Генлцид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера..

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность геноцида
1.1. Историческая характеристика понятия геноцида
1.2. Понятие преступления геноцида и его квалифицирующие признаки в международном уголовном праве
Выводы по I главе
Глава 2. Геноцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества и его уголовно-правовая характеристика
2.1. Место геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества
2.2. Уголовная ответственность за геноцид по современному российскому законодательству
2.3. Проблемы исполнения конвенции по геноциду
Выводы по II главе
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

КР Геноцид.docx

— 71.32 Кб (Скачать документ)

ПОДОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

ФГБОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.С.ЧЕРНОМЫРДИНА» 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

на тему:

« ГЕНОЦИД »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила: студентка ПИ(ф)МГОУ

                                             Группа 3-23

                                            № 1709704                                                 

                                                                                     Дзарасова Оксана Владимировна

                                                                                  Преподаватель: Сурганова Д.А.

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность геноцида

1.1. Историческая характеристика понятия геноцида

1.2. Понятие преступления геноцида и его квалифицирующие признаки в международном уголовном праве

Выводы по I главе

Глава 2. Геноцид в системе  преступлений против мира и безопасности человечества и его уголовно-правовая характеристика

2.1. Место геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества

2.2. Уголовная ответственность за геноцид по современному российскому законодательству

2.3. Проблемы исполнения конвенции по геноциду

Выводы по II главе

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Исторический опыт XX в. показывает, что  самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных  конфликтов. Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального  уничтожения в настоящее время  не столь велика, в мире насчитывается  одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера..

То и дело вспыхивающие военные конфликты, их перерастание в Новой и Новейшей истории  в "тотальные" войны, войны на полное уничтожение, побудили мировое сообщество не только искать социально-экономические  и политические пути их предотвращения, но и определить правила, по которым  должны вестись как войны, так  и вообще все вооруженные конфликты.

Со второй половины XIX в. в  доктрине международного права считается  общепризнанным существование преступных деяний, связанных с нарушением законов  и обычаев ведения войны, за совершение которых международное право  возлагает на виновных лиц уголовную  ответственность.

В настоящее время в  теории развивается новая концепция  понимания международного уголовного права как самостоятельной отрасли, устанавливающей материально-правовые основания признания того или  иного деяния преступным. К числу  таких деяний, безусловно, относятся  военные преступления (преступные нарушения "законов и обычаев ведения  войны). Однако в доктрине не сформировалась еще концепция материально-правовых основ признания того или иного  деяния военным преступлением по международному уголовному праву.

Кроме того, несмотря на конституционные  положения о приоритете международного права над внутригосударственным, нерешенным остается актуальный вопрос о степени соответствия национального  уголовного права положениям международного права в области регламентации  ответственности за совершение преступлений.

Основная цель данной работы - выработка материально-правовых оснований  определения понятия "геноцид" в международном и российском уголовном праве. Кроме того, цель исследования состоит в решении  теоретических проблем уголовной  ответственности за совершение геноцида в международном уголовном праве, а также в национальном уголовном  праве России.

Достичь это можно путем  решения следующих задач:

1) изучение истории понятия  геноцид;                                                                           

2) изучения эволюции и  современного состояния источниковой  базы международного права, являющейся  основой для формулирования категориального  определения геноцид как в  международном, так и в национальном  уголовном праве;

3) рассмотрение положения  геноцида в системе преступлений  против мира и безопасности  человечества;

4) рассмотрения актуальных  вопросов ответственности за  геноцид как преступление против  мира и безопасности человечества;

5) изучения имеющейся  международной и национальной  судебной практики, а также касающихся  существа проблемы позиций ученых-специалистов  в области международного и  уголовного права.

Объектом исследования служат общественные отношения и интересы, связанные с реализацией международно-правовых положений и соответствующих  им норм национального уголовного законодательства о военных преступлениях.

В процессе исследования применялись  анализ и синтез как философских, теоретико-правовых, так и исторических, социологических исследований, отражающих развитие системы международного уголовного права.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения  и выводы могут быть использованы в процессе совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации  в целях достижения их большего соответствия нормам международного уголовного права, регламентирующим ответственность  за геноцид.

 

Глава 1. Сущность геноцида

1.1. Историческая характеристика понятия геноцида

"Геноцид" - термин нашего  времени, термин, обозначающий тягчайшее  международное преступление против  человечества, имеющий конвенционное  закрепление, уже не раз фигурировавший  и в истории, и в праве.  Под термином "геноцид" следует подразумевать одну из составляющих понятия геноцида. Ибо эти две вещи отнюдь не тождественные. Термин - суть имя понятия, его внешняя форма. А форма всегда подразумевает некие рамки.

К тому же этимология термина "геноцид" неоднозначна. Геноцид - гибридное слово, восходящее к двум языкам: греческому "genos" - род, племя  и латинскому "caedere" – убивать .1

В таком случае ясна трактовка  понятия геноцида в Конвенции  о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.: преступление против "национальной, этнической, расовой  группы".2

  Однако Конвенция включает в понятие геноцида и такую категорию, как "религиозная группа", которая образуется не по биологическим признакам. В этом случае концепция геноцида должна исходить из уничтожения или преследования людей по признаку определенной общности их происхождения, иначе говоря, преследование из-за принадлежности к социальной, биологической или иной группе. Национальная или расовая принадлежность, таким образом, является в концепции геноцида лишь частным случаем. И тогда объяснимо включение в Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него "религиозной группы".

