Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении вопроса распределения осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям и характеристика видов мест отбывания лишения свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть вопрос распределения осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям;
· дать характеристику видов мест отбывания лишения свободы.
Введение 2
Понятия и задачи органов государства, исполняющих наказания 3-5
Виды и место ИУ и иных органов, исполняющих наказания, в системе государственных органов, ведущих борьбу с преступностью 6-9
Взаимодействия органов, исполняющих наказания, с иными государственными органами, ведущих борьбу с преступностью 10-14
Обеспечение законности в деятельности органов, исполняющих наказания 15-18
Управление исправительным учреждением 19
Заключение 20
Список литературы 21
3.Взаимодействия органов,
Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества, политической системы, нравственными ценностями в развитии общества, особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями задач, стоящих перед ними. Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач, стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов следствия и ИУ.
В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с повинной за ранее совершенные ими преступления. Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих наказание и освобожденных из мест лишения свободы. При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР, вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения, улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д. Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также, по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц, представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости - копии других материалов. Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров (ст.20 УИК РФ).
Судебный контроль
- принципиальная форма поддержания и
укрепления законности при исполнении
приговоров. Вся судебная система Российской
Федерации при рассмотрении дел, связанных
с участием в них учреждений и органов,
исполняющих наказания, может и должна
осуществлять судебный надзор за их деятельностью.
Выносимые им постановления, определения
в адрес учреждений и органов, исполняющих
наказания, как и другие вступившие в законную
силу судебные решения, являются обязательными
для всех без исключения физических и
юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению (ст. Закона РФ «О судебной
системе Российской Федерации» от 31.12.1996
г.). Основа взаимодействия судов и учреждений
и органов, исполняющих наказания, закладывается
еще в ходе судебного разбирательства,
когда суд оказывает воспитательное воздействие
на подсудимого, создавая тем самым предпосылки
для организации с ними последующей эффективной
воспитательной работы. Уголовное судопроизводство
способствует воспитанию граждан, в том
числе и подсудимых, в духе неуклонного
исполнения законов Российской Федерации
и уважения прав и свобод граждан, оказывая
при осуществлении правосудия на судебных
заседаниях частное и общепредупредительное
воздействие на подсудимого, иных граждан
и участников процесса. Эффективность
исполнения наказания зависит от справедливости
вынесенного приговора, если правильно
применены общие начала назначения наказания,
закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание
справедливо, учитывает характер и степень
общественной опасности преступления
и личность виновного, оно будет способствовать
исправлению преступника. Назначая наказание,
суд не ограничивается его видом или временными
рамками, или размером. Если это наказание
в виде лишения свободы, суд определяет
одновременно и вид исправительной колонии
и режим, где должен отбывать наказание
осужденный, чем способствует дифференцированному
подходу к различным категориям осужденных,
предопределяет правовые рамки, в которых
будет исполняться наказание, объем его
карательного воздействия, а также особенности,
порядок и условия исправительного воздействия
на осужденного. Рассматривая дела по
применению институтов досрочного освобождения
от наказания, его замены более мягким,
отсрочки исполнения наказания или изменения
осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные
в законе признаки и условия, создающие
возможность применения таких мер, тщательно
изучает и проверяет деятельность соответствующего
исправительного учреждения. При этом,
суд может объективно оценить состояние
процессов исполнения и отбывания наказания
в данном ИУ. В случае обнаружения недостатков
и нарушений закона в работе учреждения,
суд, путем вынесения частного определения,
ставит в известность соответствующие
органы уголовно-исполнительной системы
об обнаруженных недостатках и предлагает
принять меры к их устранению. Исполнение
таких представлений контролируется судом
в установленные законом сроки. Располагая
правами и свободами граждан Российской
Федерации с ограничениями, установленными
законодательством, осужденные имеют
право обращаться с предложениями, заявлениями
и жалобами в судебные инстанции на действия
администрации учреждений и органов, исполняющих
наказания суд не вправе отклонять жалобы
и заявления осужденных. В то же время
администрация ИУ обязана проводить разъяснительную
работу среди осужденных. При рассмотрении
жалоб и заявлений осужденных суды изучают
различные стороны деятельности ИУ, учреждений
и органов, исполняющих наказания, создавая
тем самым условия для реализации функции
судебного контроля.
УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" заложили законодательную основу такому взаимодействию, определяют основные их направления. Естественно, прежде всего следует указать на взаимодействие по оказанию материальной, финансовой и иной помощи исправительным учреждениям. В этой связи широкое распространение находит беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной помощи. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили многие исправительные учреждения от уплаты местных областных и краевых налогов, установили им пониженную ставку на аренду земель, водоснабжение, электроэнергию и т.д. Эти льготы существенно облегчают положение исправительных учреждений в условиях рыночной экономики и позволяют привести материально-бытовое положение осужденных в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Также активное взаимодействие осуществляется и в сфере реализации гарантий правовой и социальной защиты персонала исправительных учреждений. Существующие законодательные и нормативные акты предоставляют персоналу исправительных учреждений значительные финансовые преимущества в оплате труда, льготы в обеспечении жильем, по проезду на транспорте, в оплате жилья и коммунальных услуг и т.д. Уголовно-исполнительным законодательством предусматривается взаимодействие органов власти и управления, органов местного самоуправления с исправительными учреждениями в деле обеспечения правопорядка в местах их дислокации. Органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, а по мере необходимости они совместно устанавливают режимные требования на этих территориях (ст.85 УИК РФ, ст. 4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В числе таких режимных требований могут быть временное ограничение и запрещение движения граждан и транспортных средств, их обыск и досмотр и т.д. Некоторым категориям осужденных, для обеспечения производственной и хозяйственной деятельности исправительных учреждений, а также учебы в учебных заведениях различных уровней (в пределах субъекта Федерации) предоставляется право передвижения за пределами учреждений без конвоя или сопровождения. Порядок и условия содержания таких осужденных, маршруты их передвижения, правила поведения согласовываются администрацией исправительных учреждений с органами власти местного самоуправления и субъектов Федерации. Одним из важных направлений взаимодействия исправительных учреждений с органами власти и управления и местными органами самоуправления является организация и проведение воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия разнообразны создание и улучшение материальной базы (пополнение и обновление фонда библиотек, ремонт клубов, предоставление кино- и видеоаппаратуры и т.д.), участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих целей государственных и общественных организаций субъектов Федерации, города или муниципального образования. Кроме того, высшие органы государственной власти и управления субъектов Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать за счет имеющихся в их распоряжении средств, расходы на содержание исправительных учреждений. Это говорит о том, что уголовно-исполнительная система Российской Федерации не только находится под социальным контролем общества, но и на его непосредственном попечении и опекунстве.
4.Обеспечение
законности в деятельности
Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:
· международный,
· государственный,
· общественный контроль.
Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ).
Существуют четыре формы международного контроля.
Первая - периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).
Вторая - сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Третья - индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.
Четвертая - посещения членами
Европейского комитета по предупреждению
пыток мест лишения свободы государства-