящее время вопрос о классификации функций управления остается открытым, более того открытым остается вопрос о тех признаках, по которым можно проводить эту классификацию. И это не удивительно, поскольку, во-первых, с течением времени под воздействием экономических, политических и технологических факторов неизбежно меняется содержание управленческого труда; во-вторых, существующее многообразие управленческого труда не позволяет подробно рассмотреть всю его совокупность и, поэтому авторы исследований вынуждены либо концентрировать свое внимание на какой-нибудь одной функции управления, подробно ее анализируя, либо искать и анализировать то общее, что присуще труду всех руководителей.
Однако, несмотря на отсутствие единого подхода к классификации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции менеджмента, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).[10]
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность.[10]
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления. Поэтому, для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.
2. Общая характеристика функций менеджмента.
Структура современной организации (фирмы) образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, направленных на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы.[7]
Функции управления многообразны. К ним относят анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, мотивацию и стимулирование, организацию и руководство, координацию, коммуникацию, регулирование и разрешение конфликтов в организации, контроль, учет и мониторинг, формирование организационной культуры. Рассмотрим основные функции менеджмента более подробно.[2]
2.1. Постановка целей и задач (целеполагание).
Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Для достижения цели необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. От количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Изначально поставленные цели и задачи в процессе труда могут подвергаться корректировке. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны.[2]
Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. При этом цели и задачи должны быть реалистичными.
2.2. Анализ.
Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение информации в целях управления. Проанализированная информация — это новая информация. Собираемая информация должна быть достоверной (репрезентативной), качественной и минимальной по объему (информация по существу). Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.
В некоторых случаях требуется проведение более сложных видов статистического анализа:
• однофакторный или двухфакторный анализ (определяется мера влияния одного или двух факторов на конечный результат, например возраста покупателей (или пола и возраста) на объемы продаж);
• корреляционный анализ (выявление статистической взаимозависимости двух или более переменных, например тех или иных условий труда и производительности, технологических режимов производства и затрат и т.д.);
• кластерного анализа (отнесение или группировка тех или иных объектов (фирм, товаров и пр.) к одному классу или кластеру по их похожести друг на друга).
Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает в себя: анализ влияния экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, ставки налогов и др.); анализ правового регулирования; анализ политических факторов; анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, обычаи, традиции); анализ научного и технологического развития.
Анализ непосредственного окружения предполагает: анализ покупателей (составляется профиль покупателей); анализ поставщиков; анализ конкурентов; анализ рынка рабочей силы.
Анализ внутренней среды предусматривает: анализ кадрового состава; анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, иерархия подчинения); анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования и продвижения товара, выбор рынков и систем сбыта товара); анализ финансового состояния.
В анализе внешней и внутренней среды могут быть использованы и другие инструменты:
матрица SWOT (от англ.: сила, слабость, возможности, угрозы; цель SWOT-анализа – рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации);
матрица возможностей (анализ степени вероятностей использования и влияния возможностей на организацию, принятие решений об их использовании);
матрица угроз (анализ влияния угроз на организацию аналогично возможностям и принятия решения по их устранению в случае необходимости);
профиль среды (выделяются все значимые внешние или внутренние факторы, оценивается их влияние на организацию в баллах и дается оценка направленности влияния; полученные экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации).
В рыночных условиях возникает много трудностей, связанных с многочисленностью субъектов и факторов рынка, с большой степенью неопределенности и риска, поэтому неизбежно возрастают роль и значимость квалифицированного анализа. Причем от его достоверности и обоснованности в определяющей степени зависят направленность и результативность всех функций системы менеджмента.[2]
2.3. Прогнозирование.
Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогноз представляет собой научно обоснованное представление о перспективном развитии систем и процессов в будущем. Он дает общий взгляд на альтернативные возможности, определяет сроки, средства и технологию достижения желаемого состояния системы в перспективе.
В теории управления выделяют следующие виды прогнозов:
По целевому назначению прогнозы делятся на поисковые (дают общее представление о желаемом состоянии системы) и нормативные (вырабатывают сроки и механизмы достижения целей развития системы).
По отношению к функциям управления прогнозы бывают целевыми, плановыми, проектными и др.
По срокам реализации выделяют оперативные, кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы.
По типу систем, подвергаемых прогнозированию, - экономические, политические, глобальные и другие.
По отраслям научного знания выделяют политологические, социологические, экономические, экологические и другие прогнозы.[8]
Прогнозирование может осуществляться:
• до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);
• параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
• по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).
Информация о работе Общая характеристика функций менеджмента