Термин "геноцид" явился неологизмом, обозначающим известное  на момент его создания, но формально  безымянное преступление.

В октябре 1933 г. на 5-й Конференции  по унификации международного уголовного права польский юрист-криминолог профессор  Рафаэль Лемкин (Лемке) предложил  объявить действия, направленные на уничтожение  или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ, варварским преступлением по международному праву - "delicitio juris gentium". Он разделили  такие действия на две группы правонарушений:

1) акт варварства, который  выражается в посягательстве  на жизнь людей или же подрыве  экономической основы существования  данной группы лиц;   2) акт вандализма, выражающийся в уничтожении культурных ценностей путем передачи детей одной группы людей другой группе:

принудительное и систематическое  изъятие характерных элементов  культуры данной группы лиц;

запрещение употреблять  родной язык даже в личных отношениях;

систематическое уничтожение  книг на языке группы, разрушение музеев, школ, исторических памятников, культовых  и других учреждений, культурных объектов группы или же запрещение пользоваться ими.3

Лемкин предложил проект международной конвенции об ответственности  за перечисленные преступления, которая  на тот момент так и осталась проектом. Двумя годами позже профессор  Пелла в развитие идеи Лемкина  предложил проект кодекса об ответственности  за эти преступления. Он также предложил  создать международный суд, обеспечивающий защиту прав человека и гражданина от патологических эксцессов национального  государства. Однако Лига Наций ограничилась тем, что в 1937 г. разработала Конвенцию  об ответственности за международный  терроризм. Таким образом, к 1937 г. "безымянное преступление" законодательно осталось пока не оформлено.

Очевидно, что крупномасштабным преступлением, которое доктор Лемкин мог в 1933 г. иметь в виду в качестве реальной основы предложенного им определения  и которое содержало состав будущего преступления геноцида, было уничтожение  армянского населения в Османской  империи в 1915 г. Баресгов Ю.Г. писал  о данном событии следующее: "В 1915 году немцы оккупировали Варшаву  и весь район. Правда пришла только после войны. В Турции 1200000 армян  было убито только за то, что они  были христианами".4

Сам термин, как отмечает Б.Г. Манов, был найден Рафаэлем Лемкином позднее - в 1944 г., т.е. спустя почти десять лет после описания самого преступления геноцида. В 1944 г. профессор Лемкин опубликовал  книгу "Axis Rule in Occupied Europe" ("Основное правило в оккупированной Европе"). В этой работе он писал о бесчеловечных  действиях нацистской Германии и  гитлеровских планах уничтожения народов  оккупированной Европы с целью германизации их территорий. Характеризуя эти преступления, он так сформулировал понятие геноцида:

"Под геноцидом мы  понимаем уничтожение нации или  этнической группы... В целом геноцид  не обязательно означает моментальное  уничтожение нации... Он, скорее, предполагает  координированный план действий, направленный на разрушение основ  существования национальных групп  с целью искоренения самих  этих групп. Составные части  такого плана - уничтожение политических  и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ  существования национальных групп,  а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и  самих жизней людей, принадлежащих  к этим группам. Геноцид направлен  против национальной группы как  целого, и предпринимаемые действия  обращены против людей не как  отдельных личностей, а именно  как членов национальной группы".5

В официальном документе  определение геноцида впервые прозвучало 18 октября 1945 г. В обвинительном заключении Нюрнбергского суда говорилось, что  обвиняемые "... осуществляли намеренный и систематический геноцид, то есть истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения  части оккупированных территорий с  целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных  групп, особенно евреев, поляков и  цыган, а также других".6

Стремительным своим взлетом  слово обязано Организации Объединенных Наций, которая ввела его в  международный правовой лексикон. На своей первой сессии 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  Резолюцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

"Геноцид означает отказ  в признании права на существование  целых человеческих групп подобно  тому, как человекоубийство означает  отказ в признании права на  жизнь отдельных человеческих  существ; такой отказ в признании  права на существование оскорбляет  человеческую совесть, влечет  большие потери для человечества, которое лишается культурных  и прочих ценностей, представляемых  этими человеческими группами, и  противоречит нравственному закону, духу и целям ООН. Можно указать на многочисленные преступления геноцида, когда полному или частичному уничтожению подверглись расовые, религиозные, политические и другие группы. Наказание за преступление геноцида является вопросом международного значения".7

Когда понадобилось установить для термина "геноцид" юридические  рамки, государства встревожились: они должны были наделить юридический  орган ООН правом предъявлять  им обвинение за их прошлые, настоящие  и будущие действия.

И получилось, что понятие  геноцида связали этимологически (genos - род, племя), исторически (имея в виду два самых ярких прецедента геноцида ХХ в. - геноцид армян 1915 г. и геноцид  евреев фашистской Германией) и политически  исключительно с идеологией нацизма  и расистскими теориями.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания  за него была принята 9 декабря 1948 г. Гласила  она следующее:

"Статья II.

В настоящей Конвенции  под геноцидом понимаются следующие  действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как                  таковую... ".8

Получилось, таким образом, что Конвенция негласно оставляла  за государствами право истребления  любой группы - политической, экономической, социальной, культурной, если она не выделяется по национальности, биологическим  характеристикам, этнической принадлежности либо религиозным верованиям. Исходя из перечисленных выводов, можно сформулировать следующий тезис: геноцид - это самая тяжкая форма дискриминации. И перечень оснований для дискриминации того или иного права широкий и незакрытый. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".9

Информация о работе Генлцид