Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 04:23, контрольная работа
Актуальность темы. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.
ВВЕДЕНИЕ
1 Взаимодействие культуры и общества
2 Социальные функции культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 Взаимодействие культуры и общества 2 Социальные функции культуры ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
3 4 9 18 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.
Степень изученности литературы. В пособии Ю.В. Ирхина «Социология культуры» комплексно рассматривается влияние общей и политической культуры на развитие различных обществ и цивилизаций, их политику и политическое поведение, дан краткий анализ основных функций культуры1.
Ф.И. Минюшев
в пособии «Социология
В учебнике «Культурология» Л.А. Никитич дано систематическое и развернутое изложение культурологии, объединяющее теорию, философию и историю культуры3.
Цель работы – исследовать функции культуры.
Задачи работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Взаимодействие культуры и общества
Культуру невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и различие.
Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. Кагану, культура – это продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или, по Э. Маркаряну, исходным взять представление о культуре как функции общества.
В разных
социально-философских
Именно общественные отношения выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь, должен “вписаться” в сеть наличных общественных отношений, обрести социальные роли, впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.
Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения – это основания, а культура – обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обуславливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают4.
Вопрос о связи культуры и общества, порождает еще два вопроса.
Первый – что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности?
Выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, среды, характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества) определяет способ человеческой деятельности, определяет особенности культуры. Унаследованная деятельность в совокупности с индивидуальной и генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.
И второй вопрос – в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура?
Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы культуры, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. Для одних культура предстает, прежде всего, как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью, третьи считают, что не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.
Необходимо выяснить кто является субъектом деятельности, творцом культуры.
В самом
общем виде можно было бы развернуть
такую цепочку субъектов
- индивид
- малая (контактная) группа
- социальные институты общности (классы, этносы, профессиональные группы, поколения и т.д.)
- учреждения,
организации, объединения (
- страны, государства
- региональные сообщества
- человечество (родовой субъект)
Каждое
из этих образований может выступать
и выступает как субъект
Поэтому правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой) культуре.
Таким образом, можно охарактеризовать сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности. Существуя в формах объективной (внешней) и субъективной (внутренней) предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом его деяний, предопределяющий характер, механизм и направление самих деяний. Именно поэтому она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.
Культура вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности.
Таким образом, общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.
Социальные институты не требуют осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам, они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей – слава, почести, богатство и т.д. Если же обратиться не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то можно обнаружить, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение – это внутренние физические и духовные качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру.
Культура
позволяет человеку развивать внутренний
мир, творчески реагируя на социальные
требования, осознавать их моральный,
политический и эстетический смысл,
принимать решения и делать нравственный
выбор. Ведь никакие социальные требования
не могут полностью регулировать
поведение человека. Поступки, выбор
человека говорят о его внутренней
и внешней культуре, поскольку
внутренняя культура реализуется в
его поведении и действиях. Мотивируя
собственные поступки или же опираясь
на избранную им культурную традицию,
осознанно или нет, человек ориентируется
на присущие ему социальные и природные
потребности. Биологические потребности
регулируют его жизнедеятельность;
их удовлетворение позволяет продлевать
жизнь человеческого рода. Социальные
потребности формируются у
Различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. Не составит труда определить культурный уровень развития общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления и употребления пищи. Еще в большей степени о культуре народа (а в индивидуальном случае – и отдельного человека) говорит жилье.
Удовлетворение потребностей, даже самых простых, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными запретами (табу) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.
2 Социальные функции культуры
культура общество коммуникативная
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей5. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
В ходе истории культура включается многообразными способами и формами.
Они выражают субъективно личностную сторону субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, материализованных результатов человеческой деятельности.
Наконец, художественное, научное, техническое, социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, открытое, созидание нового, уникального, дает результаты, которые включаются затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы; т.е. новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализованные результаты человеческой деятельности, и сама деятельность как последующее звено между ними.
Многомерность
культуры как социального явления
проявляется в следующих
Первая их них – информационная функция. Культура в обществе – это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым компонентом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержаться программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение.
Мир культуры предстает в трех основных артефактах:
1. мир артефактов
2. мир смыслов
3. мир знаков
Феномен культуры – это любые артефакты, которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями6. Совокупность знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.
Информационная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человека нет другого пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру.
Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. В пространстве передача культуры происходит благодаря миграция носителей информации и культуры. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная культура, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны.
Важность адаптивной функции заключается в том, что культура обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Человек как биологический вид не имеет своей экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования.
Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, различные продукты питания.
Биологическая незавершенность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической защите обернулась способностью осваивать любые природные условия – не за счет изменения биологических видовых признаков, а путем формирования способности создавать искусственные условия существования.
Многие культурные традиции имеют под собой вполне рациональные обоснования, связанные с каким-либо полезным приспособительным эффектом.
Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Увеличивается эффективность труда. Изобретается масса вещей, средств и способов, с помощью которых можно облегчить и улучшить жизнь, наполнить ее удовольствиями и развлечениями. Побеждаются болезни, увеличивается продолжительность жизни.